Благоустройство, капремонт и озеленение. Как развивается система ЖКХ столицы
Делать город красивее, а жизнь — комфортнее. В преддверии Дня работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства генеральный директор объединения «Минское городское жилищное хозяйство» Марина Толстик рассказала, чем живет и как развивается система ЖКХ столицы. Подробнее — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
Благоустройство
— С 14 марта в городе проходит весенний месячник по уборке, благоустройству и озеленению территорий. Это пора, когда жилищно-коммунальные службы и граждане объединяют усилия для наведения порядка на территориях после зимы. На всех уровнях — от Мингорисполкома до ЖЭУ — разработаны планы мероприятий. Администрациями районов закреплены за субъектами хозяйствования территории для наведения порядка. Задача — привести в надлежащее состояние 100 % из них. Для этого выполняются уборка во дворах и в домах, ремонт и окраска детского оборудования, скамеек, урн и контейнерных площадок, восстановление газонов, разъезженных и вытоптанных за зиму. Кроме того, проводим широкую информационную работу. Это акции с ГАИ по соблюдению правил парковки, с РУВД — по выгулу домашних животных. Предприятия «Экорес» и «БелВТИ» активно подключаются и проводят акции по сбору вторичных материальных ресурсов и сложной бытовой техники у горожан. Еще одно важное направление — ямочный ремонт. На период месячника запланировано отремонтировать 97 тысяч м2 покрытий дворовых проездов. Первая фаза — устранение критической ямочности. После этого сделаем упор на полной замене изношенного покрытия во дворах, где ямочного ремонта уже недостаточно. При проведении месячника стараемся привлечь к работам и самих жителей. Горожане из новых микрорайонов активно обживают свои дворы: разбивают клумбы и палисадники, высаживают деревья и кустарники. Хорошее подспорье для организаций ЖКХ — коллегиальные органы территориального общественного самоуправления (КОТОС), они трудятся вместе с нами с первых дней месячника. Для оказания помощи коммунальным службам привлекаем учащуюся молодежь. В первом субботнике, который состоялся 19 марта, приняли участие более 4,1 тысячи человек, больше половины — жильцы. В 2021-м в весеннем месячнике приняли участие 126 тысяч человек. В этом году число участников, по нашим прогнозам, будет больше — около 130 тысяч жителей.
Капремонт дворов
— Выполняем такие работы последние четыре года и в 2022-м продолжим. Преобразятся 14 придомовых территорий, относящихся к группам домов, где завершен капремонт. Если говорить об адресах, то это улицы Нахимова, 4, 6, 8, 10, Ландера, 82, Одоевского, 42, 44, Д. Сердича, 9. Вторую очередь капремонта произведем во дворах домов № 35 на проспекте Газеты «Звязда» и № 3, 5, 7, 9, 11 на улице Менделеева. При капитальном ремонте придомовых территорий меняем покрытия пешеходных дорожек и проездов, обустраиваем пешеходные связи на месте тропинок, делаем тротуары вдоль домов, если они отсутствуют. Среди работ также организация безбарьерной среды, обустройство модульных контейнерных площадок закрытого типа, ремонт либо замена детского и спортивного оборудования, скамеек, урн, установка ограждений детских игровых площадок, устройство наружного освещения, восстановление газонов, дополнительное озеленение. Если позволяет территория и есть заинтересованность жителей, при капремонте во дворах устанавливаем велогаражи.
Капремонт домов
— Государственной программой «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021–2025 годы в столице запланирован ежегодный ввод после капитального ремонта 3 % от общей площади эксплуатируемого жилфонда. Ниже этого уровня не опускаемся. При этом каждую пятилетку мы составляем перспективную программу капремонта жилфонда, предусматривая в ней постепенное увеличение его объемов. К примеру, в 2021 году ввели в эксплуатацию 1,075 млн м2 жилья — 222 дома, а в 2022-м планируем 1,077 млн м2, или 218 домов. Из новшеств, которые внедряем, — комплексный подход при капремонте. То есть одновременное восстановление группы расположенных рядом жилых домов, объединенных общим двором. Для жителей преимущество такого подхода в том, что строители сразу выполняют весь комплекс работ по нескольким соседним адресам, наводят после себя порядок и уходят, после чего люди могут забыть о бытовых городках во дворе и прочих неудобствах, связанных с капремонтом, на долгие годы. Для подрядчиков тоже есть плюсы: работать в одном месте дешевле, чем распылять ресурсы по всему городу.
Озеленение
— Хорошее подспорье для нас — проект «Зеленый двор вместе!». С его помощью узнаем о горожанах, желающих поучаствовать в посадках растений, а также получаем информацию о тех участках, где жители считают нужным выполнить дополнительное озеленение. Мы рассчитываем на дальнейшую активность граждан в этом проекте. В целом же на эту весну на придомовых территориях запланированы посадки 4 420 деревьев и 14 650 кустарников. Также в период весеннего месячника намечена обрезка деревьев и формовка кустарников. Эти процедуры проведут для 20 тысяч деревьев и около 90 тысяч погонных метров кустарников. При формировании технического задания для тендера по выбору подрядной организации, которая займется обрезкой, предъявляем требования к опыту такой работы у претендентов. Помимо этого в процессе обрезки будем проводить проверку качества выполняемых работ с участием предприятия «Минскзеленстрой». Отрадно, что многие жители охотно берут на себя обязанности по уходу за растениями во дворах, особенно за теми, которые посадили сами. Мы поддерживаем такую инициативу и ежегодно проводим конкурсы на лучшее цветочное оформление, лучший подъезд, лучший двор. Горожан отмечаем благодарностями, грамотами.
Тепловая модернизация
— К этому времени на проведение энергоэффективных мероприятий согласились жители трех домов в городе. Уже завершается утепление фасадов дома № 26 на улице Калиновского, разработана и получила положительное заключение экспертизы проектно-сметная документация для дома № 4 на улице К. Чорного, сейчас такая документация разрабатывается для дома № 9 на улице Пионерской. В нынешнем году планируем провести около 350 собраний с жителями по вопросу тепловой модернизации их домов. Утепление жилфонда выполняется с долевым участием жильцов. Они оплачивают половину стоимости разработки проекта и самих работ в рассрочку на 10–15 лет. Когда предлагаем людям такую услугу, оперируем конкретными цифрами. Так, расчеты показывают, что сейчас утепление наружных ограждающих конструкций обходится в 41 рубль на 1 м2 общей площади квартиры. Предварительная стоимость утепления пенополистирольными плитами толщиной 50 мм для типовой двухкомнатной квартиры составляет 2 034 рубля. С учетом рассрочки на 10 лет ежемесячный платеж за такую тепловую модернизацию — 8,5 рубля.
Мусоропроводы
— Показательный пример для всей страны — Гродно, где заварены все мусоропроводы, почти полностью отказались от них и в Гомеле. В Минске таких результатов пока не достигли, но стремимся к этому. Работы по закрытию мусоропроводов в жилфонде выполняются, если такое решение принято участниками совместного домовладения. Поэтому стараемся объяснять жителям преимущества. Это и дополнительный стимул для раздельного сбора мусора, и меньший тариф на обращение с отходами, и отсутствие специфических запахов в подъезде. С 2016 по 2021 год в домах, которые обслуживают предприятия ЖКХ, заварено 3 847 таких устройств. Сейчас в столице насчитывается 7 665 действующих стволов мусоропроводов. На этот год запланировано законсервировать 368 из них. Если жители принимают решение отказаться от использования мусоропровода, ЖКХ должны обеспечить им альтернативу — контейнерную площадку.
Уборка дворов и подъездов
— В ЖЭУ Минска сегодня имеется 181 вакансия рабочих по комплексной уборке и санитарному содержанию домовладений, тем не менее коммунальные службы стараются обеспечивать чистоту и порядок на придомовых территориях и во вспомогательных помещениях домов, которые находятся на их обслуживании. Мы перешли на бригадный метод и выделили отдельные бригады, которые убирают подъезды. В таком решении видим плюсы: люди занимаются исключительно местами общего пользования в домах и не отвлекаются на другие дела. Для совершенствования их работы внедряем в практику использование средств малой механизации. В некоторых ЖЭУ уже закуплены и используются для уборки подъездов пылесосы. С их помощью наводить порядок получается быстрее и качественнее. Пока не во всех обслуживающих организациях имеется такая техника, но все они ориентированы на ее приобретение. Для нас лакмусовая бумажка в оценке качества оказания услуг — это обращения жителей в контакт-центр ЖКХ и на 115.бел. Так вот, по этим направлениям работ количество заявок сокращается. Если в 2020 году их поступило 121 887, то в 2021-м — 110 979.
Видеонаблюдение
— При проведении собраний с жильцами, будь то собрание по вопросу капремонта, тепловой модернизации или ремонта подъезда, всегда в повестку включается обсуждение обустройства домов системой видеонаблюдения. Эта тема для нас одна из приоритетных, ведь видеонаблюдение позволяет обеспечивать безопасность жителей и сохранность имущества. Жилищные организации выступают в качестве посредников между горожанами и компаниями, которые занимаются установкой видеокамер и их эксплуатацией. Разработаны специальные опросные листы, где есть информация о стоимости этой услуги и приведен пошаговый алгоритм действий для желающих ее подключить. К настоящему времени системами видеонаблюдения оборудованы 1 417 домов, находящихся на обслуживании ЖКХ. Кроме того, когда меняли лифты в жилфонде по государственной программе «Комфортное жилье и благоприятная среда», новые кабины закупали со встроенными видеокамерами. За их работу, по нашему мнению, должны отвечать организации, обслуживающие лифты. Сейчас вырабатываем алгоритм их подключения и эксплуатации. На данный момент в кабинах лифтов функционируют 2 754 видеокамеры.
Информационные технологии
— Центр информационных технологий Мингорисполкома разработал несколько продуктов для системы ЖКХ. Сейчас работаем над внедрением в 2022 году системы «ДомУчет» во всех организациях ЖКХ города. Она уже протестирована на базе ЖКХ Заводского района. Если вкратце, это система учета технического состояния жилого фонда, затрат на его эксплуатацию и ремонт, а также контроля за использованием средств и планирования расчетов с организациями. Система состоит из нескольких модулей, но может дополняться другими. Например, совместно с Центром информационных технологий мы начали проработку вопроса о создании отдельного модуля по регистрации домашних животных. В целом же направлений в IT, которые нам интересны, много, поскольку мы стремимся к максимальной автоматизации процессов. Пока раскрывать все карты не стану, но по мере реализации тех или иных проектов будем сообщать об этом жителям.
Обращения граждан
— С начала года отмечаем снижение количества заявок. В принципе, такая же тенденция была и в 2021-м. Уверена, что это результат слаженной и добросовестной работы жилищных организаций. Также снижается количество коллективных и повторных обращений граждан. В прошлом году их стало меньше на 23 %. Нам приятно, что растет количество благодарностей в адрес работников ЖКХ. В прошлом году получили 134 таких обращения. В преддверии профессионального праздника мы запустили у себя в Telegram-канале проект «Народный работник ЖКХ Минска»: предложили жителям выдвигать своих кандидатов на это звание. И горожане откликнулись, отметили 15 работников ЖКХ. Сегодня мы расскажем, на кого пал выбор жителей. Таких работников дополнительно поощрим.
Справочно
Система ЖКХ Минска — это 69 организаций. Жилфонд города обслуживают 3 968 работников ЖЭУ: 1 856 рабочих по комплексной уборке и санитарному содержанию домовладений, 812 хаус-мастеров, 276 рабочих прочих
День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства отмечается в Беларуси ежегодно начиная с 1998-го в четвертое воскресенье марта. Праздник призван обратить внимание на людей, чей ежедневный труд обеспечивает комфорт и уют в наших домах.
Фото Павла Русака