izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Почему «Искусство» вернули в школьную программу и какое будущее у этого предмета? Говорим с автором учебных пособий

В этом году закончился первый цикл школьников, которые изучали зачетный предмет «Искусство» с 2015 года. Именно тогда, после 8-летнего перерыва, решили вернуть в школьную программу отечественную и мировую культуру. Сейчас ее проходят все дети средней школы, получая единственный в четверти зачет. О причинах возвращения и перспективах этого предмета корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала автор пособий по нему учитель Елена Михайловская.

95a5cb6d871092c321429f740ae10f50 XLНе опять, а снова. Почему вернули искусство?

Мировую художественную культуру (МХК) как предмет решили убрать из программы в 2007-м и вернули в учебном году 2015/2016. Основная причина возвращения предмета в школу, по мнению Елены, в том, что образовался пробел в культурном образовании. Если в начальной школе были музыка и изобразительное искусство, то после — ничего.

Заново вводили предмет постепенно: сначала только в пятом классе, где учащиеся были «испытуемыми», первыми опробовавшими искусство. Потом написали программу и учебники для остальных классов средней школы.

Особенности зачетного предмета

Искусство является единственным предметом, по которому после завершения периода обучения ученики получают зачет или незачет, как по студенческой программе. Но так было не сразу. По словам Е. Михайловской, на первом году знания учеников оценивали по 10-балльной системе.

— Разные причины повлияли на тот факт, что «Искусство» в школе стало зачетным предметом. Это и жалобы родителей, которых не устраивали не самые лучшие оценки в конце четверти, и отсутствие методической основы для четких критериев оценивания по 10-балльной системе. Все же это был новый предмет, — рассказывает Елена Владимировна. — Вот так и сложилось.

photo 5Почему не все воспринимают этот предмет серьезно?

Причиной недостаточно серьезного отношения к предмету со стороны родителей и учеников Е. Михайловская видит отсутствие стремления многих преподавателей самим разобраться с непростым материалом и, соответственно, разработать интересную подачу информации. А современных детей, отмечает она, намного сложнее увлечь.

— Но все же главная причина несерьезного отношения детей и их родителей исходит из того, что система безотметочная. Они привыкли, что им нужен хороший аттестат и девятки-десятки в году. А если оценка не идет в аттестат, то учителю нечем замотивировать, — высказывает свою точку зрения педагог.

Елена Владимировна сама обучала детей этому предмету и видела их безразличное отношение к нему. Педагог решила объяснить, почему важно изучать культуру, на родительском собрании.

— Я говорила им, что уроки расширяют кругозор, — делится опытом Е. Михайловская. Только подумайте: искусство открывает взгляд на мир не через маленький глазок, а через распахнутую дверь. И мой метод подействовал. Дети заинтересовались.

photo 2 e1602578172600Сложно, но возможно

За пять лет изучить всю культуру от Древнего мира до современного периода невозможно. Однако программа разрабатывалась так, чтобы в первые два года ученики больше узнавали про жанры, методы, виды искусства, а уже с 7-го класса проходили эпохи согласно хронологическому принципу.

— Мне кажется, в нынешних учебниках очень много чудесного синтеза. Как раз в современной программе очень гармонично распределили все виды искусства, — подчеркивает преподаватель. — Живопись, конечно, остается в центре, потому что ее легче всего воспринимать. Архитектура же, скульптура, декоративно-прикладное искусство — это все намного сложнее.

Можно увидеть уже и результаты труда. Дети, которые в этом году прошли весь обновляющийся курс, были рады и благодарны Елене Владимировне, потому что у них получилось наладить диалог и с пользой провести время. Благодаря им программа четко сформировалась, и сейчас дети узнают об отечественной и о мировой культурах по четко продуманному плану.

photo 3Будущее зачетного предмета

Но не уберут ли предмет из программы снова? Педагог и автор пособий убеждена, что повторения досадного прошлого не будет.

— Будущее у предмета есть, я его четко вижу. Все стабилизировалось, программа разработана, действует уже несколько лет.

Основная цель преподавания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» — это то, о чем говорили древние греки: формирование художественной культуры учащихся и разностороннее развитие личности. Е. Михайловская исходя из собственного опыта работы с учениками, которые в этом году прошли с ней полную программу, убеждена: эту цель достигает в итоге каждый. Просто в разной мере и глубине познания. Главное — дети прикасаются к искусству и познают его так, как могут.

Подготовила Диана Позняк

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мэр Новосибирска на МАЗе: «Минский пассажирский транспорт — это всегда интересно»

Минский автозавод — еще одно предприятие, которое в рамках рабочего визита посетила делегация Новосибирска во главе с мэром Максимом Кудрявцевым 18 декабря, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 07 kopiya

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев и мэр Новосибирска посетили ряд производственных площадок, где ознакомились с номенклатурой выпускаемой продукции, особенностями отдельных технологических процессов и условиями труда. О возможностях предприятия детально рассказал гендиректор Валерий Иванкович.

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 01 kopiya

Особое внимание было уделено реализации при участии Мингорисполкома масштабного инвестиционного проекта по модернизации и расширению производства автобусов. М. Кудрявцев отметил высокий интерес российских регионов к белорусской пассажирской технике. Там же, в цехах, предметно обсудили и перспективы расширения взаимодействия.

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 03 kopiya

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 04 kopiya

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 11 kopiya

Заместитель коммерческого директора по реализации пассажирской техники Владимир Дормаш детализировал:

— Новосибирский регион — весьма масштабный и емкий. Поставляем туда разную технику: грузовую, пассажирскую, специальную. Еще в 2018 г. начали поставки автобусов на газомоторном топливе. С 2003 г. развиваем новую форму сотрудничества — поставки троллейбусов марки «Горожанин», которые выпускают в Уфе на базе машинокомплектов Минского автозавода. В Новосибирске сегодня 84 % электрического транспорта — как раз таки техника на нашей базе, а сам город входит в тройку лидеров России по количеству новых троллейбусов. Немаловажно и то, что для организации поставок предлагаем контрагентам удобные финансовые инструменты.

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 31 kopiya

Интересный факт: буквально на днях с конвейера предприятия сошел33-тысячный автобус. Одна из его изюминок — оснащенность телематическим оборудованием: информационными системами, мониторами, приборами дистанционной связи с диспетчером, wi-fi роутером и другими элементами цифровой среды. Не менее яркая визитная карточка — троллейбусы МАЗ третьего поколения, которые уже выходят на маршрут. Словом, есть что предложить.

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 19 kopiya

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 20 kopiya

mgik kuharev i kudryavczev posetili maz lukashov 27 kopiya

В этом году побратимским отношениям между Минском и Новосибирском исполнилось 12 лет. Сотрудничество, констатировали стороны, развивается на всех направлениях.

Справочно

М. Кудрявцев вступил в должность мэра Новосибирска в апреле 2024 г., это его первое посещение белорусской столицы.

Фото Сергея Лукашова

Читайте также:

Возобновление авиарейсов, проектирование метро: Минск и Новосибирск наметили перспективы сотрудничества

В Мингорисполкоме рассказали, какой досуг организуют для столичных школьников в период зимних каникул

Зимние каникулы у школьников продлятся с 25 декабря по 7 января. Какой досуг организуют для столичных учеников на этот период, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в комитете по образованию Мингорисполкома.

09 01 2024 – obrazovanie – obzor shkolnyh katkov pozhoga 05 kopiya

— Красной нитью через все каникулы пройдут мероприятия благотворительной акции «Наши дети». Юные минчане поучаствуют как в республиканских, так и в городских. Руководством столицы подготовлены сюрпризы для детей. Так, 24 декабря состоится благотворительное театрализованное представление в Белгосцирке «Новогодний Ералаш». А 27-го для столичных старшеклассников, достигших высоких результатов в учебной и общественной деятельности, пройдет новогодний бал во Дворце детей и молодежи. В танце закружатся 80 пар. Уже месяц ребята репетируют, — рассказала начальник отдела воспитательной и идеологической работы комитета по образованию Мингорисполкома Анна Рысевец.

Подарки от администрации города получат более 55 тыс. детей из социально уязвимых категорий. Ребятам их вручат на утренниках, новогодних представлениях.

Также во время каникул подведут итоги конкурса видеороликов среди участников школьных медиацентров. Свои представления и постановки покажут театры учреждений общего среднего образования.

Старшеклассникам предложат поучаствовать в проекте «Профнавигатор». Столичные колледжи ознакомят ребят с перечнем специальностей, по которым ведется подготовка. Молодые люди непосредственно встретятся и с будущими заказчиками кадров — представителями предприятий и организаций города.

На зимних каникулах продолжится круглогодичная школьная спартакиада. В ней посоревнуются учащиеся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, и воспитанники военно-патриотических клубов.

— Запланированы соревнования по настольному теннису и, если позволят погодные условия, — по биатлону. Данная спартакиада имеет много положительных откликов. Более того, большой интерес наши школьники проявляют и к деятельности спортивных клубов. В формате рождественских встреч на каникулах дети посетят гандбольный клуб. Будет товарищеский матч, встреча с нашими именитыми гандболистами, автограф-сессия, — рассказала А. Рысевец.