«Атака века» подводника Маринеско и любимый фильм Высоцкого. Этот день в истории: 30 января
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 30 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1921 год. Бывшая звезда балета Мариинского театра Матильда Кшесинская венчается с великим князем Андреем Владимировичем
Так были узаконены их многолетние отношения и их сын — Владимир. Венчание 48-летней Кшесинской и 41-летнего внука Александра II прошло в русском православном храме в Каннах. Матильда стала княгиней Красинской. «Наконец-то исполнилась моя мечта, и я очень счастлив», — записал в этот день в дневнике великий князь.
До этого морганатического брака в жизни Кшесинской было немало любовных романов, о которых судачил высший свет. Самый знаменитый — с наследником русского престола Николаем Александровичем. Отношения будущего Николая II и балерины легли в основу сюжета скандального фильма Алексея Учителя «Матильда». Цесаревич прекратил эту связь сразу после того, как получил согласие на брак с ним Алисы Гессенской.
После замужества Кшесинская не вернулась на сцену, и только однажды, в 64 года, исполнила в Лондоне коронный танец — «Русскую». И как! Он стал сенсацией сезона. Ученики открытой ею студии основали потом балетные театры по всему миру.
Матильда Феликсовна пережила мужа на 15 лет и умерла в 1971 г. — не в бедности, но и не в роскоши. Может, потому что любила играть в рулетку, всегда ставя на число 17, за что получила прозвище Мадам 17. А превыше всего она ценила почетное звание заслуженной артистки Императорских театров, коим, по ее словам, была «выделена из всех прочих».
1924 год. Основана киностудия «Мосфильм»
В этот день состоялась премьера первого снятого на ней полнометражного фильма «На крыльях ввысь» режиссера Бориса Михина.
Легендарная студия возникла на базе двух ведущих российских кинофабрик начала века — Ханжонкова и Ермольева, которые после революции были национализированы. Знаменитая эмблема киностудии — «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни Кремля — впервые появилась в 1947 г. в картине Александрова «Весна».
За 100 лет существования на «Мосфильме» снято около 2,5 тыс. фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд кинематографа и стали классикой мирового киноискусства. Здесь снимались такие картины, как «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» Леонида Гайдая, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и многие другие. Сегодня это одна из крупнейших киностудий Европы, на базе которой осуществляется производство большей части российской кино-, теле- и видеопродукции.
С 1998 г. генеральным директором и председателем правления киноконцерна «Мосфильм» является кинорежиссер и общественный деятель, народный артист России Карен Шахназаров.
1931 год. Мировая премьера фильма Чарли Чаплина «Огни большого города»
На премьерном показе в бродвейском кинотеатре «Лос-Анджелес» среди множества VIP-гостей присутствовала и чета Эйнштейн.
Лента, ставшая наиболее поэтичным и глубоким выражением сквозной чаплинской темы «маленького человека», имела большой успех: за три месяца она принесла свыше 400 тыс. долларов чистой прибыли.
Посмотрев этот немой черно-белый фильм однажды, уже никогда его не забудешь. Дело происходит во времена Великой депрессии в Америке. Маленький бродяжка случайно видит на улице красивую цветочницу, но она слепая. Он знакомится с ней, а потом и влюбляется. На последние гроши он каждый раз покупает у нее цветок. Его сердце разрывается от жалости к ней, и он хочет раздобыть деньги на ее операцию. А девушка, в свою очередь, считает его своим благодетелем. Он пускается во все тяжкие и в итоге приносит нужную сумму. И вот, наконец, триумф справедливости — красавице вернулось зрение. Но ей и в голову не приходит, что болтающийся неподалеку маленький бродяга и есть ее благодетель. Она все ждет и ждет своего принца. Ее переполняет радость и надежда на скорую встречу, и от полноты своих чувств и из жалости — она протягивает Чарли цветок. Он, как всегда, пожимает руку девушки. И… она узнает его. Они пристально смотрят друг на друга. «Вы?» — спрашивает она. Он кивает: «Теперь вы видите?»
Если бы фильм делал кто-нибудь другой, то, наверное, получилась бы ординарная, ничем не примечательная мелодрама. Но Чаплин — гений, и он творит настоящее искусство. В этом фильме он и продюсер, и актер, и режиссер, и сценарист, и композитор, и монтажер.
Картина Чаплина занимает первое место в списке среди 10 лучших романтических комедий по версии Американского института киноискусства. Владимир Высоцкий, отвечая в 1970 г. на вопрос анкеты о своем любимом фильме и режиссере, записал: «Огни большого города», Чаплин.
1945 год. Советская подлодка С-13 под командованием Александра Маринеско топит немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф»
Это беспрецедентный случай, когда одна субмарина уничтожила 80 экипажей подводных лодок противника!
В январе 1945 г. советские войска подошли к Данцигу — порту гитлеровской Германии на побережье Балтийского моря (теперь польский город Гданьск). На верфях в этом районе было много недостроенных и почти готовых фашистских подлодок. Предвидя скорую потерю города, гитлеровцы решили эвакуировать экипажи и специалистов в Киль, чтобы там пополнить ими флот.
30 января в море вышел гигантский десятипалубный пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф». Вместе с командой на нем находилось до 9 тыс. гитлеровцев, в том числе около 4 тыс. подводников — экипажи для 80 подводных лодок. Они заняли не только каюты, но и залы ресторанов, танцзалы, помещения церкви и зимнего сада, плавательный бассейн. Пустой была только личная каюта Гитлера.
Теплоход сопровождали миноносец «Леве» и катер-торпедолов. За пределами бухты лайнер ждали основные корабли охранения. Командир конвоя не сомневался, что его корабли отразят нападение самолетов и подводных лодок, будь они советскими или английскими. Не знал одного: в бухту уже пробралась подводная лодка С-13.
Около 20 часов гидроакустик советской лодки обнаружил далекий шум винтов. Пользуясь мглой, стоявшей над бухтой, подлодка всплыла и двинулась на сближение с противником. Командир капитан 3-го ранга Маринеско с мостика сам вел наблюдение. Морозный ветер крепчал. Начался шторм. Вечер сменился ночью. Но лодка продолжала искать врага. Перед полуночью подводники увидели силуэт огромного судна. Это был «Вильгельм Густлофф».
В 23 часа 8 минут С-13 атаковала противника, произведя четырехторпедный залп. Одна торпеда не вышла из аппарата, но три попали точно в цель: под фок-мачту, в самую середину морского великана и под грот-мачту. Кренясь, лайнер пошел ко дну.
К погибающему судну поспешили находившиеся поблизости фашистские корабли: тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», миноносцы «Леве» и Т-36, тральщик, сторожевой корабль, пароход «Геттинген», дозорные корабли. Море осветилось прожекторами и ракетами. В воду посыпались глубинные бомбы. Их сбросили около двух с половиной сотен! Но С-13 целой и невредимой выскользнула из бухты.
Однако это было не все. В ночь на 10 февраля подлодка Маринеско двумя торпедами отправила на дно и вражеский транспорт «Генерал фон Штойбен», шедший в охранении трех миноносцев. Еще три с половиной тысячи отборных фашистов нашли могилу на дне Балтийского моря. Так лодка уничтожила целую дивизию врага!
В Германии объявлялся траур после гибели 300-тысячной армии под Сталинградом. Такой же траур объявили и после потопления «Вильгельма Густлоффа». По приказу Гитлера командир конвоя был расстрелян, а Маринеско объявлен по берлинскому радио «личным врагом Германии».
Уже после войны, когда прошло достаточно времени, чтобы дать точные оценки событиям, офицер Гейнц Шен, спасшийся с утонувшего лайнера, в книге «Гибель «Вильгельма Густлоффа» писал: «Это, несомненно, была самая большая катастрофа в истории мореплавания».
1972 год. В Минске на 32-м году уходит из жизни знаменитый советский фехтовальщик Алексей Никанчиков
Воспитанник выдающегося белорусского тренера Германа Бокуна, единственный в СССР шпажист, которому удалось стать трехкратным чемпионом мира в личном первенстве, первый обладатель Кубка мира, присуждаемого лучшему шпажисту планеты, задохнулся угарным газом в гараже, рядом с домом, в салоне собственной «Волги».
Судьбе было угодно заманить его в смертельную ловушку, породившую грязные слухи и домыслы, вычеркнувшие на многие годы имя Никанчикова из истории советского и белорусского спорта. А все дело в том, что женатый Алексей погиб не один — вместе с ним в машине оказалась молодая женщина, продавщица обувного магазина «Башмачок».
Лучший спортсмен Беларуси 1966–1967 годов, краса и гордость республики, в одночасье стал для властей персоной нон грата. Его не разрешили даже похоронить на престижном Московском кладбище, пришлось хоронить на Чижовском. Между тем, не нашлось ни одного человека, знавшего Никанчикова, кто бы усомнился в том, что он был прекрасным мужем и отцом. По словам олимпийского чемпиона саблиста Марка Ракиты, «Леша Никанчиков семьянином был практически идеальным. Флиртующий Никанчиков — это так же неестественно, как и женоненавистник Казанова».
Супруга Алексея, трехкратная чемпионка мира в командном первенстве рапиристка Диана Никанчикова в интервью «Прессболу» рассказала свою версию случившегося:
— В ту субботу Леша после тренировки поехал к Жене Жуйко, с которым они давно дружили. С ними были брат Жени и его девушка. Как это часто бывает между друзьями, беседа затянулась. Потом все вместе сели в Лешину машину и поехали в наш гараж. Братья вышли в магазин. Стоял холодный январь, морозы за 20 градусов. Потому Женя закрыл гараж, а в машине работал отопитель. Когда минут через 10–15 они вернулись, Леша и та девушка были уже мертвы. Для того чтобы угореть, достаточно и 5 минут. Братья были так напуганы, что сразу убежали. Все это время я ничего не знала. Переживала, потому что Леша впервые не ночевал дома… Рано утром его обнаружили…. Вскрытие и экспертиза показали, что не было ничего такого, что могло бы бросить на Лешу тень.
По словам друзей, Алексей был очень предусмотрительным человеком, все всегда просчитывал наперед. Даже в самолете садился у запасного выхода. На похоронах Никанчикова его друг, двукратный чемпион СССР, шпажист Игорь Смушкевич вспомнил, как за несколько дней до трагедии Алексей сделал замечание его жене, которая, закрывая гараж, не выключила печку в машине, поскольку стоял сильный мороз. «Это очень опасно — можно угореть», — предупредил он. Словно накликал свою смерть…
Тридцать лет о герое советского спорта никто не вспоминал, а потом — благодаря усилиям спортсменов, журналистов и лично народного артиста СССР Ростислава Янковского — стали проводиться международные турниры его памяти и открытые чемпионаты Беларуси по фехтованию на призы Алексея Никанчикова.