«Без спонсоров сезон обходится примерно в 40 тыс. долларов». Поговорили с самым юным мастером спорта по автоспорту
Минчанин Алексей Савин стал самым юным мастером спорта по автоспорту — тогда парню было всего 16. Сегодня он студент столичного вуза и призер десятков состязаний по картингу, трековым и кольцевым гонкам. Как ему это удается и какие цели перед собой ставит юный спортсмен, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Автоспортом минчанин начал заниматься около 7 лет назад. У старшего брата был день рождения, и родители устроили праздник — катание на багги. Тогда Алексей впервые сел за руль. Все отметили, что получилось неплохо.
— На свой день рождения я тоже захотел покататься, но так как багги — зимний вид спорта, а день рождения у меня летом, мне предложили альтернативу в виде картинга. Там-то на меня обратил внимание тренер, предложил заниматься, — вспоминает А. Савин. — По меркам этого спорта пришел я поздно, обычно детей сажают в карт в 5–6 лет. Мне же было уже 12.
Гонщик признается: поначалу было желание бросить спорт, на полгода он даже прекращал тренировки. Пока не ездил, начал скучать — такой перерыв пошел только на пользу. Тренер отметил, что вернулся ученик уже другим человеком.
Картинг, как и любые другие гонки, считается довольно травмоопасным спортом.
— Вроде маленькая машинка, а едет быстро (скорость достигает 130–140 км/ч) и легко переворачивается. Бывало, что дети ломали ключицы. Но на трассе, конечно, дежурят скорые, а в случае чего соревнования останавливают, — поясняет Алексей. — У меня за годы в спорте травм не было, даже малейших ушибов.
О звании мастера спорта и уходе из картинга в кузовные гонки
Интересно, что Алексей стал первым в истории Беларуси, кто в 16 лет получил мастера спорта по автоспорту. Для этого нужно было попасть в тройку в чемпионате Беларуси во взрослом классе, где участвуют не менее трех мастеров спорта. Тогда парень ездил в двух классах: в одном выиграл, а в другом занял второе место.
— Может, после меня кому-то помладше и дали такое звание, но тогда это был уникальный случай, — делится собеседник.
В России у минчанина много друзей-картингистов. Последовав их опыту, Алексей решил попробовать себя в таком виде спорта, как кузовные гонки. Ими парень занимается уже третий год.
— С картингом это совсем не сравнимо. Картинг, я считаю, сложнее. Если можешь хорошо проявить себя в нем, то и в любых других гонках будешь успешен.
В кузовных гонках участвуют модифицированные модели серийных авто. Многие детали двигателя, подвески, тормозов и колес меняют, а вместо стандартной массы в полторы тонны машина весит около тонны за счет снятия всего лишнего. Вместо этого внутри можно увидеть спортивное кресло с надежной фиксацией пилота.
— В кузовных гонках самая большая скорость, которую удавалось развивать, — это 195 км/ч. Это было в прошлом году на новой трассе в Санкт-Петербурге, которую строили для «Формулы-1», — делится гонщик.
Сейчас Леша ездит на машине Hyundai Solaris, которую ему предоставили спонсоры. Собеседник признается, найти таких людей — огромная удача. А здесь они сами заметили талантливого минчанина на российской серии кольцевых гонок и пригласили в команду Yuka Adv Pro Racing Team. Сейчас по контракту юный гонщик даже получается зарплату, что для гоночного мира редкость.
— В Беларуси гоночный спорт и картинг развивается, есть много сильных пилотов. Но если говорить о гонках, у нас, к сожалению, негде ездить. Спорткомплекс «Стайки» подходит только для картинговых соревнований, а для кузовных гонок нужны более требовательные по покрытию трассы, более широкие и протяженные (от 3,5 до 4,5 км).
О затратах на подготовку к соревнованиям и спонсорах
За свою карьеру Леша объездил много соревнований в разных странах. Но из самых запоминающихся гонок, конечно, первая, которая проходила в Гомеле.
— Тогда пошел дождь, а до этого я ни разу не тренировался под дождем. Было немного волнительно и страшно, сейчас ощущения другие, больше экстрима, — вспоминает парень. — Важным для меня был и первый выезд в Европу с командой. Это была Латвия, моя первая гонка на международном уровне, там я сразу победил. Были в моей жизни и поездка на гонки в Бразилию, и первые автомотоспортивные игры в Италии. Их сделали Олимпийскими играми автоспорта, но из-за коронавируса продолжить не получились, пока они были первыми и единственными.
Минчанин рассказывает, что любое соревнование при отсутствии спонсоров оплачивается из своего кармана. Отец парня пытался найти их, написал более чем 100 компаниям. Но кому-то предложение показалось неинтересным, другие откладывали его на потом.
— Так получилось, что со мной связались сами спонсоры. Отец не поверил и даже не звонил им несколько недель. Они сами купили мне машину, платят зарплату, призовые в случае победы. Вообще в автоспорте призовых нет, их могут дать только спонсоры. Даже в «Формуле-1» они не предусмотрены.
Пока спонсоров у гонщика не было, подготовку к соревнованиям оплачивала семья. Так как минчанин ездил на многие гонки, сезон обходился примерно в 40 тыс. долларов.
— Купить новый картинг — это уже 10 тыс. А еще стартовые взносы, обслуживание машины… Комплект покрышек в среднем служит одну гонку. Но в идеале они работают один заезд. И стоят около 200 евро. В Европе есть люди, нацеленные на результат, которые каждую гонку могут менять машину. У них сезон измеряется сотнями тысяч долларов, — делится минчанин.
В обслуживании машины помогает команда. Есть пилоты, которые справляются и сами, но Алексей признается: крутить гайки ему не так интересно, как ездить.
— Устройство машины, конечно, знаю. Это полезно для пилота. Если что-то не нравится в машине, так ты сможешь сам все исправить или четко сказать о своем запросе механику.
О вождении на городских дорогах и планах в спорте
В обычной жизни парень передвигается по городу на мотоцикле или личном авто. Как только исполнилось 16 лет, Леша отправился в ГАИ и с первого раза сдал экзамен на категорию «А». Спустя неделю после 18-летия в руках минчанина оказались и права на автомобиль.
— Сдал все с первого раза, даже теорию, хотя в это не верил. Как только получил права, на общественном транспорте в город уже не выезжал, — рассказывает парень. — Гонщики по обычным дорогам быстро не ездят. Это просто неинтересно, здесь некому что-то доказывать. Весь адреналин уходит на трассе. И получается так, что гонщики могут быть самыми спокойными водителями. Понимаешь, что разгоняться здесь нельзя. Ведь невозможно предсказать, что будет на дорогах общего пользования, как это можно сделать на трассе. Там все профессионалы и понимают цену ошибки.
Кроме карьеры гонщика, Алексей еще получает высшее образование — он студент 1-го курса БГУФК по специальности «менеджмент в спорте».
— Бывает, что приходится пропускать учебу. Из-за соревнований в первом семестре я даже продлевал сессию, потому что не получилось попасть на экзамен. Но преподаватели идут на контакт и всё понимают, — улыбается собеседник.
В мечтах у него — вместе с командой попасть на европейские гонки. Но в связи с последними событиями участников из Беларуси и России перестали на них пускать.
— Думаю, что прорвемся и удастся еще себя показать. Команда уже подумывает над тем, чтобы я принял участие в более серьезных соревнованиях, например, на гоночном авто Porsche 911 GT1. Если получилось бы, было бы здорово, я стал бы первым белорусом, попробовавшим такое. Возможно, хотелось бы попасть и на «Формулу-1». Но приехать последним мне как пилоту неинтересно, нужно показывать результат, — считает А. Савин.
Фото из личного архива собеседника