«Белорусские корни держат меня очень прочно». Поговорили с оперной певицей Екатериной Семенчук
На Рождественском оперном форуме в Минске выступит звезда мировой величины Екатерина Семенчук. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Она родилась в Минске, но почти четверть века живет в Санкт-Петербурге. Прима Мариинского покорила сцены крупнейших оперных театров мира. Финалистка престижнейших вокальных конкурсов — Operalia в Лос-Анджелесе и BBC в Кардиффе, она выступала в миланском Ла Скала, Королевском театре в Мадриде, Парижской национальной опере, Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Большом театре России, на фестивалях в Зальцбурге и Эдинбурге.
Ее голос в белорусском Большом впервые услышали семь лет назад на концерте ко Дню Союзного государства. Пожалуй, с тех пор поклонники не выпускали из виду обладательницу роскошного меццо-сопрано, ждали, чтобы вновь услышать певицу в Минске, что и произошло 25 апреля этого года: Надежда Кучер, Екатерина Семенчук, Павел Петров и Александр Рославец исполнили на нашей сцене «Реквием» Джузеппе Верди.
А 17 декабря вo время XI Минского международного Рождественского оперного форума прима Мариинки Екатерина Семенчук даст в Большом театре Беларуси сольный концерт.
В свой прошлый приезд она поделилась мыслями…
О корнях
— Если бы с детства не было мечты петь на сцене Большого театра Беларуси, наверное, я бы сейчас здесь не находилась. С ранних лет посещала все спектакли и знала весь репертуар: «Иоланта», «Катерина Измайлова», «Кармен», «Кармина Бурана», «Бахчисарайский фонтан»… Мои бабушки-дедушки часто водили меня на оперу и балет.
Находясь вдали от того места, где родилась, выросла и которое безумно люблю, никогда не теряю связи с моим городом и страной. Белорусские корни держат меня очень прочно. Чувствовала и чувствую себя белоруской всегда. Я из тех, кто не живет на родине, но продолжает любить и пропагандировать белорусское искусство. В своих концертах часто исполняю произведения Дмитрия Смольского, классика советской музыки. Не забыть, как он — в прекрасной форме, живой и здоровый — ходил по коридорам минской консерватории. И воспоминания эти очень радостны. Да, мы не должны никого обожествлять. И все-таки мое поколение смотрело на тех, кто старше и опытнее нас, на педагогов, на таких композиторов, как Дмитрий Смольский, на таких певцов, как Наталия Гайда, как на небожителей.
О вседоступности
— Мы живем в век интернета, в век вседоступности, как мне кажется. Уже нет такого: знаменитый артист поет в театре — надо срочно бежать и послушать его! Кто-то обязательно запишет, выложит в соцсети, а возможно, будет онлайн-трансляция. Порой аккуратно, чтобы не обидеть, говоришь студенту: «Здесь стоит сделать так-то и так-то, мне кажется, что будет лучше…» А он в ответ: «Да знаю я!» Конечно, не все такие, но… Когда в стенах санкт-петербургской консерватории я смотрела на портреты композиторов, прославивших Россию и Союз на весь мир, и восхищалась каждым из них, у меня возникало желание быть такой же. Теперь смотрю на 25-летних артистов, которые уже дают мастер-классы, собирают пресс-конференции и говорят о себе исключительно как о звезде, ничего еще, по сути, не создав, думаю: может, действительно настало другое время? Не ценится глубина, скрытая за нотами, к сожалению.
Задача артистов, певцов, музыкантов просветительская: настойчиво и несмотря ни на что работать над собой и дарить свой талант, всё, чем ты владеешь, людям. Не требуя ничего взамен. Когда выхожу на сцену, в сольном концерте или спектакле, отдаю, отдаю, отдаю. И часто остаюсь полностью обескровленной. Но восстанавливаюсь, потому что чем больше я даю, тем больше у меня появляется сил.
Раньше слышала: стоит поберечь себя. Не получится! Всё надо делать в полную силу. Конечно, надо быть здоровым, но профессионализм в том и заключается: к зрелым годам ты должен уметь петь в разных состояниях. Мы никогда не бываем здоровыми на все сто процентов, особенно вокалисты.
Мой дедушка советовал закаляться. Ведь в театре присутствуют сквозняки, пыль и… люди, которые не всегда желают тебе добра.
Певец — это совокупность многого. Голос, талант, внешность, интеллект, знания, состояние психики, самоорганизация, интеллигентность — важна каждая составляющая. Еще у нас были уроки фехтования, сценического движения, актерского мастерства. И когда сегодня режиссер ставит задачу: прыгай, падай, умирай, — я знаю, как это делать.
О педагогах
— Мой дедушка Владимир Викторович преподавал в школе № 77 Заводского района Минска. Очень сильная была школа — хоровая, где еще учили игре на аккордеоне, гитаре, фортепиано. Не знаю как, но мы всё успевали. Наш педагог и руководитель хора «Крынічка» (тогда он еще не носил звание образцового) Наталья Михайловна Агарова сказала мне: «Ты должна пойти в консерваторию — прослушаться. Кажется, у тебя всё получится». Так я встретила Сергея Дмитриевича Осколкова. Помню, я ему спела «Волгу-реченьку», а он откинулся на спинку стула и, глядя на меня сквозь толстые линзы очков, произнес: «Неплохо». Тут я поняла: да, всё смогу!
На сцене белорусского Большого я пела в «Аиде» дуэт с великолепной Ниной Шарубиной, ученицей Валентины Николаевны Рогович. У Валентины Николаевны столько прекрасных учеников, которые блистают по всему миру. Она была очень теплым, ранимым, чувственным человеком. Помню, как она пела, как звучал ее голос, как она дышала, думала… На уроках выкладывалась, показывала всё в полный голос. В память о ней в своих концертах использую те произведения, которые особенно нравились Валентине Николаевне, которые она сама пела и которые хотела, чтобы исполняла я. Рогович подарила мне пластинку — запись оперы «Аида» 1951 года. В ней участвовали Мария Каллас и Оралия Домингес. Надписала: «Катеньке, будущей великой Амнерис». Также в меня верил и Сергей Дмитриевич.
Я многому учусь у коллег, партнеров по сцене. Но базовое образование, которое я получила от своих педагогов в минской консерватории, а потом в Петербурге, дало мне всё. В нас выращивали личность.
Справочно
17 декабря за дирижерский пульт встанет маэстро из Азербайджана Эйюб Кулиев. Приглашенный гость — бас-баритон из России, из Мариинского театра Магеррам Гусейнов.
Подготовила Елена Балабанович, фото из архива Большого театра Беларуси
Смотрите также: