Баллады Высоцкого из фильма – убрать! Почему авторов ленты «Стрелы Робин Гуда» заставили так поступить
«О том, как создавалась «Баллада о любви», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Для фильма «Стрелы Робин Гуда» Владимир Высоцкий написал одну из лучших песен, но чиновники советского кино заставили создать новое музыкальное сопровождение.
Входной билет
Режиссер Сергей Тарасов оканчивал ВГИК дважды. Учился на экономическом, а затем на сценарном факультете.
В 1966-м по сценарию Тарасова Станислав Говорухин снимал кино «Вертикаль», в котором Владимир Высоцкий исполнил главную роль. В картине прозвучали четыре его произведения, в том числе «Прощание с горами» («В суету городов и в потоки машин…»). На съемках Тарасов с Высоцким сдружились. Сергей Сергеевич понял, насколько мощно песни и голос барда могут поднять планку ленты.
В тот период 33-летний Тарасов чувствовал, что созрел для режиссуры. Снять фильм с Высоцким, где прозвучали бы его произведения, стало его мечтой. Но не всё было так просто. На советских киностудиях выпускник ВГИКа мог работать только по профильному образованию. После сценарного факультета пиши сценарии, иди в редакторский отдел. Окончил экономический факультет? В плановый. В этом была своя логика, так как в случае провала картины спросят, кто доверил огромный бюджет неопытному новичку. В то же время, если правдами и неправдами человеку без режиссерского образования удавалось снять успешную ленту на одной из республиканских киностудий, она становилась входным билетом в профессию.
Защитник бедных
В 1969 г. Сергей Тарасов снял первую картину — короткометражку «Белые дюны» на Рижской киностудии. В съемочный период в Риге гастролировала труппа Московского театра на Таганке. Сергей Сергеевич пришел в гостиничный номер Владимира Высоцкого и Бориса Хмельницкого, рассказал о своей идее сделать кино на основе английских средневековых баллад о Робин Гуде. В нескольких словах описал сюжет. Как вспоминал Хмельницкий, он скромно предложил себя на роль Робин Гуда. Высоцкий накануне побывал на закрытом показе еще не вышедшего в прокат «Короля Лира», где его впечатлил Олег Даль в роли шута. В будущей картине Тарасова он выбрал роль шута Клема, ставшего рыцарем. Сергей Сергеевич попросил его подумать над балладами для ленты на общечеловеческие темы — о любви, ненависти, времени.
Руководство Рижской киностудии сценарий фильма «Стрелы Робин Гуда» устроил. Там считали: Робин Гуд, отнимавший у богатых в пользу бедных, персонаж вполне пролетарский. Но существовал тематический план, в который картина о средневековой Англии не входила. Тарасову предложили выполнить еще одно условие посвящения в советские режиссеры — снять патриотическую ленту. Пришлось согласиться. Кино «Петерс» о Якове Петерсе, сподвижнике основателя ВЧК Дзержинского, вышло в 1972-м, и режиссер начал готовиться к съемкам «Стрел Робин Гуда».
Из Парижа с любовью
К началу 1970-х Владимир Высоцкий снялся во многих картинах, включая белорусскую «Я родом из детства» (1965), где прозвучали его песни «В холода, в холода…» и «Братские могилы». Однако с началом брежневского застоя режиссерам всё чаще запрещали приглашать его на роли. За него приходилось бороться с помощью ультиматумов. Советская Прибалтика негласно считалась витриной СССР, иногда там разрешалось то, о чем в других республиках творческая интеллигенция не могла и мечтать. Поэтому Тарасов не допускал, что ему запретят снимать Высоцкого на Рижской киностудии. Но это произошло. Директор Генрих Лепешко разводил руками, показывая бумагу из Госкино СССР. Спорить бесполезно. Владимир Семёнович не стал выносить сор из избы, всем сказал, что отказался от роли из-за того, что съемки совпали с поездкой в Париж. И действительно улетел к супруге Марине Влади, где дописал песни для фильма: «Балладу о времени», «Балладу о вольных стрелках», «Балладу о ненависти», «Балладу о коротком счастье», «Балладу о борьбе» и самую яркую — «Балладу о любви» («Я поля влюбленным постелю…»). Для съемок бард прислал черновой вариант баллад, чтобы они звучали из динамиков во время соответствующих сцен и вдохновляли актеров. Снимали в Польше и Латвии с мая по сентябрь 1975-го. В октябре Высоцкий приехал в Ригу, там баллады записали в чистовом варианте.
После монтажа и отправки рабочей версии ленты в Москву режиссера ожидал новый удар. 9 декабря его опять вызвал директор Рижской студии Лепешко, снова извлек из стола письмо из Госкино СССР. В нем говорилось: исполнение баллад актером В. Высоцким чужеродно теме картины. Музыкальный материал беден, песни претенциозны по смыслу, однообразны по манере подачи. Рекомендовалось заново создать музыкальное сопровождение фильма с другими авторами. От всех шести произведений киностудия отказалась. Тут как тут возник местный композитор Раймонд Паулс и на стихи Льва Прозоровского написал новые песни.
В знак протеста Борис Хмельницкий, сыгравший Робин Гуда, отказался от окончательного озвучивания своей роли для чистовой версии. Поэтому в картине он говорит голосом актера Александра Белявского. Тарасов не дал смыть единственную копию фильма с песнями Высоцкого, тайно вынес из студии. Впоследствии она пригодилась.
Фильм ради песен
Владимира Высоцкого не стало 25 июля 1980-го.
Официальное отношение к творчеству поэта резко изменилось. Зная предысторию, на «Мосфильме» Тарасову предложили выбрать тему картины, чтобы использовать баллады Владимира Семёновича в кино. Режиссер не собирался делать продолжение истории о Робин Гуде. Да и сценарий отсутствовал. Но поскольку Высоцкий при написании произведений был вдохновлен этой темой, Тарасов решил снимать по мотивам романа Вальтера Скотта «Айвенго». Беспрецедентный случай, когда не песни писали для фильма, а фильм снимали ради песен. Борис Хмельницкий и всё его окружение почти без изменений перекочевали в новую ленту «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Правда, Юрий Каморный, сыгравший в 1975-м шута вместо Высоцкого, в 1981 г. был убит при загадочных обстоятельствах. В новой картине его персонаж достался Александру Филипенко.
Съемки батальных сцен прошли в Каменец-Подольском в Хотинской крепости и Черновцах. В эти летние дни 1982-го Брестский областной драматический театр в течение месяца гастролировал в Черновцах. Почти все брестские актеры и их дети снялись в эпизодах фильма.
Высоцкого и его произведения при жизни официальные критики разносили в пух и прах. Но после выхода на экраны «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго» журнал «Искусство кино» писал: «Патетика экранного действия трогает нас в гораздо меньшей степени, чем суровая образность песен Высоцкого. Авторы ленты поставили самих себя в довольно неловкое положение, ибо в сравнении с песнями действие на экране решительно проигрывает». Словом, чтобы поэта официально признали таковым, ему нужно было умереть. В январе 1988-го к 50-летию Владимира Семёновича на центральном телевидении показали первоначальный вариант «Стрел Робин Гуда» с ранее вырезанными произведениями, который уберег режиссер.