Анатолий Ярмоленко: «Находиться в нашем прекрасном и мирном городе — счастье»
Агентство «Минск-Новости» продолжает проект, приуроченный к 55-летию главной городской газеты. В этот раз в редакции «Вечернего Минска» встречали художественного руководителя и солиста ансамбля «Сябры» народного артиста Беларуси Анатолия Ярмоленко, почетного гражданина Минска. За чаепитием с фирменным тортом «Вечерний Минск — 55», изготовленным столичным хлебозаводом, в дружеской атмосфере состоялся душевный и откровенный диалог о Минске и минчанах, современной музыке, человеческих принципах, семье и секретах сохранения голоса, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
О юбилеях и Дне народного единства
Генеральный директор агентства «Минск-Новости» Андрей Кривошеев заметил, что 1 ноября юбилей у газеты «Вечерний Минск», а 2 ноября с юбилеем будут поздравлять Анатолия Ярмоленко, кроме того, исполняется и 55 лет его творческой деятельности. Может, стоит совместить празднование?
— Отмечать планирую в узком семейном кругу. Не люблю юбилеи, хотя на каждом слышал очень много хороших слов. Но хочешь не хочешь, а все же нужно вспоминать, сколько лет прожил. С возрастом едва ли не каждый год приходится отмечать какие-то события и даты. О них вспоминаю, но специально не подстраиваюсь, так получится, что работаешь ради премий и наград. А я и мой коллектив трудимся прежде всего ради творчества и зрителей. И приятно, что люди с нашими песнями идут по жизни уже много лет.
— А как относитесь к появлению в стране нового праздника — Дня народного единства 17 сентября? — поинтересовался Андрей Кривошеев.
— Сегодня во всем мире неспокойно, остро чувствуется разрозненность людей и народов. Наш же праздник возник не на пустом месте… Старшее поколение прожило сложную жизнь, с потерями и надеждами. А потому оно ценит дружбу, взаимопонимание и единство. Это помогало выстоять нашему народу в разных сложных исторических ситуациях. Поэтому наши дети росли в благополучное мирное время. Но, увы, они не всегда понимают, что мир, единство нужно ценить. А такие праздники помогают вспомнить нашу историю и понять происходящие события.
Утро начинается с «Вечерки»
Исполняющий обязанности главного редактора «Вечернего Минска» Владимир Николайчук напомнил, что есть фото, где Анатолий Ярмоленко запечатлен в автомобиле с «Вечеркой» в руках, и спросил, что связывает народного артиста с газетой и как он вообще относится к прессе.
— Я всегда любил читать газеты с утра за чашечкой кофе. Мне даже нравится сам шелест страниц. Причем читал не только заголовки, а все тексты, как говорится, от корки до корки. «Вечерка» всегда была одним из любимых изданий. По подписке мне и сегодня она приходит, как и другие издания агентства «Минск-Новости» — газета «Минский курьер» и журнал «Качели». Нравится все. Могут быть разве что претензии к качеству бумаги. Но это от журналистов не зависит.
— Звание «Почетный гражданин Минска» накладывает какие-либо обязательства в повседневной жизни? — спросил Владимир Николайчук.
— Я всегда был гражданином своей страны и столицы. Когда мне вручили знак почетного гражданина, ощутил, что это аванс. Очень признателен и дорожу им. Значит, должен достойно представлять Минск, где бы ни выступали «Сябры». А для самих минчан всегда пою с особым удовольствием.
Умение видеть душу народа
— Владимир Мулявин — россиянин, вы — родом из Украины. Но оба сделали невероятно много для развития и популяризации белорусской культуры. Это стечение обстоятельств или есть нечто в национальной песне и языке, что манит не только урожденных белорусов? — спросили журналисты.
— Мулявин и я родились и состоялись в СССР — большой стране, в которой в мире и дружбе жили все народы. Поэтому мы тогда не особо делили себя по национальной принадлежности. В 1969 году, когда служил в армии в Баку, директор Гомельской филармонии, которая только открывалась, предложил мне переехать в Гомель. А моя мама и ее сестры родились и жили в Украине недалеко от границы с Беларусью, поэтому в Гомеле я бывал с детства чаще, чем в любом другом городе. Я с удовольствием согласился. Видел душу народа — открытую, искреннюю, целомудренную. И это трогало. Хотелось стать частью этого народа, творить для него. А что касается языка, то я первым делом купил словарь и начал изучать беларускую мову. Знаю ее даже лучше, чем многие, как вы выразились, урожденные белорусы.
Об эстраде
— Через ресурсы «Минск-Новости» мы анонсировали ваш визит и получили вопросы от минчан в рубрику «Седьмой регион», — рассказал заместитель генерального директора агентства Дмитрий Партон и поинтересовался: — В свое время один из белорусских певцов предложил дать особые преференции по аренде залов, концертных площадок и налогов своим исполнителям, а с заезжих брать втридорога, коль на них и так билеты раскупают. Вы за честную конкуренцию в искусстве или за особые привилегированные условия от государства для своих?
— Нужно создавать произведения, которые нравятся зрителям. Сделайте так, чтобы шли на вас! Если ты чего-то достоин, чего-то достиг, сделай все, чтобы зритель уважал и любил тебя и покупал билеты.
И еще вопрос от читателей.
— Что, на ваш взгляд, сейчас происходит с белорусской эстрадой? Раньше на весь СССР и даже мир гремели «Песняры», «Сябры», «Верасы», песни Лученка и Ханка слушали далеко за пределами Беларуси. Сейчас таких хитов и выразительных исполнителей почти нет. Почему? — поинтересовался Дмитрий Партон.
— Сегодня очень многое зависит от радиоэфира и от того, что показывает телевидение. Оно задает вкусы и тренды… Наши молодые исполнители ничуть не хуже российских. Но о них немногие знают, их слабо раскручивают, у нас мало толковых продюсеров. Если раньше была филармония, которая учила культуре, «привязывала» артиста и поддерживала его материально, то сейчас этого нет. Артисты должны сами зарабатывать. Поэтому они берутся за все, делают как могут, варятся в собственном соку. Это подается как индивидуальность, даже если артист не выговаривает половину алфавита и неправильно ставит ударение. И так, «прикалываясь», несут «искусство» в массы. Артисту нужно уметь выходить из образа. Спел — и будь обычным, нормальным человеком, иначе можно одуреть.
— В российском шоу «Две звезды. Отцы и дети» вы особенно запомнились в образе рэпера, исполнив вместе с дочерью «Ягоду малинку» Хабиба. Алеся призналась: в том, чтобы вы согласились на этот эксперимент, помогла любовь к младшему внуку, которому нравится эта композиция. Как все происходило?
— Мы смотрели эту программу с семьей, были приятные отзывы жюри, и вдруг внук посоветовал исполнить «Ягоду малинку». Я поддался на уговоры и предложил ее для шоу. А на этом проекте работает команда, которая смогла создать интересный для зрителей номер. Участвовать в шоу было непросто. Только моя семья знает, чего это мне стоило, к тому же ковид дал осложнения на голосовые связки. И все же благодаря профессионализму и внутреннему желанию выступить достойно все получилось, — рассказал Анатолий Ярмоленко.
О сохранении голоса и секрете семейного счастья
Анатолий Ярмоленко поделился секретом, что помогает ему сохранить такой же тембр, как и в молодости.
— Голос нужно держать в тонусе. С этим у меня проблем нет — я работаю каждый день. Так что вокальных тренировок у меня очень много. И может, у меня такая конституция, но все пока получается. А вот каких-то секретов на этот счет у меня нет. Просто надо не перезлоупотреблять ничем и ни в чем.
Анатолий Иванович рассказал и о семье.
— «Сябры» — моя семья, мы туда вкладывали все, что зарабатывали. Финансы шли на аппаратуру, оснащение студии по последнему слову техники, на концертные костюмы и т. д. Привыкли стараться для коллектива и общего дела. Алеся тоже отдала коллективу 20 лет, а сейчас, когда родился второй ребенок, получает удовольствие от материнства, ведь ранее не удавалось уделить время старшему сыну из-за постоянных концертов и гастролей. Сын Святослав трудится в нашем коллективе. Внук Анатоль тоже. У него уже своя семья. Очень рад этому. И сегодня могу сказать, что в общем я счастливый человек. У меня была замечательная супруга, с которой прожили вместе 51 год, воспитали достойных детей и внуков. Мы понимали друг друга с полуслова до последней ее минуты. Не каждому это дано. Хватило выдержки ей и понимания мне. Сейчас благодарен семье, она меня поддерживает во всем.
Главный редактор детского журнала «Качели» Татьяна Гуляева поинтересовалась, почему, когда вырастают талантливые дети, которыми славится Беларусь, мы редко видим их на сцене?
— Дети умеют сохранять свою непосредственность, индивидуальность, чистоту, что всегда ценят зрители. Отсюда и наши победы на детском «Евровидении». К сожалению, с годами исполнители все больше хотят быть похожими на кого-то, копируют, подражают и теряют свою индивидуальность. А без нее настоящим артистом не стать.
О любви к Минску
Журналисты поинтересовались, как народный артист относится к Минску, и попросили высказать пожелания его жителям в преддверии Дня города.
— Люблю возвращаться в нашу замечательную столицу с гастролей. По-доброму удивляюсь, насколько (порой до неузнаваемости) меняются улицы города, возводятся новые микрорайоны, как хорошеет наша столица. Это колоссальный труд очень многих жителей нашего города! Желаю, чтобы минчане ценили то, что происходит, понимали, каким образом это делается, хотели возвращаться домой и находили в этом мирном городе счастье.
По волнам общей памяти
Перед беседой с журналистами для Анатолия Ярмоленко провели небольшую экскурсию по редакционному музею, а затем гость полистал старые номера «Вечернего Минска»
В Год исторической памяти актуальна история здания «Вечерки». Анатолию Ивановичу рассказали, что в первые дни Великой Отечественной фашисты уничтожили 100-квартирный Дом специалистов, который в середине 1930-х возвели на углу улиц Советской (ныне проспект Независимости) и Долгобродской (улица Козлова). Как раз там, где сейчас высится дом, в котором находится редакция. Доказательство этого преступления предоставили сами гитлеровцы. Один из захватчиков в начале войны сфотографировал руины дома, оставшиеся после бомбардировки Минска 24 июня 1941 года (этот снимок стал частью экспозиции музея «Вечерки»). Позже сами оккупанты снесли остов здания, чтобы в нем не смогли устроить засаду патриоты-подпольщики. Как рассказали Анатолию Ярмоленко, в четверг, когда выпуск «Вечеров в «Вечерке» будет опубликован в газете, сюда на экскурсию придет молодежь, приглашенная инспекцией по делам несовершеннолетних Заводского РУВД г. Минска. Ребята тоже услышат эту историю. Затем они смогут, как и Анатолий Ярмоленко, посидеть в кресле главного редактора в его музейном кабинете, а еще познакомиться с предметами советской эпохи. Народный артист Республики Беларусь признался, что прекрасно помнит, как писать перьевой ручкой, набирать номер на дисковом телефоне и как в свое время читал «Капитал».
Затем Анатолий Ярмоленко полистал первые номера «Вечернего Минска» за 1967 год. В этот раз гостю предложили целых два варианта газеты — на русском и белорусском, ведь в его репертуаре есть песни на обоих языках.
— Помню такой формат этой газеты, — говорит Анатолий Иванович, переворачивая пожелтевшие страницы. — Разительно отличается от современного. Шрифт маленький, прочитать без очков уже не могу, в отличие от заголовков, которые просто огромные.
Внимание гостя привлекла фотография тружениц, упаковывающих конфеты. Статья «Есть ли «Птичье молоко?» как раз о фабрике «Коммунарка». Анатолий Ярмоленко недавно побывал там с «Сябрами» в проекте «Звезда на заводе».
— К октябрьскому празднику минские кондитеры приготовили лакомкам приятные сюрпризы, — читает вслух гость. — «Птичье молоко», «Березка», «Чиполлино», «Морзянка», «Гвоздика», «Тюльпан»… Помню такие конфеты, хотя в те годы ими не особо лакомился. Дорого было. А вот вкус «Раковых шеек» и «Золотого ключика», кажется, прямо сейчас ощущаю.
Руководитель ансамбля «Сябры» перевернул страницу, и его взгляд остановился на выпуске газеты, посвященном празднованию 50-летия Октября. 7 ноября 1967 года он помнит хорошо.
— Я тогда в Баку выступал на правительственном концерте, — говорит Анатолий Ярмоленко. — На сцене рядом, на расстоянии вытянутой руки, стоит Муслим Магомаев и поет: «Люди мира, на минуту встаньте!», а мы — ансамбль, большой коллектив, ему подпеваем: «Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон — это раздается в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон…». Вот это я прекрасно помню. Незабываемый подъем духа.
Внимание артиста привлекла фотография ансамбля. Под ней небольшая заметка-подпись. «Эстрадный ансамбль Минского таксомоторного парка состоит в основном из шоферов, слесарей-ремонтников и административно-диспетчерской службы. Руководит оркестром шофер Леонид Каган. Оркестр часто выступает на промышленных предприятиях города, в районных центрах, колхозах и совхозах Минской области».
— Все мы вышли из самодеятельности, — говорит, улыбаясь, руководитель ансамбля «Сябры». — Представляете, после работы все эти ребята собирались вместе, репетировали, играли, а не шли в подворотни. Кстати, неплохо звучали. Сейчас никто так не сыграет. Теперь нажал кнопку — и все играет.
Анатолий Ярмоленко замечает на снимке знакомое лицо. Это солист Большого театра (ныне Государственный академический Большой театр России) народный артист Советского Союза Иван Петров, в 1967-м выступавший на сцене Минской филармонии. В те годы его знали миллионы советских граждан.
— Это люди, которыми надо гордиться, — отмечает Анатолий Ярмоленко. — Я вот подумал, ведь у нас столько известных людей в Минске, которым нужно присваивать звание «Героя». Например, фехтовальщица Елена Белова или наш Александр Медведь, которых знает весь мир!
— Кто-то возразит, что они всего добились во времена Советского Союза, — замечает генеральный директор агентства «Минск-Новости» Андрей Кривошеев. — И без этого звания известные и овеянные славой.
— Да, но они живут здесь и сейчас, в Минске, они достояние нашего города и страны, — аргументирует Анатолий Ярмоленко. — Это нужно не им, нужно нашему обществу. То, что страна помнит и чтит их подвиг, дает возможность остальным стремиться достигать новых высот.
Подготовили Наталья Пахомович и Дмитрий Исайчук
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также: