«Алло, мама. Я в беде!» Почему минчане отдают мошенникам сбережения, и удается ли вернуть деньги
Разве кого-то еще можно обмануть по схеме «Алло, мама!»? Оказывается, да. Два примера от минских следователей — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Злоумышленники продолжают звонить гражданам и выманивать у них деньги за выдуманные дорожно-транспортные происшествия. Жертвами чаще всего становятся люди преклонного возраста — родственники тех самых «участников аварий». Несмотря на то что сценарий таких афер давно и многим известен, все равно находятся те, кто верит.
Главная задача мошенников — изначально шокировать жертву, а затем удерживать ее внимание длительным разговором, не давая возможности связаться с родственником до момента передачи денег. Для придания спектаклю правдоподобности в нем участвуют «следователи», «милиционеры», «адвокаты», «врачи» и прочие.
К примеру, 62-летняя жительница столицы вернулась с работы и собиралась заняться домашними делами, однако в это время на городской телефон позвонил незнакомец и представился следователем. Он обратился к ней по имени и отчеству, а после сообщил, что ее дочь, переходя дорогу в неположенном месте, стала виновницей ДТП. Якобы женщина-водитель, пытаясь избежать наезда на пешехода, вывернула руль и врезалась в столб. Пострадавшую с тяжелой травмой головы доставили в реанимационное отделение больницы, и теперь ей предстоит сложная операция. К тому же в аварии сильно поврежден автомобиль.
Минчанка разволновалась. То, что звонил реальный сотрудник Следственного комитета, у нее не вызвало сомнений, ведь он безошибочно назвал имя дочери. Далее гражданка пообщалась с «хирургом», который подробно рассказал о травмах, полученных пострадавшей. Также он сообщил, что у дочери разбита губа, поэтому на рану наложили швы и может исказиться голос.
После трубку снова взял лжеследователь и предупредил, что виновнице аварии грозит уголовная ответственность. При этом он сказал, что хорошо знает супруга ее дочери, верно назвал его имя и упомянул, что побеседовал с родственниками потерпевшей. Те якобы согласны на примирение, для достижения которого необходимо заплатить 15 тыс. долларов. Женщина ответила, что такой суммой не располагает, но готова передать 10 тыс. долларов. Собеседник согласился.
Затем ей перезвонили уже на мобильный телефон с иностранного номера. Он начинался с +467 (телефонный код Швеции), однако взволнованная минчанка не обратила на это внимания. Разговор с «дочерью», рыдавшей в трубку и умолявшей оплатить предстоящую операцию, чтобы ее не отправили в колонию, полностью убедил жительницу столицы в происходящих событиях.
Далее мошенник объяснил жертве, что наличность нужно передать «работнику больницы», который в учреждении здравоохранения заведует финансами. Чтобы не терять времени, тот согласился лично приехать к ней домой за деньгами. Их надо было отдать после того, как мужчина назовет кодовую фразу «Обмен валют».
Даже это не смутило минчанку: не прошло и часа, как она отдала позвонившему в дверь незнакомцу семейные сбережения. Стоит отметить, что все это время следователь-самозванец удерживал ее на связи.
Только после ухода курьера женщина позвонила дочери на городской телефон. Ответила внучка. Она сказала, что мама дома, и с ней все в порядке. Только тогда жертва поняла, что передала деньги аферистам, о чем сразу же сообщила в милицию.
Вскоре подозреваемого задержали — им оказался 22-летний минчанин. В ходе следствия выяснилось, что молодой человек причастен не только к этому преступному эпизоду.
Обвиняемый, воспользовавшись своим правом, от дачи показаний отказался.
Еще одна его жертва — 80-летняя жительница столицы, инвалид II группы. После перенесенного несколько лет назад инсульта у нее сильно ослаб слух. Злоумышленники позвонили пенсионерке на городской телефон и ошарашили женщину новостью о том, что ее сын спровоцировал аварию, в которой серьезно пострадал водитель машины. Безусловно, минчанка разнервничалась, чего и добивались мошенники.
Далее все происходило по известному сценарию: чтобы родственника не привлекли к уголовной ответственности, требовалось срочно возместить причиненный пострадавшему моральный вред и оплатить его лечение в больнице. Старушка даже не расслышала сумму, которую вымогала у нее лжесотрудница Следственного комитета. Пенсионерка простодушно сказала, что у нее есть 22 тыс. долларов и 20 тыс. рублей. Все накопления она отдала курьеру телефонных аферистов.
— Обвиняемый официально трудоустроен не был, ранее дважды привлекался к уголовной ответственности за совершение краж, — прокомментировал начальник Московского (г. Минска) районного отдела Следственного комитета Валерий Каменев. — Ему предъявили обвинение в завладении имуществом путем обмана (мошенничестве), совершенном повторно, организованной группой, в особо крупном размере (ч. 4 ст. 209). К нему применили меру пресечения в виде заключения под стражу.
В. Каменев напомнил: правоохранители, операторы мобильной связи, сотрудники банков не звонят гражданам в мессенджерах и с иностранных номеров. Они никогда не попросят оказать содействие в поимке злоумышленников, возместить наличными деньгами расходы на лечение или причиненный пострадавшим моральный вред, продлить договор на оказание услуг или взять кредит. Если вам поступил такой звонок, немедленно прекратите разговор и сообщите о произошедшем в милицию.
Справочно
За прошлый год столичные следователи возбудили около 3 700 уголовных дел по фактам мошенничества, за три месяца 2025-го — 849.
Читайте также:
- Новая схема мошенников или миф: можно ли списать деньги со счета, приложив банковскую карту к телефону
- Почти 40 тыс. рублей мошенники угрозами выманили у двух минчан
- Аферисты на ходу меняли схему обмана минчанки, но им помешали сотрудники банка и милиция
- Схема старая, жертвы новые. Минчанин лишил трех пенсионерок сбережений
- За семь месяцев 2025-го снизилось число преступлений, совершенных подростками или с их участием
Смотрите также:









































