Пр. Независимости: как создавался и почему претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Недавно в очередной раз прозвучало, что главная магистраль столицы вместе с некоторыми другими ансамблями на постсоветском пространстве может оказаться в золотом фонде Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об истории появления архитектурной достопримечательности Минска и ее характерных особенностях — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Как это было
Первая трехкилометровая часть нового проспекта имени Сталина (так его тогда называли) от здания главпочтамта до площади Победы была застроена к 1954 году. Любопытно, что изначально главную магистраль предлагали сделать в два раза уже.
1944-й. Минск разрушен на 86 %, его фактически предстоит отстроить заново. В первую очередь на опорном плане столицы была прочерчена трасса будущего центрального проспекта: она частично повторяла историческую улицу Захарьевскую. Известно, что первый вариант проекта сохранял ее старые параметры, значит, ширина магистрали составляла бы 24 м: 12 м — проезжая часть, тротуары приблизительно по 6 м. В этом случае проспект по ширине был бы, как улица К. Маркса.
Второй проект предложили архитекторы Михаил Парусников, Владимир Король, Геннадий Баданов и другие авторы. В их версии значилась общая ширина проспекта 48 м: 24 м — проезжая часть, по 12 м — тротуары. Но для строительства требовалось снести 17 уцелевших домов (!) и израсходовать вдвое больше материалов, что по тем временам было очень смелым предложением. Окончательное решение принял глава ЦК компартии республики Пантелеймон Пономаренко. На заседании бюро ЦК, когда обсуждали проекты, он сказал: «Минск должен стать красивейшим городом Европы. Будем принимать второй вариант». Это происходило в конце 1947 года. Через несколько дней здания снесли. И уже через шесть лет появилась застройка до площади Победы.
Ширина магистрали и спустя 66 лет выдерживает требования нынешнего времени. А пропорции застройки (высота домов к ширине проспекта) считаются идеальными для восприятия архитектуры и комфортного ощущения себя в этом пространстве.
Во Всемирной энциклопедии архитектуры ХХ века есть страницы, посвященные Беларуси, где среди пяти архитектурных объектов нашей страны рассказывается и о Ленинском проспекте (такое название он носил с 1961 года).
Авторский коллектив архитекторов, работавших над первой очередью застройки: Михаил Парусников, Михаил Барщ, Геннадий Баданов, Сергей Ботковский, Александр Воинов, Владимир Король, Сергей Мусинский, Георгий Сысоев, Наум Трахтенберг, Натан Шпигельман — получили Государственную премию БССР.
В чем сила
За разъяснениями обратились к декану архитектурного факультета БНТУ профессору Армену Сардарову.
— В архитектуре, как и в музыке, есть понятие «ансамбль», — отмечает он. — И в переводе с французского означает «вместе». То есть сделать что-то разными людьми и с помощью разных приемов (инструментов), но чтобы это было созвучно и гармонично. Основная часть главного проспекта — яркий пример ансамблевой застройки, когда каждый объект не перебивает другой и звучит в унисон, усиливая общее впечатление.
Что касается стиля, то часто употребляют сочетание «сталинский ампир», но оно разговорное, просторечное. По-научному это неоклассицизм. В эпоху античной Греции и Древнего Рима появилась классическая архитектура с ее правилами. Периодами она возвращалась и позже, но уже в обновленном варианте, например, во времена Ренессанса в Европе, а потом во Франции в период правления Людовика XIV и Людовика XV (XVII–XVIII века). Классические приемы воспринимались как вневременная истина в архитектуре.
Неоклассика, расцвет которой в СССР пришелся на 1940–1950-е, на мой взгляд, появилась как ответ на авангардное искусство, примером которого в советской архитектуре стал конструктивизм. Для него характерны асимметрия, отсутствие регулярности, одинаковости, свободная компоновка, игра цвета и объемов. Но неподготовленному человеку такое искусство было тяжело воспринять и понять. Авангард оставался чужим, поэтому зодчие вернулись к классике, но на новом витке. Свою роль здесь сыграла история: наша страна пережила страшную войну, разрушения, но вышла непобежденной. Символ торжества, победы как нельзя лучше воплотился в неоклассицизме. Вроде бы возводили не дворцы, а дома для простых людей, но если посмотреть на каждое здание, возникают ассоциации именно с древними храмами и дворцами.
Мы разговариваем на площади Независимости. Отсюда идем к началу проспекта.
— В чем особенность застройки этой части? Во-первых, очень глубокая перспектива. Мы видим практически на километр вперед или даже больше, — поясняет Армен Сергеевич. — Это удивительное раскрытие. А с психологической точки зрения оно подводит к ощущению: ваш путь ясен, он верный.
Во-вторых, симметрия. Она не буквальная, здания по обе стороны магистрали не повторяют друг друга, но они практически одинаковые по габаритам, поэтому и застройка воспринимается как симметричная. Гениальность авторов-зодчих в том, что каждый объект индивидуален, имеет свои особенности. При этом несет общие приметы стиля: определенные пропорции, колонны, венчающие их капители и антаблементы — горизонтальные перекрытия с карнизами, фризами, которые являются одновременно и конструктивными элементами, и декоративными.
Главпочтамт и здание КГБ
— Вот яркий образец такого стиля, — говорит Армен Сергеевич. — Здание главпочтамта (архитекторы, проектировавшие главпочтамт, — Владимир Король и Абрам Духан. — Прим. авт.) симметричное, его украшают элементы классической архитектуры — колонны и пилястры (неполные колонны), выступающая центральная часть — ризалит. Венчает строение прямоугольный фронтон с изображением герба (фронт в переводе с латыни означает «лоб»).
Соседние дома № 14 и 16 выделяются эркерами (выступающими частями), которые не только украшают здания, но и задают им определенный ритм.
Здание КГБ можно сравнить с античным храмом с характерным для него портиком, колоннами, треугольным фронтоном с гербом.
Скверы и площади
Собеседник подчеркивает: проспект Независимости уникален и своей структурой, где линия застройки перемежается зелеными бульварами, скверами, а также чередуется с открытыми пространствами площадей, словно нанизанными на это ожерелье. Напрашивается сравнение с музыкой, где разные ноты вместе рождают определенную тему и создают эмоциональное настроение.
Нацбанк и ГУМ
Подходим к величественному зданию Национального банка (автор Михаил Парусников) и ГУМу (Роман Гегарт и Лев Мелеги). По мнению собеседника, это две жемчужины. Здесь четкий баланс между архитектурными конструкциями, деталями, орнаментикой.
— Всегда любуюсь керамическими элементами на фасаде ГУМа. Посмотрите, какие колонны из майолики, такой же декор вверху, — обращает внимание Армен Сергеевич. — Внутри здания уникальная лестница с бронзовыми деталями в ограждении. К сожалению, их в свое время решили «обновить» и покрасили «под бронзу».
Уникальность
Интересуюсь у эксперта, чем отличается минский проспект от Крещатика в Киеве, Тверской улицы в Москве, которые тоже относятся к так называемому сталинскому ампиру.
— Наш самый длинный, даже если брать его заглавную часть до площади Победы, за которую в свое время создатели получили Госпремию БССР. И в Минске более интересные фасады каждого здания в отдельности, — делится впечатлениями Сардаров. — В Киеве гораздо больше лепнины, декора, возможно, даже чрезмерно. Вероятно, это идет от национального украинского зодчества, где была тенденция максимально украсить свое жилище. Белорусы не склонны к этому, у нас всё более рационально, сдержанно. Но для меня, если сравнивать неоклассическую архитектуру названных вами городов, Минск — это золотая середина.
Октябрьская площадь
Расстаемся мы здесь не случайно. Именно тут расположен знак «Нулевой километр», автором которого является Армен Сардаров. Он же занимался проектом благоустройства части бульвара на улице Ленина, напротив Национального банка. В обоих объектах использованы приемы и формы классической архитектуры: пирамида — для «Нулевого километра», симметрия и регулярность — для бульвара. Это была попытка бережного внедрения в уже признанный шедевр советских зодчих.
Название магистрали в разное время
Она ведет свою историю с весны 1801 года, когда начали прокладывать новую улицу Захарьевскую, названную в честь первого минского губернатора Захария Корнеева. Трасса планировалась как объездная для разгрузки центра города.
- 1801–1919 — Захарьевская улица;
- 1919 — Советская улица;
- 1919–1920 (польская оккупация) — улица Адама Мицкевича;
- 1920–1941 — улица Советская (за институтом физкультуры — Пушкинская);
- 1941–1944 — (германская оккупация) Гауптштрассе;
- 1944–1952 Советская + Пушкинская (после октября 1952-го Советской называется небольшой отрезок улицы от улицы Свердлова до площади Мясникова);
- 1952–1961 — проспект имени Сталина;
- 1961–1991 — Ленинский проспект;
- 1991–2005 — проспект Франциска Скорины;
- С 2005-го — проспект Независимости.
Фото Сергея Пожоги
Смотрите также:
https://youtu.be/bfuMZDQAKcs