Белорусские ученые разрабатывают инновационные противораковые препараты*
Есть в Минске уникальное для Беларуси производство. Благодаря ему тысячи людей обретают надежду продлить свою жизнь на многие годы или максимально улучшить ее качество.
Как развивается отечественная наука в области лечения онкологических заболеваний и что предлагают ученые для избавления от коварной болезни, мы узнали в Институте биоорганической химии Национальной академии наук Беларуси. Руководитель научно-практического центра «ХимФармСинтез» Елена Калиниченко знакомит меня со своим подразделением:
— У нас небольшое производство, и оно сконцентрировано на выпуске высокотехнологичных и наукоемких продуктов для лечения раковых опухолей. Мы изготавливаем новейшие высокоэффективные препараты, очень сложные в производстве. По своим позициям производим стопроцентное замещение импорта. При этом наши лекарственные средства в разы дешевле зарубежных аналогов, а по эффективности находятся вровень с оригинальными.
Известно, что противоопухолевые препараты во всем мире (и Беларусь не исключение) стоят огромных денег. Елена Николаевна рассказывает: до того момента, как центр вышел со своими продуктами на отечественный рынок, страна покупала только импортные. К слову, ежегодно на противораковые препараты государство тратит в среднем 80 млн долларов.
Когда Е. Калиниченко лет 15 назад увидела в Риге на базе одного из институтов работающее фармацевтическое предприятие, она загорелась идеей организовать нечто подобное в Минске. Разработав бизнес-план, смогла убедить руководство правительства в том, что имеющиеся в институте наработки в области противоопухолевых препаратов при финансовой поддержке могут стать основой уникального проекта. А в результате появятся современные эффективные лекарства для лечения некоторых видов раковых опухолей, которые в разы дешевле импортных аналогов.
Три года понадобилось ученым, чтобы запустить производство, подобных которому в Беларуси еще не было. Впрочем, их нет и сегодня.
— Потому что мы используем научную базу институтов Академии наук, — поясняет Елена Николаевна, — работаем на собственных технологиях, сами получаем фармацевтические субстанции, в отличие от предприятий, закупающих готовые компоненты для производства в промышленном масштабе.
Руководитель говорит, что сегодня, к сожалению, существует практика, когда многие отечественные фармацевтические компании приобретают полностью готовые препараты, переупаковывают их и переклеивают этикетки. В таком случае, считает ученый, о развитии науки и технологий не может быть и речи.
Так в чем, собственно, уникальность производства в «ХимФармСинтезе»? В этом помогает разобраться начальник производственного отдела Александр Фарина:
— У нас перед отечественными конкурентами есть преимущества: мы единственные, кто делает субстанции, а не завозит их из-за рубежа. (Субстанция — химическое соединение, которое непосредственно воздействует на очаг болезни. — Прим. авт.). Для создания продукта используем более простые химические соединения. Сырье частично закупаем в Беларуси, в основном растворители, а сложные продукты органического синтеза — за границей. Благодаря этому мы не только экономим деньги, но и добиваемся постоянного высокого качества, что не всегда может дать готовый импортный продукт.
Мне пришлось даже вспомнить школьный курс химии, так как Александр Васильевич попытался предельно доступно объяснить, в чем особенность их производства.
— До получения субстанции есть еще несколько стадий химических превращений. Одну молекулу пришиваем к другой, греем, кристаллизуем, очищаем. На каждом этапе контролируем качество полученного продукта. На ранних стадиях работы стояла первичная задача — воссоздать известные эффективные препараты против рака. Затем ситуация изменилась, больше времени стараемся уделять собственным разработкам. Например, с помощью коллег из других институтов удалось создать оригинальный препарат для лечения рассеянного склероза, и он показывает хорошие результаты. Недавно нашли новый класс соединений, способных блокировать рост опухолей, — говорит он.
А началось все с идеи выпустить лишь несколько противоопухолевых субстанций. Однако в процессе создания производства пришло понимание: только их одних мало, нужны готовые лекарства. Большую часть сегодня поставляют в больницы, но некоторые препараты можно приобрести и в аптеке.
Важно отметить: ученые занимаются препаратами сугубо противоопухолевого профиля. Старейшему из них 15 лет. Вначале фасовку заказывали на крупном столичном фармпредприятии, затем перешли на собственную площадку. До 2005 года препарат закупали за рубежом и только для 18 (!) больных из-за неимоверно высокой стоимости. С появлением производства в Минске цена упала так, что он стал доступным для всех пациентов. Более того, выпускают такое количество, что даже продают в Польшу.
— Мы изготавливаем широкий спектр препаратов, который охватывает множество разновидностей рака, — сообщает А. Фарина, — в том числе для лечения на поздних стадиях. Есть противолейкозные, а также против больших локализованных опухолей в печени, почках. Наши лекарства применяются и для таргетной, и для химиотерапии. Есть и против рака легких. Уточню: мы делаем очень чистые субстанции. На этапе регистрации, когда сравниваем свои препараты с некоторыми импортными аналогами, наши продукты часто показывают лучшие результаты. Так что в качестве своего продукта мы уверены.
Чем дальше развивается онкологическая наука, тем больше появляется возможностей воздействовать лекарствами прицельно, на определенную мишень (target в переводе с английского «мишень». — Прим. авт.), а не на весь организм, как это происходит при химиотерапии. Препараты, выпускаемые в институте, относятся к препаратам последнего поколения таргетной терапии.
Александр Васильевич также рассказал, что одно из последних фармакологических направлений в онкологии — генная инженерия, моноклональные антитела, модифицированные лейкоциты. Это то, что сегодня белорусские ученые делать не могут, но очень хотят. Точнее сказать, могут, поскольку есть человеческие ресурсы и желание, но нет средств на развитие. И в этом они отстают от ведущих зарубежных компаний. А ведь вложения нужны небольшие, и тогда уже завтра можно будет разрабатывать отечественные моноклональные антитела, которые подарят реальную надежду тысячам больных.
Важно и то, что с препаратами для лечения редких заболеваний связано будущее биотехнологической отрасли.
В «ХимФармСинтезе» разработаны оригинальные технологии производства 14 субстанций и 12 готовых лекарственных форм, которые реализуются в Беларуси, России, Польше. Они полностью соответствуют требованиям европейских и американских фармакопей (стандартов) по качеству, а в некоторых случаях даже превосходят их.
Приятно, что благодаря белорусским ученым у пациентов появляется доступ к инновационной терапии рака, а значит, и надежда на выздоровление.
Справочно
Есть еще одна цель у сотрудников центра — попасть на европейский рынок субстанций. Белорусскую продукцию там ждут, потому что есть подтвержденное соотношение «цена — качество». В настоящее время ведется работа по получению европейского сертификата соответствия.
Фото предоставлены предприятием
*На правах рекламы