Без крови не обошлось. Как снимали знаменитый фильм «Укротительница тигров»
О том, как создавался фильм «Укротительница тигров», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
На съемках этой ленты пострадали дублер исполнительницы главной роли и один из дрессировщиков.
О чем фильм
Знаменитый мотогонщик Федор Ермолаев получает от директора цирка предложение создать на арене трюковой номер «Мотоцикл под куполом». Ермолаев долго раздумывает, но соглашается. Его ассистенткой становится Лена Воронцова, убирающая клетки цирковых животных, но мечтающая заняться дрессурой. Когда номер мотогонщика начинает пользоваться успехом, из цирка увольняют дрессировщика тигров Казимира Алмазова. Дирекция ищет ему замену. Понимая, что это шанс, Воронцова прекращает работу с Ермолаевым, чтобы попытаться осуществить мечту. Федор и Лена влюбляются друг в друга. Ее уход болезнен для обоих. Но виду они не подают. Рядом с Ермолаевым тут же появляется новая ассистентка Олечка. Лена ревнует.
Мотогонщик со своим номером отправляется в тур по советским городам. Воронцова репетирует с хищниками. Спустя долгое время, находясь на гастролях, Федор узнает, что у его бывшей ассистентки завтра дебют на арене. Он садится на мотоцикл и мчит к ней через всю страну.
В легком жанре
У сорежиссеров Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой разница в возрасте 21 год. Он снял первую ленту в 1918-м, она — в 1939-м. Люди разных поколений, и всё же они были очень похожи. Ивановский снимал музыкальные фильмы, комедии: «Антон Иванович сердится» (1941), «Сильва» (1944). Кошеверова тоже полагала, что зритель ждет от кино не партийного назидания, а аттракциона. Ее ленты «Аринка» (1939), «Золушка» (1947) были отдушиной для простых зрителей. В послевоенные годы главными массовыми развлечениями оставались кино и цирк. В театр ходили, но многие, как известный герой Булгакова, считали, что там только «разговаривают, разговаривают, контрреволюция одна». Задумывая совместную работу, режиссеры решили объединить на экране цирк и кино, чтобы добиться максимально увлекательного зрелища! Из цирка они взяли номера с крупными хищниками и трюки на мотоциклах. Из кино — элементы комедии и мелодрамы.
Сценариста Евгения Помещикова восхищала семейная пара Александра Буслаева и Ирины Бугримовой. Они стали прототипами главных героев. Буслаев тоже пришел в цирк из мотоспорта, летал на мотоцикле под куполом, а в 1940-м объединил цирковые жанры, сделал номер, где гоняет по арене на двухколесной машине со львом на багажнике. Бугримова с 1946 г. тоже занималась дрессурой львов. Уже в период подготовки к съемкам сорежиссеры познакомились с супругами Константином Константиновским и Маргаритой Назаровой. Константин в годы войны занимался дрессурой собак-камикадзе, взрывавших танки. Назарова, начинающая дрессировщица тигров, стала дублером главной героини. Супруг, по мнению одних, помогал, по мнению других, руководил и опекал ее. Авторы картины привнесли в характеры главных героев черты и этой пары. В 1961-м Назарова сама исполнит главную роль в «Полосатом рейсе».
Главный по тиграм
Павел Кадочников, сыгравший Федора Ермолаева, в 1950-е — кинозвезда первой величины. «Эх, Люда, проснешься ты знаменитой после премьеры», — говорил он Касаткиной, исполнительнице роли Лены. Она не верила, твердила, мол, не бывает такого после первого фильма. Сегодня актрису помнят прежде всего по этой картине.
По сюжету до знакомства с Ермолаевым за Воронцовой ухаживал друг детства Петя Мокин. Его сыграл совсем еще молодой Леонид Быков. По мнению кинокритиков тех лет, из всего актерского ансамбля он был наиболее достоверен. Хвалили и Нину Ургант за роль Олечки. Посмотрев фильм, главный режиссер Ленинградского БДТ Товстоногов прибавил к ее актерской зарплате 10 рублей.
Родителями Лены на экране стали замечательная Татьяна Пельтцер и Александр Орлов.
Антона Телегина, наставлявшего и поддерживавшего Воронцову в ее репетициях и решениях, сыграл Борис Эдер — основатель советской школы работы с цирковыми хищниками, педагог. По сути, сыграл самого себя. Эдер был первым в мире укротителем в клетке, отказавшимся от использования револьвера и громких хлопков бичом. Номера с тиграми для картины поставил он. С ними Маргарита Назарова после съемок отправилась на свои первые большие гастроли. Он же 4 месяца репетировал с Сергеем Филипповым его проход с тигром на поводке по коридорам цирка.
Испытать себя
Ленту снимали в 1953–1954 гг. на «Ленфильме». Художник-постановщик, уроженец Горок Могилевской губернии, ученик Казимира Малевича Абрам Векслер с группой рабочих в самом большом павильоне студии выстроил цирковой зал с манежем, местами для зрителей, оркестровым балконом. В одной из сцен тигр в кабинете директора запрыгивает на стол, к лапам прилипают листы бумаги, он их облизывает, потом пастью снимает телефонную трубку. Для этого трюка Эдер залил листы клеем на пищевой основе, а трубку смазал куском сырого мяса.
Кадочников выполнял свой прыжок под куполом через мост без дублера. Ездить его научил легендарный эквилибрист Петр Маяцкий, впервые продемонстрировавший цирковое шоу «Гонки по вертикали» в 1946 г. Для Кадочникова было принципиальным прыгнуть самому, хотя его вполне могли заменить. В кино видно, что приземлился он задним колесом в миллиметрах от бездны. Просил второй дубль, но режиссер Кошеверова отказала наотрез.
Спиной и боком в клетке с тиграми на экране действительно дублер Маргарита Назарова. Но режиссерам хотелось, чтобы зрители увидели лицо Касаткиной в общем кадре с тиграми. Во время репетиции на глазах актрисы тигр в прыжке с тумбы на тумбу приземлился когтистыми лапами на спину отвернувшемуся Константину Константиновскому. Это было кровавое зрелище. Касаткина знала, что самый миролюбивый тигр Пурш во время съемок случайно когтем порвал Назаровой височную артерию. Актриса боялась войти в клетку. Тогда решили делать комбинированные съемки, для которых требовались зеркала. Увидев свои отражения, хищники бросились на них, как на соперников. В конечном итоге актриса согласилась на дубль, вошла в клетку с условием, что на каждого зверя будет направлен брандспойт, который ударит в глаза хищникам водой в случае необходимости. Когда тигр направился на нее не по сценарию, повернули ручку на шланге, но вода не пошла. Зверь обнюхал актрису и лег рядом, всё обошлось.
Взял на хранение
В мае 1955 г. вне конкурса фильм показывали на 8-м Каннском кинофестивале. Обычно на внеконкурсных показах зал был полупустым. Но в тот раз не уместил всех желающих. Его заполнили русские эмигранты первой волны, бежавшие во Францию сразу после Октябрьского переворота 1917-го. После окончания ленты восторженная толпа бывших соотечественников окружила Касаткину с поздравлениями. Зацепившейся пуговицей в толчее кто-то случайно порвал единственное ее кружевное платье. Увидев неприятность, эмигранты тут же сбросились на новый гардероб. Актриса не успела сосчитать, сколько денег было в пачке. Отведя ее в сторону, деньги взял куратор киногруппы в штатском, якобы на хранение. Через день сказал, что эта валюта теперь принадлежит государству. Платье актриса заштопала в гостиничном номере.
Давно нет тех, кто подарил нам этот фильм, каждый год с экрана ТВ мы слышим: «Как не стыдно обнимать женатого человека, у которого трое детей?! Двое в Пензе, один на Камчатке». И не переключаем канал!