Без вранья, но с грамотной подачей: как понравиться рекрутеру и получить место в компании
Чтобы расположить к себе подборщика персонала, кандидаты неосознанно начинают копировать его жесты, позы и голос. Как эффективно продемонстрировать свою экспертность на собеседовании и получить заветную должность, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала психолог Центра успешных отношений Наталья Аракелян.
Краткость и правдивость
Трудовой рынок пестрит различными вакансиями — поиск работы занимает немало времени и требует отдачи уже на этапе составления резюме. Оно формирует о вас первое впечатление как о специалисте, поэтому для удачного контакта с рекрутером кипа бумаг сомнительного содержания точно не подойдет.
При составлении резюме ориентироваться нужно на краткость. Общих «водянистых» фраз рекомендуется избегать – университет за плечами, а вместе с ним и курсовые, в которых это было допустимо. Указывать нужно конкретные достижения и результаты вашей работы, а не концентрироваться исключительно на ее специфике.
Не менее важна правдивость – следует предоставлять лишь ту информацию, которую вы сможете подтвердить фактами и документами. Этот принцип, как минимум, поможет сохранить вашу профессиональную репутацию.
Помимо этого, при составлении резюме важна избирательность. К примеру, если вы были задействованы в реализации множества проектов, не нужно останавливаться на каждом из них. Лучше всего выбрать только те, которые наиболее релевантны желаемой должности.
Нельзя забывать и о структурированности. Резюме должно быть логично организовано – это позволит рекрутеру без проблем оценить квалификацию, а также профессиональное развитие, опыт кандидата.
При этом важно понимать: бумажная работа – лишь одно из испытаний. Не менее значимым этапом трудоустройства считается собеседование. Именно этот тет-а-тет позволит рекрутеру сделать вывод о вас как о человеке и потенциальном сотруднике.
Говорим подтекстами
Перед встречей со специалистом по подбору персонала рекомендуется узнать о компании. Во-первых, это даст общее представление о ее деятельности и позволит оценить, насколько вам подходит вакансия. Если вы все же решите претендовать на свободное место, то демонстрация знаний об организации — плюс для рекрутера.
— Хорошее впечатление о себе также можно сформировать, если упомянуть: вы нашли на сайте предприятия ошибку и знаете, как ее исправить. Помимо этого, разумным шагом будет предложить стратегию развития определенного направления деятельности организации или сотрудничества. Так вы продемонстрируете экспертность, — отметила Н. Аракелян.
Значительную роль в исходе собеседования будет играть самовосприятие кандидата. Дело в том, чтобы мы в любом случае общаемся подтекстами — они невольно пробиваются сквозь пласт основной информации. Поэтому, если человек внутренне сомневается, что подходит на предложенную должность, рекрутер, вероятнее всего, его «считает». И это несмотря на все стремления кандидата излучать исключительно уверенность в собственных силах.
— Когда человек, наоборот, твердо убежден, что достоин занять место в той или иной компании, он, как правило, подсознательно начинает использовать «подстройку». Так, кандидат копирует (но ненавязчиво и крайне аккуратно) позы, жесты, голос собеседника. Эта тактика чаще всего находит положительный отклик в рекрутере, — рассказывает Н. Аракелян. — Однако важно помнить: ваши действия не должны выглядеть как стопроцентное зеркало. Рекомендуется потренироваться в использовании «подстройки» на ком-то еще перед тем, как применять ее в ходе собеседования.
Что касается непосредственно настроя, специалист рекомендует сохранять позитив, но при этом допускать: вам могут отказать. И это не должно как-то бить по самооценке, ведь такие вопросы далеко не всегда упираются в недостаточную экспертность. Временами вы можете услышать «нет» просто потому, что предприятие нашло работника, который согласен на меньшую плату.
Ваши недостатки
В диалоге с кандидатом рекрутеры нередко задают вопросы о слабых сторонах. Стоит ли откровенничать с собеседником и сразу выкладывать все карты на стол? По мнению специалиста, ответ «отрицательных качеств у меня нет» будет звучать неправдоподобно — идеальных людей попросту не существует. Поэтому рассказать собеседнику о недостатках все же стоит, но тут важно подумать над подачей информации и чувствовать баланс между плохим и хорошим.
Даже отрицательные черты могут вызвать положительный отклик в работодателе. Например, вы признаетесь: «Я — слишком педантичный человек». Для работодателя это качество ценно тем, что вы заинтересованы в наилучшем результате работы.
Также, отвечая на данный вопрос, можно рассказать рекрутеру о том, как вам удалось превратить минусы в плюсы: допустим, вспомнить сложную ситуацию, из которой вам удалось выйти победителем. А после — поделиться с собеседником, чему вас научила эта история.
— Кстати, неплохим ответом может стать шутка. При этом важно не пересекать грань. Пример: «Вы знаете, я жить не могу без кофе — пью по 10 чашек в день. Зато он поднимает настроение и повышает продуктивность». Получается, недостаток вы озвучили, однако реакция на него едва ли будет негативной, — делится Н. Аракелян.
К слову, задавать вопросы в процессе собеседования может и сам кандидат, это не привилегия рекрутера. Все, что вас интересует, спокойно можно озвучивать: начиная с графика и функционала работы, заканчивая основной миссией компании.
Образ в элегантном кэжуал
Бытует мнение, что улыбка — это обязательный атрибут собеседования, который поможет вам расположить к себе рекрутера. На самом деле все может выйти с точностью до наоборот. Если вы сами по себе человек серьезный, собранный, то не нужно пытаться блистать белоснежной эмалью — это может вызвать неосознанное напряжение.
— Так проявляется отсутствие конгруэнтности (соответствия, согласованности внутреннего содержания человека — его установок, взглядов, эмоций и чувств, состояний, переживаний — и его внешних проявлений), — объясняет Н. Аракелян. — В таких ситуациях можно ограничиться легкой улыбкой в начале собеседования и в конце — этого будет достаточно.
Далее по списку — правильное построение диалога. Специалист отмечает: если вы в действительности хотите получить эту должность, не нужно сыпать фразами, вроде «знаете, у меня еще куча вариантов». Лучше откровенно признаться, что заинтересованы в предложении и объяснить почему — тут вам в значительной мере поможет предварительная подготовка к собеседованию. Если упомянуть некоторые аспекты деятельности компании, которые вас привлекают, или, допустим, подчеркнуть статусность организации, в глазах собеседника вы подниметесь на ступень выше.
Что касается внешнего вида, рекомендуется подстроиться под дресс-код предприятия. Если там все ходят в футболках и шортах, офисный костюм на встречу с рекрутером надевать не стоит. Когда возможности узнать чуть больше о внутренней культуре организации у вас нет, лучше всего остановиться на универсальном образе. Например, можно прийти в брюках в элегантном стиле кежуал и обычной блузке.
— И, конечно, не стоит забывать о том, что вещи должны выглядеть опрятно, а также соответствовать должности, на которую вы претендуете. Еще один момент: макияж и парфюм. Некоторые дамы любят избыток того или другого. Эта нарочитость может работодателя оттолкнуть. Всего должно быть в меру, — заключает психолог.
Читайте также:
- Улыбка не залог удачного собеседования. Как избежать лицемерия и неловкости в общении с рекрутером
- Интимные подробности и деньги: как отвечать на провокационные вопросы рекрутера на собеседовании
- Успешная строительная компания «БМСУ-4» открыла вакансии и предлагает работникам высокую зарплату. Узнали подробности*
- Без яркого парфюма и с самопрезентацией. HR-менеджер — о том, как не завалить собеседование и что отвечать на неудобные вопросы
- "Всё знаем, но не делаем". Что рассказали психологи на конференции «Искусство восстановления»