Беговая дорожка на крыше и вековая мраморная лестница. Как преобразилась СШ № 4 после реконструкции
Учащиеся СШ № 4 на ул. Красноармейской, 11, начали учебный год в преобразившемся здании. Как изменилось историческое строение и почему в такой школе хотел бы учиться каждый — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Из века в век
— Мы испытываем радость, что снова в родных стенах. Это ощущают и школьники. Им нравится атмосфера, царящая в здании, — рассказывает заместитель директора СШ № 4 Екатерина Шахотько.
Учащимся создали современные условия для учебы. Кабинеты оборудовали по последнему слову техники, в коридорах есть игровые пространства.
Но, пожалуй, главная ценность — исторический контекст, в котором зарождалась ученическая жизнь. Ведь школе почти 120 лет! Ее прародительница — минская частная мужская гимназия, которую основали в 1906 году предприниматели Зубакин и Фалькович. Примечательно, что учреждение размещалось в нынешнем здании истфака БГУ. Интересный факт: тогда в мужской гимназии числилось примерно 480 учащихся.
— И сегодня в нашем учебном заведении около 500 ребят, — уточняет Е. Шахотько.
В 1918 году мужскую гимназию реорганизовали в школу № 4. Что интересного изучали ребята почти 100 лет назад? Немецкий язык, а также социологию, гигиену, пение, рисование, родиноведение.
В современном здании на ул. Красноармейской СШ № 4 с 1936-го. Ему около 90 лет. В период войны школа сильно пострадала — сохранились лишь фасадные стены.
Стадион на крыше
После войны учреждение образования восстановили. В 1979-м к зданию сделали пристройку с актовым залом. Она находилась уровнем ниже из-за особенностей ландшафта. Но главное, что исторический фасад сохранился в том виде, в котором его задумал архитектор Герасим Якушко почти век назад. Объект украшают колонный портик, карнизы, пилястры, капители…
Внутри старой постройки все в аналогичной стилистике.
— От 1936 года в интерьере сохранились разве что мраморная лестница и ее металлические перила, — замечает замдиректора.
Реставрация этих элементов заняла немало времени. На ступенях каждый скол латали ювелирно, подбирая мраморные кусочки, аккуратно инкрустируя их.
При реконструкции крыши зодчие обнаружили немецкие металлические балки, датированные 1894-м. Их оставили.
Они продолжат выполнять свою функцию, удерживая кровлю.
После модернизации у школы появилось ноу-хау — эксплуатируемая крыша.
— Посмотрите в окно: у старшеклассников на стадионе урок физкультуры. Дети занимаются… на крыше нашего актового зала, — улыбается Е. Шахотько.
Однако так было не всегда. После ремонта крышу усилили дополнительными конструкциями.
— И разрешили нам заниматься. Это более чем драгоценное приобретение, ведь у нашей школы не было собственного стадиона. На уроки физкультуры ребята ходили в парк им. М. Горького. Сейчас есть беговая дорожка, площадка для мини-футбола, зона для воркаута. Появились уличные тренажеры, заниматься на которых можно даже в ненастье. Они находятся в арке пристройки, там есть и теннисные столы, — поясняет собеседница.
Музыкальная гостиная
Самые красивые места в школе — балконы и рекреации с большими панорамными окнами. Последних прежде не было, там размещались кабинеты.
Но стены демонтировали, расширив пространство учебного заведения, дав ему больше воздуха и света.
Изюминка — музыкальная гостиная, расположенная в уютном холле. По коридорам во время перемены гуляют ученики. Нет-нет да и присядет кто-то за рояль, который здесь занимает центральное место. Каждый может прикоснуться к клавишам, исполнить композицию, вдохновив себя и одноклассников на плодотворный урок. Сейчас, например, старшеклассницы в коридоре повторяют параграф по истории. И вот за рояль садится школьник Святослав Исаев. Девочки тут же занимают места в первых рядах гостиной.
— У учащихся в программе есть музыкальные факультативы. Дети играют на 17 инструментах. Поэтому только актового зала для творчества не всегда достаточно, — рассказывает Е. Шахотько.
Музыкальные факультативы посещает фактически каждый второй школьник. Чаще всего выбирают фортепиано и гитару. Но в последнее время пальму первенства переняла флейта. Из оригинальных инструментов, которые можно освоить в «четверке», — ксилофон, мандолина, балалайка.
— Я учусь в СШ № 4 с первого класса. В августе мы помогали подготовить школу к открытию, занимались уборкой, расстановкой мебели. Наше здание — дворец! Впечатлений море, — делится Святослав Исаев. — В этой музыкальной гостиной закругленный балкон, и колонны — идеальное место для рояля.
В 1981 году в школе открыли телецентр. В обновленном виде он функционирует до сих пор. Отчасти благодаря бывшему главе города Михаилу Павлову. Посещая это учреждение образования, он был впечатлен телестудией, и на ее развитие выделили серьезные средства. С момента создания телецентра дети и педагоги вели видеолетопись школы. Сейчас видеотека — настоящее сокровище.
Фото Сергея Мицевича