Большие советские перелеты, роли Бориса Новикова и рекорды Бубки. Этот день в истории: 13 июля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 13 июля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1860 год. Состоялась последняя в истории британского флота казнь через повешение на нок-рее — традиционном месте на корабле, где преступника подвешивали на поперечной мачтовой планке
Традиция казни через повешение имеет давнюю историю. Она упоминается даже в Библии. В Книге Чисел (25.4) говорится: «И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня».
В Европе повешение использовалось у разных народов; древние кельты применяли его и в религиозных жертвоприношениях, и позже — для наказания преступников. Этот обычай переняли франки, саксы и другие племена.
В Древней Руси повешение стало известным видом наказания при князе Владимире Святославиче. Как отмечал путешественник Коллинс, «русские долго затруднялись принять повешение как способ казни, думая, что душа человека повешенного, будучи принуждена выходить из тела через нижний проход, тем оскверняется».
В Англии дворян казнили на шелковом шнурке, что позволяло смягчить смерть и считалось более «элегантным» способом ухода в мир иной. А в королевском флоте моряков за тяжкие преступления вешали на реях. Этот вид казни отличался только тем, что повешенному приходилось болтаться не на виселице, а на поперечной рее, к которой крепился парус. Последняя в истории британского флота казнь через повешение на нок-рее произошла 13 июля 1860 года. Тогда на военном корабле «Левен» вздернули королевского морского пехотинца Джона Дэллинджера, обвиненного в покушении на двойное убийство.
По другой информации, Дэллинджер был все же не последней, а одной из последних жертв, умерщвленных таким образом.
1925 год. Успешно завершился первый большой перелет советских авиаторов по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин, старт которому был дан 10 июня
Вопреки распространенному мнению, «Большие советские перелеты» — это не только знаменитые трансполярные рейды Чкалова и Громова или дальние перелеты Коккинаки и Гризодубовой, но и десятки менее известных, но не менее значимых экспедиций. Явление с этим громким названием в 1930-х годах лишь получило дальнейшее развитие и достигло апогея, а родилось оно значительно раньше — в 1925 году, когда состоялся первый советский трансконтинентальный «Великий восточный перелет». Шесть самолетов преодолели почти всю территорию Евразии — от Москвы до Пекина. За штурвалами были летчики Михаил Волковойнов, Михаил Громов, Аркадий Екатов, Никита Найдёнов, Иван Поляков, Аполлинарий Томашевский.
Два самолета Р-1, пилотируемые Волковойновым и Громовым, продолжили перелет до Токио. В Японии советские авиаторы были представлены к ордену Восходящего солнца — одной из самых высоких наград этой страны. Однако советское правительство решило, что негоже сталинским соколам получать японские награды — будут свои. И ордена были заменены ценными подарками — серебряными вазами для цветов.
В задачу перелета, организованного общественной организацией «Авиахим», входила всесторонняя проверка надежности отечественных самолетов и двигателей, а также тщательное изучение трассы будущих воздушных сообщений. В результате отечественная авиатехника прошла успешную проверку возможностей, что позволило работать над ее дальнейшим усовершенствованием.
Затем, на протяжении пяти последующих лет, дальние полеты советских летчиков, организованные в рамках единой программы, стали неотъемлемой частью жизни государства.
1925 год. Родился Борис Новиков — актер яркого комедийного таланта, сыгравший более 150 ролей в кино
Его работы были настоящим украшением любого фильма и спектакля. На сцене Театра им. Моссовета его самой звездной ролью был Василий Тёркин. Спектакль шел с аншлагом — зрители смеялись, вытирали слезы. Твардовский обнимал артиста, повторяя: «Спасибо тебе, родной! Это мой, мой Тёркин!».
А кинозрителям актер, конечно, памятен ролями в фильмах «Тихий Дон», «Адъютант его превосходительства», «Тени исчезают в полдень», «Семь стариков и одна девушка», «Белые росы». Голосом Новикова говорит почтальон Печкин и многие другие мультяшные герои. В 1994 году за большие заслуги в области киноискусства Новикову было присвоено звание народного артиста России.
Родился Новиков на станции Ряжск-1 Рязанской области в простой рабочей семье. В 1940-м, в 15 лет, Борис устроился работать фрезеровщиком на авиационном заводе. В следующем году началась война, но возраст не помешал парню пойти в народное ополчение под Москвой. Затем был опять завод. После окончания в 1948 году студии Завадского работал в театре Сатиры, а в 1972-м ушел на вольные хлеба киноактера. Основной заработок приносили съемки в сатирическом журнале «Фитиль», в сюжетах которого он сыграл множество ярких ролей. Ну а в кино Новикова чаще всего приглашали на острохарактерные роли. И каждая из них, даже эпизодическая, запоминалась.
Когда артист был помоложе, ему предлагали играть в основном отрицательных персонажей — хитрецов, пьяниц, бандитов, иностранных шпионов. Но и тогда коллеги завидовали его востребованности, популярности.
Многие фразы, произнесенные героями Новикова, стали крылатыми и незаметно вошли в нашу обиходную речь.
Например: «Хочешь жить — умей вертеться» из фильма «Убийство на Ждановской». Или: «Таво и гляди, загремим под фанфары» из сериала «Тени исчезают в полдень». И еще оттуда: «У них своя свадьба, у нас — своя», «Оно, хоть и так прикинь, хоть и эдак прибрось», «Варька-то твоя к Егорке ушла! Зачем, зачем. За этим… за самым!».
Ну и, конечно, всеми нами любимые «Белые росы». Там на вопрос, сколько наливать, герой Новикова отвечает: «А ты что, краев не видишь?».
Умер актер в 1997 году.
1930 год. В столице Уругвая Монтевидео состоялся матч открытия первого чемпионата мира по футболу
Команда Франции со счетом 4:1 обыграла сборную Мексики. Исторический гол, первый в Кубке мира, забил на 19-й минуте Люсьен Лоран.
Выбор Уругвая в качестве места проведения чемпионата не был случайным. Сборная этой страны победила на VIII Олимпийских играх 1924 года в Париже и IX Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме — главных международных футбольных соревнованиях того времени.
Специально к первому мундиалю в Монтевидео построили новый стадион, который в честь юбилея независимости назвали «Сентенарио» («Столетие»). Арена вмещала 90 тыс. зрителей. Так самая маленькая по численности «футбольная» нация получила в свое распоряжение самый большой на тот момент стадион за пределами Британских островов.
Все расходы по размещению гостей чемпионата уругвайская сторона взяла на себя.
В турнире приняли участие 13 команд, Европу представляли лишь четыре сборные — Франция, Югославия, Румыния и Бельгия. Остальные европейские команды испугались долгого пути за океан и непривычного климата. Первым чемпионом мира стали хозяева — уругвайцы, обыгравшие в финале аргентинцев со счетом 4:2.
1955 год. В киоски «Союзпечати» поступил тираж первого номера журнала «Иностранная литература»
Он был призван знакомить советского читателя с новинками зарубежной литературы. Такой журнал под названием «Интернациональная литература» уже существовал в 1933–1943 годах, но был закрыт за «протаскивание чуждых идей и воспевание буржуазного образа жизни». Главным редактором «Иностранной литературы» был назначен писатель Александр Чаковский.
Журнал стал одним из самых любимых изданий в СССР, его тираж достигал нескольких сотен тысяч экземпляров. Для советских читателей он был единственной возможностью ознакомиться с творчеством видных западных писателей, в том числе тех, книги которых в СССР не выходили или редко выходили отдельными изданиями по идеологическим соображениям.
Выход журнала стал знаковой приметой времени, хрущевской оттепели. Знаковым здесь было все. И то, что решение его издавать было принято в середине года (не стали даже дожидаться января). И то, что название было точь-в-точь такое, как у предшественника, выходившего в царские времена, а идейное название «Интернациональная литература» кануло в лету. И то, что незадолго до выпуска первого номера журнала был реабилитирован и выпущен из тюрьмы главный редактор издательства «Иностранная литература» Борис Сучков. На все это обращали внимание — все это были знаки перемен.
Издавать стали, во-первых, классиков — Диккенса, Цвейга, Моэма. Во-вторых, так называемые «низкие» жанры — детективы и приключения. Именно тогда, в середине 1950-х был заложен фундамент небывалого успеха Артура Конан Дойля и Майн Рида у советских читателей. Сейчас это даже странно доказывать, но тогда сам факт, что можно окунуться в литературное море, далекое от политики и классовой борьбы, был как раз показателем изменения «политической погоды» в стране.
Эти всходы вскоре дали знать о себе. В одном из фильмов начала шестидесятых на строгий вопрос начальника «Что читаешь?» девушка беспечно отвечает: «Джерома Клапку Джерома». — «А зачем?». — «Весело».
Именно на страницах журнала «Иностранная литература» советский читатель смог впервые ознакомиться с романом Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи», Харпер Ли «Убить пересмешника», Уильяма Фолкнера «Осквернитель праха», Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», Стивена Кинга «Мертвая зона» и др. Своей популярностью журнал был обязан не только подбору произведений, но и переводам, выполненным на высоком профессиональном уровне.
1985 год. Советский легкоатлет Сергей Бубка на международных соревнованиях в Париже впервые в прыжках с шестом взял высоту 6 метров
Это была эпоха Бубки. С тех пор, как он второй раз превзошел француза Тьерри Виньерона (в очной борьбе в Риме 31 августа 1984 года), преодолев планку на высоте 5 м 94 см, больше никто не мог приблизиться к показателям выдающегося уроженца Луганска.
В Париже Бубка добавил к своему высшему достижению целых шесть сантиметров (это был уже пятый его мировой рекорд) и доказал, что шестиметровый рубеж для него не предел.
Через год в Москве Бубка приплюсовал к рекорду мира еще сантиметр, а последний свой рекорд на открытом стадионе он установил 31 июля 1994 года в Сестриере (Италия) — 6 м 14 см. И этот рекорд держался до 2020 года!
Читайте также:
- Гибель стюардессы Курченко, фильм «Великий диктатор» и Стена любви. Этот день в истории: 15 октября
- Кто был первым кутюрье, и почему Афоню сыграл Куравлёв, а не Высоцкий. Этот день в истории: 13 октября
- «Величайшая женщина ХХ века», секреты долгожителя Ефимова и дело «Кукол». Этот день в истории: 11 октября