Автовладение в СССР было похоже на бег с препятствиями, но для некоторых все же становилось настоящим хобби
Любишь кататься, люби и саночки возить. Такого постулата придерживались советские автовладельцы, предпочитавшие ездить на машинах не только в теплую пору года, но и зимой. К каким хитростям прибегали водители в середине прошлого века, чтобы оставаться «на колесах», читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Субкультура счастливых
В последние полтора десятилетия в новогоднюю ночь примерно с 0:40 до 3:30 проезжие части Минска, особенно возле мест, где проходят городские празднования, полны частного транспорта. Случаются и заторы. В советский период, преимущественно в 1950–1970-е, свыше половины владельцев авто не пользовались собственными машинами в холодное время года. Это сейчас личный транспорт что-то вроде дорогого бытового прибора. В СССР же существовала субкультура счастливых обладателей легковушек.
По-настоящему массовое движение советских владельцев машин берет начало 22 июня 1948-го, когда появилось постановление правительства «Об организации продажи легковых автомобилей». Магазины сети «Автомотовелоторг» открыли в Москве, Ленинграде, Минске и иных крупных городах. В столице БССР такая торговая точка располагалась на нынешней площади Победы в помещении, которое сегодня занимает кафе «Березка». Больших денег у людей тогда не было, и Москвич 401, ГАЗ М-20 «Победа» находились в свободной продаже. Спустя несколько лет уже требовалось занимать очередь и ждать 6–12 месяцев.
С середины 1960-х приобрести машину стало архисложно. Государство ввело распределение автомобилей через предприятия и организации, где люди записывались в очередь, которую регулировал профсоюз. Ждали 5–7 лет… Некоторым удавалось действовать в обход общей очереди, пользуясь связями и прочими ухищрениями.
Купи и сохрани
Как сказано в ленте «Берегись автомобиля», мысль о том, что 5,5 тыс. рублей брошены на мостовой и к тому же снабжены колесами, может отравить любую счастливую жизнь. Потому почти обязательным приложением к машинам становились гаражи. Первые автолюбители самовольно возводили их во дворах. Эту практику быстро запретили. Начали возникать гаражные кооперативы с эстакадами для техобслуживания транспорта, местами мойки и другой необходимой инфраструктурой. Минские автосервисы для частников можно было пересчитать по пальцам одной руки. Каждый обслуживал свою машину самостоятельно или с помощью кулибиных в гаражных кооперативах. В семьях, где росли мальчишки, поход в гараж с отцом или просто выход во двор для ремонта авто становились священнодействием. Некоторые мужчины умудрялись перебрать двигатель на стоянке возле пятиэтажки! А еще необходимо было постоянно наблюдать за подвеской, болты и гайки в которой часто ослаблялись от резонанса — их приходилось регулярно подтягивать.
В гаражных кооперативах люди различных профессий обзаводились связями. Помогали друг другу с ремонтом и поиском редких запчастей. Некоторые углубляли собственный гараж, строили под ним комнату с диваном и прочими атрибутами для увеселений или ночевки после ссоры с женой.
Граждане вставали утром, направлялись на городском транспорте в гараж за машиной, ехали на работу, а после все происходило в обратном порядке. Потому что воровство во дворах — бич эпохи. Даже если, бросив авто возле подъезда, вы сняли зеркала, щетки с лобового стекла, достали и забрали домой приемник, утром могли обнаружить свое транспортное средство на кирпичах без колес. Чтобы восполнить потерю, денег было недостаточно. Поиск дефицитных шин, колесных дисков становился эпопеей.
Нужно сказать еще об одной напасти советских автомобилистов. Сегодня водители почти не заглядывают под капот, меняют масло в двигателе на СТО один раз после 8–10 тыс. км пробега. Двигатели СССР страдали «масложором». За уровнем этой жидкости старались следить: каждое утро открывали капот, вынимали щуп, смотрели на отметку. Ведь шестерни должны крутиться в масле, как в ванной. Иначе мотор заклинит, и потребуется капремонт. Не случайно на заправках Союза, помимо бензиновых, имелась колонка с моторным маслом.
Искать и бороться
Но вернемся к зиме. Есть такое понятие, как «система охлаждения двигателя». Если упрощать, она состоит из радиатора и контура. Сейчас туда заливают незамерзающие жидкости — тосол, антифриз. Последний в Союзе появился в 1950–1960-е, но купить его было сложно. Граждане в теплую пору просто заливали воду в систему охлаждения. В ожидании морозов они сливали ее и оставляли машину в гараже или во дворе под брезентовым чехлом на зиму, сняв с нее все, что могут украсть. Так появилось понятие «подснежники». Но встречались энтузиасты, которые в мороз заливали горячую воду в радиатор, отправлялись по делам, а по возвращении сливали ее. Если этого не сделать, она замерзнет, а лед разорвет охлаждающий контур. Опять же, сложилась печальная ситуация с советскими аккумуляторами: и купить трудно, и после ночи на морозе не давали достаточного разряда для зажигания. Тот, кто ездил в холода, снимал аккумулятор на ночь, нес домой, доливал в него дистиллированную воду, подзаряжал, а утром устанавливал обратно.
Даже с незамерзающей охлаждающей жидкостью при включенной печке в салоне зимой двигатель мог набрать рабочую температуру только после продолжительной езды. В борьбе с этим пытались прикрыть радиатор от встречного потока ледяного воздуха. Умельцы шили для передней решетки машины защитные маски из дерматина с ватином внутри. Получался своеобразный намордник.
Еще один неприятный пункт: советские зимние шины для легковушек «Снежинка» появились лишь в 1980-е и то были жесткими, передавали вибрацию. До этого в гололед скользили по дорогам, как на салазках. В особо снежные зимы обвязывали шины металлическими цепями. В общем, автовладение в СССР — полупрофессиональное хобби, от которого человек либо уставал, либо уходил в него с головой, привыкал как к прозе жизни, чтобы оставаться на колесах. И даже получал от всех этих упражнений с техникой некое удовольствие.
Читайте также:
Как в СССР использовали азарт граждан: «Кто возьмет билетов пачку, тот получит… водокачку»
Подсказал Гайдаю, как могут выглядеть Трус, Балбес и Бывалый. Как сложилась судьба Феликса Ясюкевича
Ценил сам Уолт Дисней. Мультфильмы уроженца Минска демонстрировались в США как наглядное пособие
Роковая красотка с несчастной судьбой. Вспоминаем советскую актрису Светлану Светличную
Стеснялся прессы, был Героем Соцтруда. Рассказываем об одном из первых почетных граждан Минска