Режиссером фильма «Зеленый фургон» мог стать Высоцкий. Как снимали приключенческую ленту
Кандидатуру Владимира Высоцкого на должность режиссера фильма «Зеленый фургон» чиновники одобрили, но поэту так и не удалось снять картину. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В послереволюционной Одессе сын профессора Володя Патрикеев назначен начальником отдела милиции в одном из уездов в окрестностях города. Вместе с местным милиционером Грищенко он пытается бороться с сельскими самогонщиками, взломщиками и спекулянтами. Часто приезжая в Одессу, он видит разгул бандитизма. Ходят слухи о самом опасном преступнике по кличке Червень. Максималист и идеалист Патрикеев решает сделать поимку Червеня своей главной задачей.
Всё из жизни
Повесть «Зеленый фургон» Александр Козачинский писал о себе и о своем друге Евгении Петрове, позже создавшем в соавторстве с Ильфом «Двенадцать стульев» и другие произведения.
В 1920-е Козачинский — настоящий одесский бандит. Рисовал планы разбойных нападений на зажиточные квартиры, поезда. Был предводителем налетов. В 1922 году при попытке продать на Староконном рынке Одессы краденых лошадей попал в засаду.
Узнав в одном из оперативников уголовного розыска своего друга детства Петрова, сдался ему. Сначала Козачинского приговорили к расстрелу, но благодаря Петрову высшую меру отменили, и через 3 года он вышел на свободу по амнистии. Вскоре переехал в Москву, где стал работать в газете «Гудок», ведь в гимназии был отличником. Там они с Петровым, который ушел из милиции в журналистику, встретились вновь. В повести прототипом конокрада Красавчика был он сам. Прообразом Володи Патрикеева стал Петров.
В 1959 году на Одесской киностудии уже был снят один «Зеленый фургон» по одноименной повести. Фильм замечательный. Но после того как режиссер Генрих Габай уехал в Израиль, картину положили на полку и о ней забыли.
Затянули с решением
Владимир Высоцкий в радиоспектакле «Зеленый фургон» сыграл конокрада Красавчика. В конце 1970-х в Одессе шли съемки ленты «Место встречи изменить нельзя». Сценарист Игорь Шевцов подошел к поэту и предложил ту же роль, что и в радиопостановке, в новой версии фильма. Владимир Семенович прочел сценарий и загорелся. Материал был ему близок. Он сказал, что хочет попробовать снять этот фильм сам как режиссер. Для Шевцова Высоцкий был кумиром и авторитетом в творчестве. Сценарист согласился на его предложение. Предстояло утвердить барда на должность режиссера в кабинетах начальства, что было непросто: у поэта нет режиссерского диплома. Пока руководство раздумывало, Высоцкий и Шевцов адаптировали сценарий. Владимир Семенович хотел видеть прежде всего вестерн.
Начал продумывать новые диалоги. Многие сцены, предложенные им, совершенно не коррелировали с первоначальной версией. Но он ведь хотел снять свое кино, с большей героикой, чем было заложено ранее. Раздумья чиновников растянулись на год, который стал роковым для поэта. К алкоголю добавилось кое-что посерьезнее. Настал апрель 1980-го. Высоцкого наконец утвердили, можно было снимать. Но неожиданно для всех он сказал, что снять так, как он хочет, не дадут. И отказался от затеи. По мнению Шевцова, на деле причина отказа была в плохом здоровье. Жить поэту оставалось три месяца. Сценарий отложили. Спустя три года о нем вспомнили при сдаче ленты «Трест, который лопнул». Режиссеру этого фильма Александру Павловскому сказали в кабинете директора студии: «Почему бы вам не снять «Зеленый фургон»?» Узнав предысторию, он отказался. Ведь многим было известно, что картину собирался снимать Высоцкий, а его имя в ту пору было культовым. Возможно, Павловский опасался другого: как бы он ни сделал эту ленту, начнутся разговоры, что Владимир Семенович снял бы намного лучше.
И всё же он согласился. Решение помогло принять удивительное совпадение. Случайно выяснилось, что автор повести Козачинский задолго до появления на свет Павловского жил на улице Базарной, 1, где проживал и сам Павловский. Режиссер понял: в детстве его отец вполне мог гонять по двору мяч с будущим одесским бандитом, а потом писателем Козачинским.
Борьба противоположностей
Дмитрия Харатьяна режиссер увидел в фильме «Розыгрыш». На пробах выбрали сцену, где герой Харатьяна с героем Брондукова видят, как в деревне сельчане что-то варят. Харатьян-Патрикеев умилился: «Варенье варят, совсем как в опере «Евгений Онегин». Грищенко-Брондуков парировал: «Ага! Варенье… Да чистое такое, как слеза». Так он подсказывал наивному Патрикееву, что деревенские гонят самогон. На противопоставлении взглядов на жизнь романтичного интеллигентного вчерашнего гимназиста Патрикеева и битого, приземленного Грищенко строилась половина шуток в фильме. Александру Демьяненко режиссер дал роль Шестакова, чтобы зрители наконец увидели, что он не только гайдаевский Шурик. Актер замечательно декламировал стихотворение Блока «Двенадцать» и создал совсем не комичный образ.
Роль конокрада Красавчика сыграл очень популярный в те годы Александр Соловьев. Ему удалось воплотить в ленте образ человека, который вызывает у зрителя симпатию, несмотря на то что преступник. Жизнь самого актера завершилась трагически. В 2000-м его нашли на улице с травмами, без сознания и без документов. После смерти 2 недели не могли его опознать. Медсестра узнала в нем Красавчика из фильма. Ничего не оставалось делать, как вызвать на опознание Харатьяна.
В картине снялись замечательные актеры Регимантас Адомайтис (Червень), Эдуард Марцевич (отец Патрикеева), Виктор Ильичев (Федька Бык). Не обошлось и без минчанина. Роль самого эксцентричного жителя Севериновки сыграл уроженец Минска Виктор Павловский. Зрители наверняка помнят его по сериалу «Д’Артаньян и три мушкетера». Это его, игравшего шпиона кардинала, обрил наголо в доме Констанции герой Боярского.
История с продолжением
Фильм снимали с мая по сентябрь 1983 года в Одессе и в селе Севериновка Одесской области. Исполнительница роли Катьки-Жарь Екатерина Дурова (дочь знаменитого актера Льва Дурова) вспоминала, что когда заканчивались деньги, они с Харатьяном шли на рынок «Привоз», где по традиции можно пробовать продукты. Пройдясь по торговым рядам, актеры наедались от пуза. Ловили мидии в море и варили из них плов. Ловили рыбу.
Харатьян с Соловьевым очень сдружились. В начале съемок так отметили встречу, что следующий рабочий день едва выдержали, когда требовалось гонять в футбол много дублей подряд. Решили объявить себе сухой закон и не выпивали весь период съемок.
На рабочей площадке вносились изменения в сценарий. В нем и в повести во время ареста банды в подвале Володя бросал в лоб Червеню настоящую гранату, она взрывалась. Но тогда бы погибли все персонажи. Был придуман ход с гранатой-пустышкой. Красавчика в первоисточнике забирали со всеми бандитами, увозили в машине с решетчатыми окнами. В фильме он бежит, снова перехитрив Патрикеева. А потом встречает его на сельской дороге, они играют в мяч, эта сцена — финал картины.
В 2019 году вышел сериал «Зеленый фургон». В нем есть постаревший, прошедший войну Патрикеев в исполнении Харатьяна. Есть Катька-Жарь, ее играет всё та же Екатерина Дурова. Режиссером стал сын оператора-постановщика ленты 1983 года Сергей Крутин. В телефильме новая история. Дает ли сериал те свет и теплоту, что дарила и дарит прежняя картина, решать вам.