1200 90

«Балтийское небо». Как создавали первую советскую киноленту о трагедии блокадного Ленинграда

Тема блокады Ленинграда долгое время оставалась нежелательной. Мол, чего бередить раны — созидать надо. Да и в самой истории блокады было немало щекотливых для советской цензуры и идеологии моментов. Почему в фильме «Балтийское небо» впервые заговорили о трагедии целого города, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

maxresdefault 1

О чем лента

События киноленты разворачиваются в 1941–1942 годах в Ленинграде, в самую страшную первую блокадную зиму. В центре повествования — судьбы летчиков эскадрильи истребителей И-16, гибель товарищей, жажда жизни.

Один из центральных персонажей — юная ленинградка Соня, которая, похоронив мать, заботится о младшем братишке. Блокадные будни заставляют ее повзрослеть. Когда она пребывает в отчаянии, знакомится с пилотом Татаренко и вновь обретает себя.

Недовольный автор

nikolaj chukovskij

Николай Чуковский

Сын Корнея Чуковского Николай, как и отец, был литератором. В конце 1930-х его имя фигурировало в уголовных делах «антисоветских групп в среде московских и ленинградских писателей». От ареста спасло только то, что он вовремя уехал на советско-финскую войну в качестве военного корреспондента.

Весь период блокады писатель находился в Ленинграде, перенес ее тяготы. Однажды засиделся в гостях у писателя Леонида Рахманова, опоздал к разводу мостов, поэтому заночевал у товарища. А утром пришел к своему дому и увидел, что его разбомбили.

В 1941–1942 годах Николай бывал в качестве военкора в 3-м гвардейском истребительном авиационном полку ВВС КБФ под Ленинградом, видел работу летчиков, их быт, не раз вместе с ними вылетал на задания. Все эти впечатления он решил отразить в романе «Балтийское небо», над которым начал работать в 1946-м. Но при жизни Сталина произведение так и не увидело свет. В нем отражены не только сложные судьбы пилотов, но и горькая доля блокадников. В послевоенное время в кино и литературе предпочитали замалчивать тему ужасов, происходивших в осажденном городе, где проявлялось как человеческое величие, так и человеческое падение. К середине 1950-х книгу все же издали благодаря начавшейся хрущевской оттепели. Прототипами главных действующих лиц стали Герои Советского Союза летчики Георгий Костылев и Игорь Каберов.

vladimir vengerov2

Владимир Венгеров

В 1959 году на киностудии «Ленфильм» приняли решение об экранизации произведения. Сначала хотели, чтобы картину снимал старейший режиссер студии Александр Иванов, начавший свою карьеру в середине 1920-х. Но в тот период в приоритете оставалась сельскохозяйственная тематика, он работал над фильмом «Поднятая целина». Поскольку разрешение на экранизацию было получено, решили не ждать, ведь времена меняются быстро. А ленинградцы очень хотели снять кино, где затронута важная для них проблематика. На киностудии вспомнили, что в штате есть вполне крепкий режиссер Владимир Венгеров, за плечами которого хорошие ленты — «Кортик» (1954), «Два капитана» (1955), «Город зажигает огни» (1958). Показалось, что и «Балтийское небо» ему по плечу. И не ошиблись. Постановщик добавил в сценарий человеческие истории, вывел три лирические линии, что впоследствии понравилось зрителям, но огорчило писателя, и он опубликовал в «Литературной газете» разгромную статью «Бесцеремонность».

Судьбоносные события

Для Михаила Ульянова роль пилота Рассохина стала одной из лучших на начальном этапе карьеры.

Олег Борисов тоже играет пилота по фамилии Татаренко. Он снимался в прежней картине постановщика, и можно сказать, что Венгеров привел его в большое кино. В данной ленте у его персонажа интересная мелодраматическая линия с Соней Быстровой, которую сыграла молодая Людмила Гурченко. Режиссер первым смог разглядеть в ней талант драматической актрисы. До этого она снималась в основном в музыкальных фильмах.

kadr3

Летчиками на экране стали будущие знаменитости Михаил Козаков, Павел Луспекаев, а Ролан Быков сыграл комиссара эскадрильи.

В эпизоде появился и Георгий Жженов, недавно вернувшийся из ссылки в Магадане. Он сыграл шофера.

Еще картина примечательна тем, что она стала отправной точкой для Александра Кавалерова и Виктора Перевалова, которые исполнили роли детей-блокадников.

Кавалеров вспоминал: «Мне было тогда 7 лет. Мама играла в любительских спектаклях во Дворце культуры имени Крупской. Однажды ее приятельница Тамара Петрова, она частенько снималась в массовке на «Ленфильме», увидела объявление, что для съемок требуются худенькие «дети блокадного Ленинграда». Она-то и посоветовала матушке отвести меня на пробы. Я выглядел тогда довольно хилым… Пришли мы туда, так сказать, на общих основаниях, без блата. Меня заставили прочитать какое-то стихотворение. Потом оказалось, что я понравился режиссеру, и меня взяли сниматься. Что запомнилось? Стояла очень противная холодная погода. Зима в тот год оказалась просто лютой!» После этого фильма юного актера поставили на учет в актерском отделе студии, он снимался в эпизодах, а потом попал в картину «Республика ШКИД» сделавшую его известным.

Серьезный подход

Специально для фильма на авиазаводе изготовили четыре истребителя И-16, а также внесли конструктивные изменения в послевоенные самолеты Як-18П и Як-11, чтобы они походили на воздушные машины времен войны. Кроме того, изготовили модели-макеты советских и гитлеровских боевых самолетов. Они были радиоуправляемыми и могли подниматься в воздух. Благодаря всему этому бои в небе выглядят на экране убедительно. Кроме того, изготовили макеты речных судов.

Дорогу жизни, проходившую по Ладожскому озеру, кинематографисты устроили на льду замершей Невы. Стремясь к правде жизни, оператор-постановщик Генрих Маранджян предложил натуральным образом утопить грузовик. И он действительно в кадре проваливается под лед и идет ко дну. Причем авторы придумали интересный кадр: укрепили на грузовике мощные самолетные фары, и мы видим, как их свет медленно гаснет, когда машина уходит ко дну.

kadr 1

Наверняка многие помнят блокадную хронику, в которой «мертвые» заснеженные троллейбусы остановились, словно навечно. Так вот в ленте воспроизвели и эту картину.

В 1961 году ленту представили на Международном кинофестивале в Венеции.

Премьера в СССР состоялась 19 июня 1961-го. Две серии демонстрировали отдельно. Первую посмотрели 38 млн зрителей, вторую — 33 млн. Фильм любили и гордились тем, что обет молчания о страшной блокаде Ленинграда нарушен.

Еще материалы рубрики:

Ефремов учил звезду американского кино закусывать водку луком. Как создавали фильм «Мама вышла замуж»

«Валентин и Валентина». Табаков сказал Зудиной перед съемками: «Пусть режиссер снимет тебя голой!»

Во время съемок этого фильма Минск и Берлин поджигали и взрывали по-настоящему

Как Алексей Герман добился снятия запрета со своего фильма «Мой друг Иван Лапшин»

Когда 31-летний Николай Рыбников пришел сниматься в «Девчатах», все увидели огромный живот и лысину

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Крупный британский банк перестал принимать платежи из Беларуси на счета частных клиентов

Британский HSBC больше не принимает платежи из Беларуси и России на счета частных клиентов банка, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ТАСС.

krupneyshiy bank britanii prekratil prinimat platezhi iz belarusi

На сайте банка сказано, что HSBC UK прекращает обработку таких платежей, что означает высокую вероятность отклонения этих переводов и возвращения средств отправителю. В компании пояснили, что теперь для успешной отправки денег в эти два государства или получения из них перевода потребуется выбрать другой способ. В финансовом конгломерате выразили сожаление в связи с причиняемыми неудобствами.

В 2023 г. это банковское и финансовое учреждение лишило корпоративных клиентов возможности приема переводов из России и Беларуси. Такое решение связывали с санкциями, ввод которых инициировал Запад.

Григорий Азарёнок и Вадим Гигин провели «Знаковую встречу» в Могилёве

«Знаковая встреча» состоялась в Могилёве 23 ноября, во второй день «Марафона единства», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

politika marafon edinstva znakovaya vstrecha stolyarov 10 kopiya

Спикерами выступили журналист Григорий Азарёнок и председатель правления РГОО «Белорусское общество «Знание», генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин. Модератором беседы был радиоведущий Вадим Шепет.

politika marafon edinstva znakovaya vstrecha stolyarov 11 kopiya

Основная тема дискуссии — технологии влияния на сознание.

— Шестой город принимает акцию. Для нас это важно и трепетно. Люди ждут, смотрят, общаются. И такие встречи, неформальные и душевные, нужны прежде всего нам, тем, кто выступает. Чтобы мы увидели народ, пообщались с ним, — сказал Г. Азарёнок.

politika marafon edinstva znakovaya vstrecha stolyarov 08 kopiya

Встреча собрала людей разных поколений. Молодежь, семьи с детьми, пенсионеры — многие могилевчане увидели анонс и захотели услышать мнения компетентных и опытных спикеров.

politika marafon edinstva znakovaya vstrecha stolyarov 03 kopiya

politika marafon edinstva znakovaya vstrecha stolyarov 09 kopiya

К слову, гости города не только выступили с лекциями, но и провели эксперимент с участием желающих.

Фото Алексея Столярова