Зона отчуждения в пределах МКАД: какие преобразования ожидают район улицы Карвата?

Заброшенные строения воинской части, два десятка хрущевок и самолет на постаменте. Чем примечателен район улицы Карвата и какие преобразования его ожидают?

 

Вчера

Жилой район Степянка расположен аккурат у самой кольцевой дороги в восточной части столицы. Кажется, что разместился он совсем недалеко от центра Минска – до Национальной библиотеки рукой подать, но местность эта словно отрезанный ломоть: линия железной дороги московского направления, МКАД и лес – как границы отдельного государства. Впрочем, и бывать в этих колоритных местах у большинства минчан особой надобности нет.

Раньше, как и на месте многих других столичных жилых районов, тут находилась обычная деревня Липки, жизнь которой долгие годы была сосредоточена возле железнодорожной станции Степянка. В 1930-е на месте нынешнего здания вокзала стояла обычная деревянная изба, которая ко всему прочему служила пристанищем для здешнего станционного смотрителя – тут жила его семья. В самом же поселении едва насчитывалось с десяток домов, да и места эти в прямом смысле можно было назвать дикими – на территории современной частной жилой застройки простиралось болото, которое позже осушили.

В 1950-е годы в Степянке стали строить дома для военных первой на территории Белоруссии зенитно-ракетной части, и жизнь потекла веселее. За считанные годы тут вырос целый городок, в котором появились штаб, школа, Дом офицеров, казармы, плац. Кроме того, в окрестностях расположен аэродром Липки, который активно эксплуатировали военные. Сегодня там базируется авиация МЧС, а время от времени взлетно-посадочную полосу используют как тренировочный плац военных парадов.

С тех пор здесь многое изменилось, и о былой славе в этом укромном уголке напоминают лишь ветхие постройки. А жители с большим усилием, но все равно безуспешно пытаются вспомнить, когда здесь еще кипела жизнь.

– Кажется, часть расселили не так уж давно – в начале 2000-х, – говорит один из местных. – Хотя я все равно не уверен.

Однако, судя по деревьям, выросшим на территории и даже на крышах заброшенных зданий, по назначению их не использовали по меньшей мере лет двадцать.

 

Сегодня

На улицу Карвата мы приехали на автомобиле. Добраться до обветшавших построек бывшей воинской части можно и на общественном транспорте, только нужно быть готовыми к километровой пешей прогулке – автобус остановок тут не делает.

LK2A8685 copy

Впрочем, потребности в них и нет – жилых домов не наблюдается. Перед нами лес, гаражи и парочка неэксплуатируемых зданий – наглядных памятников советского прошлого. Эти видавшие виды помещения сегодня заняты представителями мелкого бизнеса.

Большая часть улицы Карвата застроена панельными пятиэтажками так называемой чешской планировки, характерными для всех военных городков советского времени. Попадаются и новые постройки, правда, ощущение, что окунулся в прошлое, не покидает. Многие проводят параллели с небезызвестной зоной отчуждения – покинутым десятки лет назад городом Припятью.

LK2A8640 copy

LK2A8648 copy

LK2A8653 copy

LK2A8654 copy

Однако, на мой взгляд, сравнение это явно некорректное. Какая-никакая, но жизнь здесь все-таки теплится. На главной местной улице сегодня можно найти современную среднюю школу, отделение почты, банк, кафе и магазины, которые сосуществуют с обломками ушедшей эпохи.

LK2A8621 copy

Степянские заброшенные дома окутаны определенным ореолом романтизма и наверняка привлекают любителей подобных богом забытых мест – диггеров, сталкеров и бомжей. Но обойдя пустующие здания со всех сторон, возможности просочиться внутрь мы так и не нашли – двери и окна надежно зарешечены. Ничего не поделать – меры предосторожности, чтобы непрошеные гости не устроили тут пожар или еще какое-то ЧП.

LK2A8623 copy

LK2A8637 copy

LK2A8650 copy

– И вовсе они не заброшены, – пытается переубедить нас местный житель. – Это база для тренировки спецназа. Они тут всякие трюки отрабатывают, тактические приемы, альпинизмом занимаются. Так что никто их сносить не станет.

LK2A8627 copy

Тут замечаем, что в нескольких метрах отсюда располагается площадка для игры в пейнтбол. Очень может быть, что наш новый знакомый перепутал людей в камуфляже, играющих в войну понарошку, с реальными бойцами.

 

Завтра

Неоднократно пишущая братия и жители города ставили в укор местным представителям власти степянскую ветхость. Невозможно поверить, что в пределах МКАД есть место, столь непохожее на Минск. Не меньше были бы удивлены и иностранцы, привыкшие видеть белорусскую столицу такой чистой и холеной. В здешних пейзажах они вряд ли ее узнают.

LK2A8662 copy

LK2A8665 copy

LK2A8667 copy

LK2A8668 copy

К счастью, все не безнадежно. Для территории Степянки и прилегающих кварталов готов градостроительный проект. Не так давно его даже выносили на общественное обсуждение.

– Большинство старых зданий планируем сносить, в том числе и отдельные объекты жилой застройки, к примеру бараки, – объяснил начальник отдела архитектуры и строительства администрации Партизанского района Николай Кацевич. – Но главное – найти деньги на реализацию задуманного. Очень надеемся, что район преобразится как можно быстрее.

LK2A8688 copy

Детальный план квартала предусматривает развитие социально значимых объектов. В соответствии с проектом здесь собираются построить школу, два детских сада, поликлинику, многоквартирные жилые дома, баню и пожарное депо. Оставшиеся объекты перепрофилируют или отремонтируют. Кроме того, продумано и развитие путей транспортного сообщения: строительство разворотного транспортного кольца и двух съездов на МКАД. Возможно, недалеко то время, когда Степянка станет одним из крупнейших жилых массивов Минска.

LK2A8692 copy

Одна из главных степянских улиц названа в честь первого Героя Беларуси Владимира Николаевича Карвата, который погиб в 1996 году. Ценой собственной жизни он отвел падающий самолет от населенного пункта. К большому сожалению, часто встречается название улицы как «КОрвата», что в корне неверно. Такая досадная ошибка есть и на многих картах, в атласах и путеводителях.

LK2A8682 copy

LK2A8689 copy

На улице установлен памятник советским летчикам. Он появился здесь в первой половине 1980-х. Изначально у истребителя-бомбардировщика Су-7БМ был бортовой номер «77». Сегодня – «29», как у воздушного судна, на котором разбился Владимир Карват.

0_f3e41_226f94f5_orig copy

0_f3e43_d23f7d93_orig copy

0_f3e44_f49aefc0_orig copy

Фото Алексея Колесникова, safaniuk.livejournal.com

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ