1200 90

На Зеленолужской линии метро не было ни одного инцидента, связанного с падением пассажиров

За три года работы Зеленолужской линии Минского метрополитена не произошло ни одного происшествия, связанного с падением пассажиров или предметов на рельсовые пути. Такие показатели стали возможны благодаря дверям автоматическим станционным (ДАС). Что это такое и как они повлияли на безопасность – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Схематика действия

Для сравнения: за этот же период на Московской линии зафиксировано 39 подобных случаев, на Автозаводской — 32. За счет чего такая разница?

Четыре новые станции Зеленолужской линии были приняты в эксплуатацию 6 ноября 2020 года. Одной из инноваций стало использование ДАС, проще говоря, защитных экранов. Как они работают, попросили рассказать и показать начальника дистанции электрооборудования и автоматики электромеханической службы метрополитена Петра Лагуцкого. С ним мы встречаемся на платформе станции «Ковальская Слобода», где проводится профилактический осмотр ДАС.

На каждой станции этой линии по 20 автоматических раздвижных дверей с каждой стороны, — рассказывает П. Лагуцкий. — Их количество рассчитано на пятивагонные поезда, но сейчас используются только 16, так как на Зеленолужской пока курсируют составы из четырех вагонов. С введением в строй новых станций и увеличением пассажиропотока будут задействованы все защитные экраны. Для выхода машиниста и обслуживающего персонала из тоннеля есть отдельные двери.

0x2a3909 laguczkij

На каждой стороне платформы между основными ДАС предусмотрены 10 дверей аварийного выхода, чтобы пассажиры смогли сами выйти на платформу при задымлении салона или в других непредвиденных ситуациях. Они открываются вручную изнутри, со стороны поезда. Это дополнительная страховка для безопасности пассажиров, потому что ручной вариант открывания изнутри имеется и у основных дверей. То есть при любой нештатной ситуации пассажиры смогут быстро покинуть состав.

— Если человек не успел зайти-выйти из вагона или вдруг какой-то предмет оказался между створками платформенных дверей, сработает защита и поезд не сможет продолжить движение, — поясняет, как работает оборудование, собеседник. — В кабине машиниста есть сигнал контроля состояния дверей. Пространство со стороны путей контролируют и лазерные датчики, срабатывание которых также не позволит составу двигаться дальше. Для предотвращения умышленных попыток открытия дверей пассажирами предусмотрена и механическая блокировка.

img 20211028 174730

Пилотаж высшей квалификации

В метрополитене П. Лагуцкий трудится более 20 лет. После окончания Минского городского политехнического колледжа по специализации «Городской электрический транспорт» пять лет трудился слесарем-электриком и электромехаником на одном из участков подземки. Затем был переведен мастером в бригаду по обслуживанию систем кондиционирования и автономного теплоснабжения. Одновременно учился на заочном в БНТУ по специальности «Автоматизированные электроприводы». В 2011-м возглавил дистанцию электрооборудования и автоматики. Два года назад был награжден знаком «Отличный работник Минского метрополитена».

В ведении Петра Александровича 10 бригад, а это 169 сотрудников. Они занимаются электрооборудованием и автоматикой инженерно-технических устройств, основной тоннельной вентиляцией, системами автономного теплоснабжения и кондиционирования, досмотровыми сканерами и системами контроля параметров воздуха, а также ДАС.

Защитные барьеры обслуживает бригада из 12 специалистов высокой квалификации. Причем 8 из них с высшим образованием, большинство окончили факультет информационных технологий и робототехники БНТУ.

В смену по скользящему графику выходят 3 специалиста на текущий осмотр, проведение планово-предупредительного ремонта, и в очень редких случаях — для устранения возникших неисправностей оборудования. Они же несколько раз за смену просматривают в аппаратном центре управления ДАС архив за предыдущий период, были ли отклонения в работе защитных экранов. То есть это оборудование днем в основном проверяют, а ночью полноценно обслуживают: чистят, смазывают, следят за работой всей электроники и автоматики, датчиков защиты и т. д.

0x2a3964 lojko

Счет на миллисекунды

— Система защитных экранов имеет четыре режима работы: автоматический, дистанционный, индивидуальный и изолированный, — говорит П. Лагуцкий. — Состояние каждой двери обозначается световым индикатором: желтый — двери открыты, белый — закрыты, красный сигнализирует о неисправности. А бегущая белая полоса сообщает о прибытии поезда.

На каждой стороне платформы установлен пульт локального управления, с которого проверяется функциональность всех дверей одновременно или какой-то отдельной из них. Можно также узнать количество и время их открытий и закрытий (оно, к слову, измеряется в миллисекундах) и другие параметры. Кстати, время между открытием и закрытием ДАС и дверей поездов изначально составляло до 6 секунд. Вроде бы мелочь в повседневной жизни, но не в работе метро: такая разница не только была неудобной для пассажиров, но и сказывалась на графике движения составов. Обратились в НИИ точной механики Санкт-Петербурга и вместе с его специалистами устранили данную проблему.

В аппаратной ДАС предусмотрены даже источники бесперебойного питания, как в больницах. Благодаря им при отсутствии электроснабжения подземки защитные экраны будут работать еще не менее получаса, а значит, пассажиры смогут покинуть поезда, остановившиеся в тоннелях или в районе платформ.

В аппаратной также находятся главная распределительная панель и щит автоматики ДАС. За 3 года их эксплуатации нарекания если и были, то незначительные. Специалисты Минского метрополитена не один месяц после запуска защитных барьеров доводили до ума параметры их функционирования и добились практически безупречной работы.

Удобно, спору нет

В августе прошлого года начальник электромеханической службы Минского метрополитена Алексей Хатеев рассказывал об этом опыте участникам совещания технического совета главных инженеров метрополитенов Международной ассоциации «Метро», прошедшем в Казани.

Совместно с «Минскметропроектом» изучался опыт проектирования, применения и эксплуатации дверей автоматических станционных в метрополитенах Российской Федерации, а также европейских и азиатских стран, — рассказывает А. Хатеев. — Состоялся ряд встреч с представителями предприятий, где это оборудование уже эксплуатируется, а также компаний-производителей из Санкт-Петербурга, Пекина и Стамбула. В итоге было принято решение о внедрении на четырех проектируемых станциях первого участка третьей линии Минского метрополитена оборудования турецкой компании.

hateev aleksej leonidovich nachalnik elektromehanicheskoj sluzhby metropolitena

По мнению А. Хатеева, а в его ведении почти 10 разных подразделений и 2 лаборатории, где трудятся 592 работника, в том числе и «дасовцы», бесспорными достоинствами ДАС являются абсолютная безопасность пассажиров на станционных комплексах и защита людей на платформе, в вестибюлях и переходах станций от давления воздушных потоков, которые образуются при движении поездов. К отрицательным факторам можно отнести лишь высокую стоимость оборудования защитных экранов и монтажа.

Дело техники

Появятся ли защитные экраны на первой и второй линиях минского метро?

На Зеленолужской все синхронизировано и завязано с автоматикой движения поездов, которые могут работать и в беспилотном режиме, — поясняет А. Хатеев. — На первых двух линиях для устройства ДАС нужно менять всю систему движения и обновлять сам подвижной состав. Это и финансово очень накладно, и технически крайне сложно. Наверное, подобным делом еще никто в мире не занимался.

Со специалистами не поспоришь. Да, устройство ДАС даже на новых станциях метро действительно трудоемкий и сложный процесс. А на давно построенных тем более. Но…

Автор этого материала еще в 2008 году первым в республиканской прессе поднял вопрос о внедрении ДАС на станциях минской подземки. При освещении летней Олимпиады в Китае обратил внимание на их эффективность в метро Пекина.

ant 4709 2

Реконструкция действующих линий с устройством ограждений потребует значительных затрат, закрытие станций на посадку-высадку пассажиров, снизит их пропускную способность, — сообщил в официальном ответе тогдашний начальник Минского метрополитена Николай Андреев. В то же время руководство предприятия посчитало «целесообразным на стадии разработки архитектурного проекта строительства третьей линии проработать вариант возведения станций с защитными барьерами».

И, как видим, не только проработало, но и внедрило. Хотя стоимость комплекта оборудования вместе с монтажом на одну станцию тогда составляла более 2 миллионов рублей. Но город деньги нашел.

То есть, в принципе, все возможно. Тем более что за последнее десятилетие в Беларуси запустили в космос собственный спутник, выполнили трансплантацию сразу нескольких человеческих органов, выпустили самый большой в мире самосвал грузоподъемностью 450 тонн, преуспели и в других сферах. Нет сомнений, что внедрение защитных экранов продолжится не только на Зеленолужской линии. Наверное, они будут и на 4-й линии — кольцевой, которая появится в отдаленном будущем. И почему бы в предстоящие годы все же не проработать вопрос устройства ДАС на Московской и Автозаводской линиях? Ведь, по сути, это дело техники.

Фото Андрея Дроба

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Облачно с прояснениями и до +11 °С будет в Беларуси 6 ноября

Облачную с прояснениями погоду и местами осадки прогнозируют в Беларуси 6 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

16 10 2024 priroda osen mozolevskij 38 kopiya

В ночное время в основном по восточной части республики пройдут дожди, не исключается также мокрый снег. Днем по всей стране обойдется без существенных осадков.

В первую половину суток в отдельных районах могут наблюдаться слабые туман и гололед. Ветер ожидается западный умеренный. Атмосферное давление будет повышаться.

Ночью температура воздуха окажется в пределах +1… +7 °С, на юго-западе похолодает до –5 °С. В дневные часы столбики термометров покажут: в Гродно — +9… +11 °С, в Бресте и Могилёве — +8… +10 °С, в Витебске, Гомеле и Минске — +7… +9 °С.

Прямые линии Мингорисполкома и районных администраций пройдут 9 ноября

Прямые линии Минского городского исполнительного комитета и районных администраций пройдут 9 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

lk2a6357 kopiya 2

С 9:00 до 12:00 горожане смогут задать вопросы заместителю председателя Мингорисполкома Олегу Корзуну по телефону 222-44-44.

Также у граждан будет возможность пообщаться с представителями руководства районных администраций по следующим номерам телефонов:

  • Заводской район — тел. 389-26-09;
  • Ленинский район — тел. 379-56-22;
  • Московский район — тел. 278-21-01;
  • Октябрьский район — тел. 375-58-32;
  • Партизанский район — тел. 361-36-16;
  • Первомайский район — тел. 357-05-14;
  • Советский район — тел. 379-80-82;
  • Фрунзенский район — тел. 361-31-74;
  • Центральный район — тел. 324-42-93.