Без ограничений. Как минский студент с ДЦП стал чемпионом по плаванию и мечтает о карьере комментатора
Студент факультета журналистики БГУ своим примером доказывает, что диагноз, который ему поставили в детстве, совсем не приговор. Парень с ДЦП смог не только стоять и ходить, но и стал кандидатом в мастера спорта, пятикратным чемпионом Беларуси по плаванию и без проблем поступил в вуз. История минчанина — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Артур Борис родился недоношенным (мать была на 32-й неделе беременности). Тем не менее из роддома его выписали здоровым. В 11 месяцев мальчик перенес нейроинфекцию, из-за которой не смог шевелить конечностями и головой. Лечение не дало полного восстановления: левый глаз перестал видеть, а осложнение отразилось на ногах. В 2 года Артуру поставили диагнозы «детский церебральный паралич» (ДЦП) и «задержка психического развития» (ЗПР), а маме сказали готовиться к худшему – что сын никогда не будет ходить.
«Попал на плавание случайно и стал кандидатом в мастера спорта»
– Мама пыталась поставить меня на ноги, не хотела, чтобы я был отсталым. В 4 года научила читать по слогам, писать печатными буквами и считать. Мы ездили во многие реабилитационные центры. В итоге ЗПР мне сняли, говорили, что я крепкий и скоро научусь ходить, – вспоминает Артур.
В школу мальчик пошел в 6 лет. Не все относились к ребенку с костылями как к равному себе. Некоторые пытались задеть и ударить. Но с возрастом Артуру удалось завести товарищей и друзей во дворе – дети старались помочь, если нужно, даже пронести.
На плавание Артур попал случайно. Оно было одной из обязательных процедур в центре реабилитации. Сначала мальчик плавал с нарукавниками или кругом. Но однажды папа забыл их и решил, что сын сможет плавать и так.
– Сначала было страшно, но, когда понял, что вода держит, спокойно поплыл. Мама предложила записаться в секцию по плаванию. Я согласился. Она поддерживала меня, ждала в холле по 2-3 часа три дня в неделю во время тренировок.
Артура привели в РЦОП по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта. Тренировки быстро дали результат: на соревнованиях пловец либо становился первым, либо входил в призовую тройку.
– Кроме чемпионатов Беларуси участвовал и в международных турнирах. При поступлении в университет в 2017 году карьера пловца у меня была на высоте. Тогда я только получил кандидата в мастера спорта (рекорд – 48,89 секунды на 50 метрах), а после сдачи ЦТ съездил на соревнования по плаванию в Берлин. Там отплавал неделю, но из-за того, что мы не успели подать некоторые документы, оказался вне конкурса. Тем не менее имел право соревноваться наравне со всеми и из 800 опытных пловцов занял примерно 300-ю позицию, — делится Артур.
Как только парень поступил в университет, было принято непростое решение о приостановке тренировок по плаванию.
– Все-таки на учебу уходит много времени. Даже минимально путь до университета у меня занимает больше, чем у других людей, – поясняет собеседник. – Мама поддержала мое решение прервать тренировки. Тем более я всегда могу вернуться, чего очень хочу. Паралимпийское движение отличается от олимпийского тем, что каждый человек может за полгода-год набрать форму и дальше соревноваться. Многие олимпийские виды спорта завязаны на возрасте, а в паралимпийских дисциплинах немало и возрастных спортсменов.
Желание стать мастером спорта у Артура есть, но пока нужно написать и защитить диплом, получить первое высшее образование. В планах у парня и лидерство на паралимпиаде.
«На комиссии хотели отказать и предлагали поступить в колледж собирать лампочки»
Выбор в сторону активной и требующей частых передвижений профессии журналиста парень сделал в 10-м классе.
– С учетом своего диагноза я принципиально оттягивал с планами на поступление до конца 10-го класса. И вот одним июльским днем я иронично задумался о том, какой орган у меня больше всего здоров. Словил себя на мысли, что это язык. Посмеялся и подумал о том, что стану либо писателем, либо журналистом.
Выбор парня удивил членов семьи, которые имеют математическое образование и отмечали склонности Артура к точным наукам.
– Мама предлагала вариант работы в банке, где я бы мог преимущественно сидеть на месте. У меня, можно сказать, поколение математиков: прабабушка на советской кассе стояла со счетами, бабушка была заведующей математической кафедрой в колледже, мама по первому образованию тоже математик, по второму – юрист. В школе я хорошо справлялся с олимпиадными заданиями и со школьной программой по математике. В среднем всегда оценки были 8–9, но в 10-м классе я поссорился с учителем. Поэтому принял решение, что буду сдавать что угодно, но не ЦТ по математике. Это сократило список специальностей для поступления.
Конечно, были мысли о риске не пройти медкомиссию для учебы на журналиста.
– Все инвалиды, прежде чем начать обучение или трудоустроиться по какой-то специальности, проходят МРЭК-комиссию по профориентации. Врачи сказали мне, что из-за проблем с ногами и того, что считают журналистику более корреспондентской, где нужно бегать из одной точки в другую, хотят мне отказать. Вместо этого есть вариант интегрированного колледжа для инвалидов, где учат собирать лампочки. Но я был настроен очень решительно, у меня уже было и 20 публикаций в разных СМИ. Я убедил комиссию, что работать журналистом можно и без активного движения, – вспоминает молодой человек.
Добившись своего, Артур поступил на журфак БГУ по общему конкурсу, без льгот.
– На МРЭК я попросил, чтобы мне расписали ограничения в работе. Потому что, если говорить о самой процедуре трудоустройства, то некоторых работодателей может смущать фраза «рациональное трудоустройство». Допустим, у них нет пандуса или адаптированного рабочего места. Банально мне нельзя работать на химических заводах, где работа связана с повышенной опасностью, еще вместо 8 часов я работаю 7. Но время работы – понятие растяжимое. Если мне нужно, могу себе позволить и 12 часов отработать.
Сейчас парень учится на 4-м курсе и по окончании университета планирует стать спортивным комментатором.
– Особенно сильно люблю футбол, болею за футбольный клуб «Ливерпуль» из Англии с 2007 года. Футбол является важной частью моей жизни, с которой мирятся мои друзья. Особенно во время матчей, когда я очень эмоционален. Спорт помогает сближаться с людьми, позволяет легко найти контакты, подружиться с кем-то.
Как спортивный журналист Артур тоже постепенно реализовывает себя.
– Писал новостные блоки про футбольный клуб для телеканала «Беларусь-5», работал новостником на спортивном ресурсе sportarena.by. Но, к сожалению, недавно из-за финансовых вопросов проект приостановил свою работу. Еще мне предлагали быть комментатором волейбола, но из-за сложностей с тем, чтобы добираться из одного конца города в другой, пришлось отказаться, – рассказывает студент.
Если мечта стать спортивным комментатором пока не сбылась, то желание попасть в пресс-центр «Минск-Арены» реализовалось еще в октябре 2020-го.
– Когда начал посещать игры минского «Динамо», было тяжело, думал, что буду не к месту. Переживал, что окажется тяжело ездить из дома в «Минск-Арену», забираться на трибуну. Но мои опасения развеялись в первый же день. Хорошо приняли и остальные журналисты пресс-центра, и, что особенно приятно, меня заметил главный тренер «Динамо» Крейг Вудкрофт. На пресс-конференции он обратил внимание, что среди других журналистов есть человек с ограниченными возможностями. Еще для меня было принципиально важно общаться, задавать вопросы тренеру на английском без помощи переводчика.
Ярким моментом стало исполнение парнем песни Happy Birthday для тренера «Динамо» в его день рождения и день, когда команда «Динамо» выиграла у московского ЦСКА.
– У нас с ним очень теплые отношения. Он даже приезжал ко мне домой в канун Нового года, сделав приятный сюрприз. Чувствовать от такой значимой для нашего белорусского хоккея фигуры поддержку очень важно, – считает минчанин.
«Спасибо моей физической подготовке, которая дает легко открывать двери и делать все бытовые вещи»
В повседневной жизни, по словам парня, с трудностями он встречается нечасто. Говорит, что Минск – лучший город Беларуси по безбарьерной среде.
– Вопросы есть, но у нас продумано все намного лучше, чем в регионах. Поэтому не жалуюсь, – считает собеседник. – Мне попадаются хорошие люди, которые с удовольствием помогут, проявят инициативу. Сам я тоже очень открытый и стараюсь помогать. Если вопрос, например, касается открытия двери, то с удовольствием подержу. Иногда это создает у людей диссонанс. Некоторые думают, что это они должны держать. Спасибо моей физической подготовке благодаря плаванию, которая дает легко открывать двери и делать все бытовые вещи.
Если летом передвигаться на костылях можно без проблем, то зимой гололед и сугробы сильно усложняют жизнь.
– У меня нет права на ошибку в плане падений. Если я уже упаду, то встать будет достаточно проблематично. Если перед выходом вижу из окна обширные участки гололеда, то понимаю, что маршрут для меня увеличится по времени. Потому что придется обходить лед, – делится Артур. – Но главное – к таким нюансам относиться с оптимизмом, ведь как таковых ограниченных возможностей нет.
Фото из личного архива собеседника