Алексей Петренко, Николай Караченцов, Олег Даль. Кого они должны были сыграть в фильме-катастрофе «Экипаж»
Алексей Петренко, Николай Караченцов, Олег Даль. Кого они должны были сыграть в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж». Об этом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
У каждого из членов экипажа пассажирского авиалайнера Ту-154Б под командованием Андрея Тимченко масса семейных неурядиц. Они получают задание совершить сложный рейс в пострадавший от землетрясения горный город нефтяников Бидри для эвакуации работающих там советских специалистов.
В условиях конкуренции
Прочитав роман Артура Хейли «Аэропорт», режиссер Александр Митта обратился к литераторам Юлию Дунскому и Валерию Фриду (последний имел белорусские корни) с просьбой создать сценарий фильма-катастрофы. Писатели подошли к делу креативно, взяв за основу прием сочетания приключенческих и мелодраматических моментов в жизни персонажей. Разные жанры органично дополнили друг друга. Бытовая драма героев в первой серии усиливает сопереживание им во второй, где происходят остросюжетные события. Однако в 1976-м сценарий отвергли киночиновники. Кроме того, изначально по сюжету авария самолета происходила в Союзе по причине его несовершенства.
Спустя два года в Госкино СССР обратили внимание на спад посещения кинотеатров по всей стране. Причина в том, что к концу 1970-х годов телевизоры стояли почти в каждой квартире. Центральное телевидение предлагало множество развлекательных передач: от музыкальной «Утренней почты» до интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Новые телефильмы часто появлялись в эфире наряду с повторами старых. Особенно в дождливую погоду потенциальные зрители оставались дома и кутались в пледы перед голубыми экранами.
Глава Государственного комитета СССР по кинематографии Филипп Ермаш решил идти ва-банк: он предложил снизить градус цензуры и перенести на советскую почву американское зрительское кино. Так, без правок утвердили производство лент «Экипаж», «Пираты ХХ века» и «Москва слезам не верит».
Еще в начале подготовительного периода министр гражданской авиации СССР Борис Бугаев узнал о готовящейся картине, где происходит авария советского самолета по причине его неисправности. Он вызвал к себе режиссера Митту и 40 минут читал лекцию о надежности отечественных воздушных судов. Бугаев уверял, что скоро они станут летать без пилотов, а также пообещал помочь в съемках, если лента будет похожа на фильм 1945 года «Небесный тихоход». Митта согласно кивнул, а затем попросил авторов переделать сценарий. Катастрофа теперь случалась не в СССР, а в несуществующем африканском городе, авария самолета же связана не с неисправностями, а с внешними катаклизмами.
Сложности кастинга
К осени 1978-го утвердили актеров. Командира Тимченко должен был сыграть Алексей Петренко, второго пилота Ненарокова — популярный в то время Николай Караченцов. На роль любвеобильного Скворцова выбрали Олега Даля, а его возлюбленную — Тамару — согласилась воплотить на экране Елена Проклова. Однако ни один из актеров, утвержденных на пробах, в фильм не попал. Петренко, ознакомившись со сценарием, сказал, что далек от летающих железных коробочек. Его достойно заменил Георгий Жженов. Караченцов из-за занятости мог выделить на съемки лишь два дня в неделю, а это никого не устраивало. Решили присмотреться к Анатолию Васильеву. Поскольку Митта сомневался и безразлично вел себя на пробах, Васильев раскрепостился, показал высший актерский пилотаж, и его утвердили.
Проклова за три дня до съемок тоже отказалась от ленты из-за постельных сцен. Вместо нее Тамару сыграла студентка Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Александра Яковлева. Ее случайно нашли в картотеке студии.
После начала работы, когда было готово немало эпизодов с Далем, он не явился на смену, заявив, что не желает сниматься в попсовой картине! А ведь пленка и время уже потрачены… Говорили, к тому моменту актеру приходилось тесно не только в СССР, но и в мироздании. Вместо него удачно вписался Леонид Филатов. До этого он мелькнул лишь в двух фильмах, был далек от кино. Предварительно он позвонил Далю и спросил, не стал ли его уход результатом интриг. Олег Иванович ответил, что ему сейчас не до «Экипажа».
Так собралась команда, которую мы увидели в окончательной версии.
Стеснялся снимать штаны
Эпизоды семейной жизни Валентина Ненарокова снимали в Калуге и Ялте. Интересно, что флешбэк, где он на танцах делает предложение будущей жене-истеричке, заканчивался их интимной близостью под лестницей в первом попавшемся подъезде. Страсть все же была. Но сцену заставили вырезать.
Министр гражданской авиации Бугаев действительно помог. На ремонтирующейся полосе Домодедово позволил выстроить декорацию аэропорта вымышленного города Бидри и поджечь. Также он поспособствовал в поиске самолетов. Один Ту-114 нашел списанным на складе. Его решили взорвать, привезли 6 т горючего, установили заряды. Однако из-за жаркого дня взрыв случился самопроизвольно до включения камеры. Митта пришел в ярость. Взрывать больше нечего! Помогли макетчики и мастера комбинированных съемок. Их умения позже оценили в Голливуде и пытались выведать секреты советских специалистов.
В Новосибирске нашли Ту-154. Он пострадал от пожара. Хвостовая часть осталась невредимой. Ее железной дорогой доставили в Москву и сняли все эпизоды катастрофы и ремонта машины в воздухе.
Для сцен внутри лайнера отыскали еще один Ту-154. Он стоял на ремонтном авиазаводе во Внуково. В нем кто-то разлил ртуть, и на линию машину не выпускали. Пришлось провести обеззараживание и только потом использовать его для съемок.
Специалисты по спецэффектам проявили невероятную изобретательность. Например, вулканической лавой, сходящей с гор, стал комбикорм, а горящим нефтеперерабатывающим заводом — макет Омского НПЗ.
Имели место некоторые сложности морального порядка. Если Александра Яковлева легко оголилась для любовных сцен, то Филатов, будучи женатым однолюбом, даже под одеялом оставался в джинсах все 12 дублей рядом с обнаженной актрисой! Впрочем, часть эротических сцен Скворцова с Тамарой пришлось вырезать по требованию чиновников.
В первоначальной версии кино завершалось тем, что, попав в госпиталь, Тимченко умирает. После идут кадры, где он в самолете находится вместе с фронтовыми друзьями. Ознакомившись с пилотной версией ленты, Брежнев сказал оживить персонажа Жжёнова, что постановщик и сделал.
Премьера состоялась в мае 1980-го. В том же году фильм увидели более 71,1 млн зрителей. В малых городах число публики, побывавшей в кинотеатрах, превысило количество жителей, так как смотреть отправлялись по несколько раз. Сегодня картина вызывает интерес даже у подростков, привыкших к современной компьютерной графике.
Еще материалы рубрики:
Никита Михалков едва не погиб. Как снимали фильм «Собака Баскервилей»
Режиссер искала исполнителей через детские комнаты милиции. Как снимали фильм «Пацаны»
Сожгли настоящий хутор и пшеничное поле. Как снимали фильм «Они сражались за Родину»
Смотрите также: