Беда, которая коснулась каждого: 23 года трагедии на Немиге
Трагедия в подземном переходе станции метро «Немига» 30 мая 1999 года унесла жизни 53 человек. Корреспондент агентства «Минск-Новости» вспомнил, как она затронула минчан.
Майский гром
В то воскресенье проходил массовый праздник около Дворца спорта по случаю двухлетия радиостанции «Мир». Послушать выступление хедлайнера – музыкальной группы «Манго-Манго» – пришло больше 2,5 тыс. минчан и гостей столицы. Было 8 часов вечера, когда небо приобрело свинцовый оттенок, а на людей резко обрушился сильный ливень с градом. Толпа ринулась спасаться от стихии. Многие решили, что смогут укрыться в подземном переходе станции метрополитена «Немига».
В тот роковой вечер десятки людей погибли в жуткой давке. Оперативные службы среагировали молниеносно. Как потом говорил Президент Беларуси Александр Лукашенко, ему доложили о случившемся через 10 минут после трагедии. Глава государства был полностью в курсе происходившего.
Происшествие на «Немиге» не оставило равнодушным никого. В том числе и меня, автора этих строк.
Из личных воспоминаний
30 мая 1999 года я был обычным 14-летним парнем. 8-й класс остался позади, впереди маячили каникулы. Оставалась неделя обязательной школьной практики – и можно уезжать в Ошмяны к бабушке на все лето.
Как и другим подросткам, кому не разрешали далеко отходить от дома, мне очень хотелось «слинять» на праздник и послушать выступление «Манго-Манго». В 1990-е детвора могла относительно спокойно гулять лишь в своём дворе, в соседних был риск нарваться на конфликт. Так что мы сами старались дальних вылазок не совершать. Если же выбирались в центр – только с родителями. Такое было время, точнее не изжитые до конца предрассудки.
Вечером, когда стемнело, возникло предчувствие, что случилось страшное. Во дворе стали собираться взрослые, о чем-то говорить. Про Telegram-каналы, YouTube и мессенджеры в 1999 году никто даже не мечтал. Однако информация о трагедии разлетелась со скоростью молнии. Пока взрослые о чем-то говорили на улице, детям строго-настрого запретили покидать квартиры. О деталях случившегося я так и не узнал в тот вечер…
Утром 31 мая к 9 часам пошел в школу. Каково было мое удивление, когда на входе учеников встречали директор, все завучи и учителя. Каждая классная руководительница проверяла своих подопечных по списку и отправляла прямиком в свой кабинет. Когда 8 «Б» был в сборе, классная рассказала, что случилось вчера во время концерта. Повторила правила безопасного поведения в толпе. После этого кое-как приступили к наведению порядка в кабинете.
31 мая детвора во дворе только и говорила о вчерашнем происшествии. Оказалось, что парочка «старших» пошла на «Немигу» и якобы видела происходящее своими глазами. Их родители и другие взрослые продолжали собираться во дворе. Домыслы передавали из уст в уста самые разные. Некоторые даже утверждали, что счет жертв шел на сотни. Правда, взрослые гудели недолго. Промокшие «старшие» вернулись невредимыми, что было, наверное, самым главным, и все разошлись.
«53 рубцы на сэрцы Беларусi»
В Беларуси объявили двухдневный траур. В газетах появилась первая официальная информация. Например, в газете «Вечерний Минск» опубликовали заметку: «По состоянию на 9 часов утра 31 мая поступила информация о 155 пострадавших. Из них 54 человека от полученных травм скончались, 35 были госпитализированы, а остальным оказана медицинская помощь без госпитализации. По данному факту прокуратурой города возбуждено уголовное дело. Сегодня рано утром прошло экстренное заседание Президиума правительства в связи со случившимся. Сегодня же утром на месте трагедии побывал Президент Александр Лукашенко. Он выразил глубокое соболезнование родственникам и родным погибших».
Сведения, опубликованные на страницах газеты, оказались неточными. В давке 30 мая погибло 52 человека. 12 дней в коме провел 19-летний Сергей Саладкевич. Врачи боролись за его жизнь, но 11 июня 1999 года его не стало. Печальный список жертв «Немиги» пополнился 53-м погибшим.
1 июня школьные экзамены начались с минуты молчания. В этот день прошли первые похороны. Во дворе продолжали обсуждать случившееся. Мы обступили «старших», которые решились выйти из дома. Оказалось, они на самом деле были далеко от места трагедии и о ней тоже узнали от родителей, которые запрещали им покидать квартиры.
Родители еще неделю по вечерам обсуждали трагедию. Что Президент не принял прошение об отставке, поданное Владимиром Ермошиным, в то время являвшимся председателем Мингорисполкома. Что милиция не бездействовала. В давке также погибли старшина милиции Владимир Говен – милиционер ОМОН ГУВД Мингорисполкома, старший сержант милиции Геннадий Рябоконь – младший оперуполномоченный уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома, десять милиционеров получили травмы различной степени. Обсуждали, как такое могло произойти, какие выводы надо сделать, чтобы «Немига» не повторилась.
Потом было беззаботное лето у бабушки в Ошмянах. Купание, рыбалка, походы за грибами и орехами, различные приключения вдали от столицы. О трагедии на «Немиге» вспомнил только тогда, когда очутился в самом переходе. Это было сродни холодному душу. Зажженные лампадки у лестницы, цветы. Но больше всего поразили стены. Исписанные самыми искренними словами тех, кто потерял 30 мая друга, родного человека, просто знакомого. Переживавших за тех, кого никогда не видел, но потрясенных произошедшим. Это был настоящий народный стихийный мемориал, пронизывающий до мозга костей. Не каждый мог без эмоций не то что читать оставленные на стенах послания, но даже пройти мимо.
В 2002 году на выходе из подземного перехода установили мемориальный знак «53 рубцы на сэрцы Беларусi. 30 мая 1999 года». 40 роз и 13 тюльпанов по количеству погибших женщин и мужчин, лежат на ступенях. На металлической плите – имена жертв трагедии. Сбоку отрывок из Евангелия от Иоанна: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».
Сегодня я жалею, что народный мемориал канул в Лету. Конечно, ему не место на стенах подземного перехода. Властям тоже было нелегко решиться на такой шаг и заменить его памятником. Жалею лишь о том, что 20 лет назад не знали, что сохранить его можно в виртуальном пространстве. Например, отснять на фотоаппараты каждый квадратный метр исписанных стен и свести воедино в цифровом виде.
Такой отпечаток в моей памяти оставила трагедия на Немиге в 1999 году. Уверен, что многие читатели вспомнят эмоции 23-летней давности, которые им довелось пережить. Сегодня можно смело говорить, что она коснулась всех. Не только в столице, но и в Беларуси. После «Немиги» власти пересмотрели принципы обеспечения безопасности массовых мероприятий. Например, подобный ливень, какой обрушился на столицу 30 мая 1999 года, больше не застанет службы врасплох. Синоптики в автоматическом режиме сообщают руководству ГУВД о штормовом предупреждении, оставляя время на принятие необходимых мер безопасности, вплоть до отмены мероприятия.
Смотрите также: