Мы снова много думаем о политике. Это понятно, ведь впереди важная кампания, которая окунает с головой даже самых невовлеченных. Нужно отметить, что впервые выборы Президента у нас стали нормальным процессом, при котором нет ощущения тревожности.
Наверное, август 2020 года, когда все страхи, копившиеся в течение последних кампаний, вылезли наружу, помог обществу терапевтически. С конца 1990-х любой электоральный процесс — карнавал фамилий, радикальных, чаще маргинальных идей и обязательное шествие в день выборов. Нездоровая атмосфера. Очевидно, качали ее с Запада. Понятно, что Александр Лукашенко пытался найти компромисс. Скептикам скажу: если бы наш Президент этого не делал, то, думаю, маргиналы не попали бы даже в список зарегистрированных инициативных групп, не то что в бюллетени. Нарыв в виде так называемого свободного общества зрел, пока его не поддели иголкой в 2020-м. Оказалось, что вся эта демократическая нечисть отнюдь не согласна слышать альтернативное мнение. В руках появились булыжники и арматура. Сейчас, после выборов в Грузии и Молдове, стало ясно: о свободе волеизъявления никто не думал. Мнение должно было быть исключительно англосаксонским.
Говоря медицинским языком, в стране прошла плановая операция. Нарыв вскрыли, теперь долечиваем антибиотиками, а сам электоральный процесс стал здоровым. В государстве прошла эволюционная реформа власти, появилась еще одна ветвь — Всебелорусское народное собрание. Тот самый страховочный трос на случай, если республика сорвется в пропасть. Перераспределены полномочия Президента, прошли перерегистрацию политические партии. Из 15 их осталось 4, и они реально отображают взгляды современных граждан нашей страны. Появилась даже политическая формула «5+4», крупные общественные объединения и партии, которые реально могут бороться за умы электората. И впервые в ЦИК не подали документы ни одного политического клоуна. Я вспоминаю 2010 год, когда Александр Лукашенко в бюллетенях оказался в компании разношерстной и иногда не очень адекватной публики. Девять человек от так называемой оппозиции выдвинулись на пост Главы государства. Они отбирали друг у друга голоса, били друг другу морду за кадром, но наша «независимая пресса» не задавалась вопросом: «Почему их так много?»
В этот раз выборы Президента — здоровый процесс. Любая электоральная кампания дает шанс проверить свои силы и ресурсы, оценить уровень поддержки и возможность мобилизации сторонников. На всех этапах — от регистрации инициативных групп до самого голосования. По-моему, 14 лет назад объясняли наличие такого спектра радикальных сил наши оппоненты. Если применить формулу «5+4», то мы как раз видим взросление общества. Белорусские партии борются за власть, так и должно быть. Остальные проводят рекогносцировку политического ландшафта. Без эксцессов, выходов на улицы и баррикад. Замены на этапе сбора подписей, создание коалиций, а ведь снятие в пользу кого-то — это и есть простейший формат коалиций. Вывод один: мы повзрослели, и выборы у нас идут по цивилизованному формату. Как ни посмотри — хоть из Брюсселя, хоть из Минска.