Белорусский Леонардо да Винчи. Где в Минске жил и работал Язеп Дроздович
С профессиональным экскурсоводом Неллой Назаровой корреспондент агентства «Минск-Новости» прошел по местам, связанным с художником, которого называют белорусским Леонардо да Винчи.
Тропой Язепа
Встретились на ул. Максима Богдановича. Здесь, возле Троицкой набережной, в августе 1993 года был установлен памятник Язепу Дроздовичу работы скульптора Игоря Голубева.
— Это наш Леонардо, — говорит экскурсовод. — Историк, археолог, живописец, этнограф, астроном, филолог. Он в своем творчестве и в космос слетал, побывал на планетах Солнечной системы, и в прошлое путешествовал, благодаря чему оставил потомкам портреты полоцких князей, познакомил нас с обликом старинного Менска.
Язеп Дроздович родился в деревне Пуньки Глубокского района в семье обедневшего шляхтича-арендатора. Вскоре отец умер, на руках у матери осталось шестеро детей. Она сделала все, чтобы Язеп получил образование. В 1906 году он уехал учиться в Виленскую рисовальную школу профессора Ивана Трутнева, где пробыл 4 года.
В 1910-м Дроздовича призвали в армию. В Саратове он окончил курсы фельдшеров, после чего работал в армейской амбулатории. Участвовал в Первой мировой войне.
Отдав службе 7 лет, после революции ушел из армии. В 1919 году, когда была образована Советская Социалистическая Республика Белоруссия, переехал в столицу. Работал декоратором в театрах, иллюстрировал журналы, организовал культурно-просветительское общество «Малиновка». По заказу литературно-издательского отдела комиссариата просвещения оформил первый в республике белорусский букварь.
— Эта скульптура называется «Вечный странник», — продолжает Нелла Назарова. — Язеп Дроздович редко задерживался на одном месте. Вот и Минск исходил вдоль и поперек. Снимал комнатушку на Комаровке, ходил на Троицкую гору, где преподавал в двух учебных заведениях, а оттуда с мольбертом шел на другой берег Свислочи и там рисовал город.
Учитель рисования
— По справочникам кочует информация о том, что Дроздович работал учителем рисования в Белорусской высшей женской школе, — говорит Нелла Назарова. — Но до революции в городе не было высших учебных заведений. Да, был Учительский институт, но это аналог нашего педагогического колледжа. Пришлось отправиться в архивы, чтобы узнать, где учительствовал Язеп Нарцизович.
В августе 1919 года Минск заняли польские войска. Национализированные советской властью школы были возвращены прежним владельцам. В автобиографии Дроздович написал, что в 1919–1920 годах работал в Минске художником и учителем в белорусской гимназии и женской прогимназии на Троицкой горе. Это подтвердили архивные документы. Согласно им мастер преподавал сразу в двух учебных заведениях — 1-й Минской белорусской гимназии и 6-й высшей начальной школе. Они размещались в зданиях, стоявших друг напротив друга на улице Александровской, ныне М. Богдановича, в домах под номерами 31/2 и 32.
Известно, что упомянутая гимназия была четырехклассной. В ней обучались 106 учеников — 63 мальчика и 43 девочки. В штате — 5 преподавателей. Учились дети в деревянном двухэтажном доме, крытом железом, с удобствами во дворе. Всего в здании, принадлежавшем домовладельцу Грингаузу, было 8 комнат.
Зарплаты учителям платили мизерные, к тому же периодически задерживали. Дроздович снимал боковушку на Комаровке, где даже не было кровати и приходилось спать на сундуке, укрываясь солдатской шинелью. Покупал самые дешевые продукты, но иногда денег не хватало и на хлеб.
Где эта улица, где этот дом
В Минске Дроздович жил всего полтора года. Об этом сейчас напоминает серия его работ, на которых запечатлены исторический центр города и река Свислочь. Виды как раз те, которые не попадали в объектив фотокамер.
— Некоторые считают, что художник видел сквозь время, — продолжает экскурсовод. — На картине «Городок» он изобразил Минское замчище таким, каким его через полвека обозначили в своих реконструкциях археологи по результатам раскопок, проведенных перед строительством станции метро «Немига».
Того дома на Комаровке, где ютился Язеп Дроздович, давно нет. Невозможно привести экскурсионную группу и к домам, где он учительствовал.
11 июля 1920 года Минск вновь стал советским. Школы опять национализировали. Образование для детей объявили бесплатным, совместным для мальчиков и девочек и обязательным. 1-я Минская белорусская гимназия и 6-я высшая начальная школа стали соответственно 13-й и 15-й советскими трудовыми школами 2-й ступени. Обе — с 7-летним сроком обучения. Деревянное здание первой из них, скорее всего, было уничтожено еще летом 1920 года, когда из города уходили польские войска. Однако уже в 1922-м ее ученики занимались в двух небольших постройках, возведенных на месте прежней. Но и они, как и здание 15-й школы, не пережили бомбежек лета 1941 года.