Звонкая монета

Дмитрий Исайчук
Автор материала:
Дмитрий
Исайчук

Скоро это будет не только денежное средство, а, надеюсь, еще и повод поиграть на улице.

С 1 июля 2016 года у школьников в карманах зазвенит мелочь. Вновь в обиход войдут металлические рубли и копейки. Для кого-то это ностальгия, а для кого-то абсолютно неизвестный этап денежного обращения. Я в школу пошел с советскими монетами в кармане. За них можно было не только купить булочку или стакан газировки в автомате. Они сами по себе были прекрасной игрушкой. Причем одной из самых распространенных и незаменимых. Современным школьникам еще только предстоит освоить ее.

На переменах мы не только носились по школьному коридору в салочки, пускали бумажные самолеты и устраивали жаркие споры о том, кто сильнее — Шварценеггер или Сталлоне. Мы проводили время с монетным звоном. Самой распространенной забавой на перемене был «волчок». Для нее лучше всего подходил юбилейный или «олимпийский» рубль. Поэтому, имея такое достояние в кармане, можно было не только самому играть, но и наслаждаться игрой других. Правила довольно просты: монету ставят на ребро и щелбаном, по-простому «пстрычкой», заставляют вертеться волчком. Следующему нужно тоже щелкнуть монету, чтобы она продолжила вращение. И так всем игрокам. Тот, кто уронит монету, проиграл. Такое происходило не только от неумелого щелбана. Пять секунд давалось на то, чтобы вступить в игру новому игроку. Если монета упала в этот промежуток, то проигрывал ударявший. Если она падала после, то проигрыш засчитывался следующему по очереди. Это было одно из важнейших правил. Можно было рискнуть и сбить монету так, чтобы она провертелась пять секунд, а на шестой или седьмой упала. Чтобы она перестала вращаться, а начала медленно перекатываться, клонясь к центру. Следующему невероятно сложно вновь запустить такого «засыпающего волчка». Играли на щелбаны, «на интерес», старшие классы изредка на деньги. Обычно запала хватало на одну-две перемены. Особенно у тех, кто пару раз продул.

Гораздо интереснее и длительнее были послешкольные баталии в «лунку» и «пристенок». Эти игры были младшим и старшим братьями. «Пристенок» известен каждому советскому школьнику. Правила очень просты. По жребию определялась очередность игроков. После этого от начерченной линии первый бросал в стену монету. Следующий игрок должен был бросить свою монету так, чтобы она, отлетев от стены, упала как можно ближе у денежки уже бросавшего. Забрать монету можно было, «засалив» ее. Это значит упереть большой палец в свою монету и дотронуться до нее другим пальцем. И так по кругу, добавляя в игру монеты из своего кармана. Существовало дополнительное правило, которое заранее обговаривалось, — если брошенная монета накрывает чужую, то ее сразу забирают, а все игроки дополнительно дают счастливчику по копейке сверх. Или же только тот, чью монету покрыли. Игра эта очень увлекательна, особенно после третьего круга. В ней можно сорвать куш, забросив монету в самую гущу копеек и «засалив» их за раз. Причем правила можно менять постоянно, внося в игру разнообразие. Например, с каждым кругом приближать или отдалять метательную черту от стены. Или каждый третий круг бросать монеты, уперев пятую точку в стену.

Младшим школьникам такая игра была немного тяжеловата. Поэтому мы намного чаще играли в «лунку». Правила также просты: все по очереди от линии бросают монету, стараясь попасть в небольшую ямку-лунку. Кто попал, тому все дают по копейке. Когда все игроки сделали бросок, определяли, чья монетка оказалась ближе всех к лунке. Он начинал салить ближайшие монеты. После этого он должен был забросить свою монетку в лунку пальцем. После этого он мог попробовать отправить в лунку любую другую монету из игры. Если не получилось, то ход переходил к следующему игроку. Он был обязан начинать игру со своей монеты. Если ее уже выбили, то мог бросать новую от линии как захочет: попытать счастья и угодить в лунку (это было очень тяжело, редко когда за десяток игровых кругов это происходило больше двух-трех раз) или попасть с самую гущу монет и «засалить» их. Таким образом, игра не прерывалась, каждый мог отыграться.

Было еще много других игр с монетами. Старшие играли в «чушку». Специальными свинцовыми битками старались перевернуть монеты с решки на орла. Устраивали соревнования на дальность катания, на длительность кручения и прочее. Но на деньги мы играли редко. Чаще всего после длительной партии в «лунку» с шумом выбирали свои монеты из общей кучи. Забирать монеты себе мы стали только в 1990-е, когда они перестали быть деньгами. Они для нас стали простым призом.

Не знаю, вернется ли мода на игру с монетами в современную школу. Мне бы очень хотелось. Пусть лучше малыши соревнуются в ловкости новыми белорусскими копейками, чем просиживают перемены со смартфонами. Пусть задержатся на улице на часик за игрой в «пристенок» или «лунки», чем усядутся с обедом перед монитором или телевизором. Лично я этим летом научу своего сына играм с монетами.

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Когда денег на смартфон нет, почему бы не научить играть в монетки. Ох уж эти советчики…

Комментарии закрыты