1200 90

Будет молодо и зелено: ученые разрабатывают биоудобрения для защиты растений от зимних реагентов

В скором времени дорожные службы начнут посыпать тротуары и асфальт специальными реагентами, чтобы уберечь автомобилистов и пешеходов от гололедицы.

Кстати, реагентов заготовили на эту зиму в достаточном количестве: 345 тысяч тонн песчано-соляной смеси, 183,5 тысячи тонн технической соли и 122 тысячи тонн чистой соли. Но в этом случае нет добра без худа — все эти смеси плохо влияют на придорожные растения. Поэтому в Институте микробиологии НАН начали разрабатывать биоудобрения для минимизации последствий от соли. Корреспондент «Р» узнала о том, где и как тестируют новый продукт.

21375dd27d06985f01688e239fb275a3КОЛЛАЖ ВЛАДИМИРА ПОЛОНСКОГО

Снег и грезы

Горожане сетуют: многие деревья, особенно вдоль МКАД и на главных проспектах, выглядят ослабленными и даже мертвыми. А ведь именно они дают нам кислород, поглощают пыль и защищают от шума, формируют микроклимат. Ученые Академии наук этот грустный факт подтверждают: флора города так или иначе загрязняется из-за автомобилей.

96eb570f5a9a37b3a679d71339674183

— Деревья становятся безжизненными по двум причинам, — объясняет Ирина Ананьева, заведующая лабораторией взаимоотношений микроорганизмов почвы и высших растений Института микробиологии НАН— Во-первых, из-за тяжелых металлов, которые попадают в окружающую среду с выхлопами машин и пылью от автомагистрали. Во-вторых, из-за противогололедных реагентов. В их состав входит галит — это практически та же соль, что идет в пищу, но с минимальным процентом примесей. Она оседает на побегах растений, что и приводит к повреждению основной почки. Поэтому лиственные деревья распускаются не в апреле, а в мае. Они выглядят поврежденными, сильнее подвержены болезням, их листва опадает раньше. На хвойных и их побегах появляются солевые ожоги, замедляются рост и развитие в целом. Второй путь солевого загрязнения — через почву. В почве создается низкий водный потенциал, из-за чего в растение жидкость поступает очень плохо.

Справиться с последствиями загрязнения почв и улучшить состояние растений возможно, если применять удобрения, мелиоранты и регуляторы роста.

— В лаборатории мы разработали несколько комплексных микробных препаратов для стимуляции роста и развития растений. Например, «АгроМик» можно использовать для обработки цветочных, декоративных хвойных и древесно-кустарниковых культур. Препарат увеличивает высоту цветочных растений на 150—200 процентов и способствует более раннему наступлению фаз бутонизации и цветения. Он улучшает продуктивность цветения в 15 раз и стимулирует формирование корневой системы на 162,9 процента.

5f61ae02cbb992009bb6b2afe0723802Во дворах будут посыпать песчано-соляной смесью (песок составляет 90—95 процентов). Норма расхода — около 200 граммов на квадратный метр

Специалист считает: чтобы снизить негативное воздействие противогололедных реагентов, нужно применять микробные удобрения, содержащие солеустойчивые азотфиксирующие и фосфатмобилизующие микроорганизмы.

— Если ими обработать растения, почва получит ценную микрофлору. Она простимулирует рост корней и увеличит их поглощающую поверхность. Зеленые насаждения смогут потреблять больше воды и питательных веществ, благодаря чему ослабнет негативный эффект солевого стресса.

Эксперимент на МКАД

Но как же повысить устойчивость растений к хлориду натрия, который используют в составе противогололедных реагентов? Для этого Институт микробиологии разрабатывает технологию применения микробных удобрений на основе солеустойчивых азотфиксирующих и фосфатмобилизующих микроорганизмов. Из почвы, отобранной в районе Старобинского месторождения ОАО «Беларуськалий», ученые выделили подходящие бактерии и создали их коллекцию. Они способны выдерживать высокие концентрации солей и даже в критических условиях могут стимулировать рост растений. Именно выделенные штаммы послужили основой для микробного удобрения. Проект очень актуальный и важный. Если все получится, затраты на замену и восстановление растений снизятся на 10—15 процентов. Ощутимо повысится и сохранность древесно-кустарниковых растений в посадках вдоль городских улиц и дорог.

О конкретных результатах говорить можно будет лишь в следующем году. А пока ученые НАН вместе с ПКУП «Минскзеленстрой» сделали первые движения навстречу улучшению экологии. А именно начали тестировать биоудобрения на улицах города с разной интенсивностью движения — например, на некоторых участках проспекта Независимости и МКАД. Сейчас удобрения находятся в жидком виде — в их состав входят микроорганизмы, которые помогут растениям усвоить фосфор и азот. Например, по МКАД проезжает очень много машин, поэтому там солью посыпают большую площадь. А на участках, где поток транспорта меньше, сыплют больше песка. Учитывая все критерии, почву биоудобрениями полили дозированно. Теперь ученые НАН будут ждать весны и результатов, надеясь, что они всех приятно удивят.

КСТАТИ

Схема борьбы с гололедом в городе выглядит так: на главных проспектах применяют чистую соль, а на остальных улицах — песчано-соляную смесь, чаще всего в соотношении 1:1. Соль — техническая, или галит — отходы производства «Беларуськалия». В чистом виде соль эффективна при температуре до -15 °C, а дальше ее плавильные свойства ухудшаются. Поэтому добавляют песок, чтобы улучшить сцепление колес с дорогой и подошв с тротуаром. Во дворах будут посыпать песчано-соляной смесью (песок составляет 90—95 процентов). Норма расхода — около 200 граммов на квадратный метр.

КОММЕНТАРИЙ  В  ТЕМУ

0625af674c2e405492dd4aa6022fb827

Олег Лукашенко, заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», считает, что негативно влияют на зеленые насаждения не только противогололедные реагенты, которыми дорожные службы обрабатывают улицы от зимней скользкости:

— Противогололедные материалы могут оказывать негативное воздействие на деревья и кусты. Но ухудшение их состояния вдоль городских магистралей связано не только с применением реагентов. Плохо влияют на флору повышенная загазованность, задымленность и запыленность воздуха, загрязненность почвы веществами антропогенного происхождения, наличие каменных и металлических поверхностей, асфальтового покрытия в непосредственной близости от насаждений, инженерные коммуникации в зоне корневой системы, дополнительное освещение в ночное время, механические повреждения, неправильное размещение насаждений… Все это постоянно оказывает влияние на деревья. Из-за этого нарушается стабильность обмена веществ, замедляется рост и снижается адаптационная способность растения, что приводит к более раннему физиологическому старению и даже гибели. Не стоит забывать и о болезнях, которым подвержены насаждения, особенно ослабленные. «Горремавтодор» действительно обеспокоен состоянием зеленых насаждений в городе и со своей стороны пытается найти способ снизить негативное воздействие реагентов на них. Поэтому мы сотрудничаем с ПКУП «Минскзеленстрой» и с Институтом микробиологии НАН, где разрабатывают биоудобрения.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Делегация Мурманской области возложила венок к монументу Победы

Делегация во главе с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом возложила венок к монументу Победы 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 12 kopiya

Сопровождала делегацию первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 09 kopiya

Память о тех людях, что защитили, спасли Родину, живет в наших сердцах. Именно на ней воспитывается нынешнее поколение. В Мурманске есть мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», который называется «Алёша». Наши белорусские братья не раз побывали там и почтили память героев, —сказал А. Чибис. — Мы братские народы, мы едины. Чтим эту память, и благодаря ей молодежь получает правильные посылы. Нет сомнений: она готова в любой момент защитить свою страну.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 02 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 03 kopiya

А. Чибис также отметил, что для него большая честь сегодня быть здесь, в Беларуси, у Вечного огня, и почтить память всех защитников, воинов Красной армии СССР.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 10 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 16 kopiya

Вечная память героям. Важно, чтобы будущие поколения продолжали воспитываться на этих ценностях, — подчеркнул губернатор Мурманской области.

Депутаты Мингорсовета утвердили Концепцию развития велосипедного движения до 2030 г.

Концепцию развития велосипедного движения в столице до 2030 года утвердили на 7-й внеочередной сессии Минского городского Совета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». 

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 511 kopiya

Необходимость принятия нового решения обусловлена развитием велодвижения, а также актуализацией данных и планов по его дальнейшему развитию, — пояснил начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максим Воропай. — Реализация концепции будет способствовать обеспечению открытости, безопасности и экологической устойчивости города, интенсивному развитию велосипедной инфраструктуры, предназначенной для повышения физической активности населения, расширит возможность беспрепятственных передвижений населения с использованием велосипедов.

М. Воропай рассказал, что велосипед в столице в основном применяется как средство для отдыха и физической культуры, при этом его использование носит сезонный характер. К 2024 году протяженность велодорожек столицы составила более 293 км, из них магистральной велодорожки — 27 км, велодорожки на проезжей части — 2,1 км, обособленных и совмещенных (адаптированных) дорожек — более 264 км. Для велосипедистов в Минске установлено 5 852 светофора, создано 1 650 велопарковок, 5 навесов, 82 велогаража и 72 велобокса. В каждом районе столицы разработаны велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 974 kopiya

Основными же проблемами развития велосипедного движения остаются отсутствие необходимой протяженности велосипедных путей и их соединения в единую сеть, а также несоответствие требованиям качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, недостаток технических средств организации велосипедного движения, — уточнил М. Воропай.

В числе основных направлений развития велосипедного движения в столице значатся создание сети велосипедных коммуникаций, ее привязка и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 946 kopiya

К 2030 году в Минске должно быть создано до 380 километров основных велосипедных путей в виде обособленных велодорожек и адаптированных для велодвижения тротуаров, — подчеркнул М. Воропай.

Кроме этого, политика по развитию велосипедного движения в Минске предполагает и такие меры, как создание более усовершенствованных конструкций велосипедов, организацию в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, организацию дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия по маршрутам велосипедного движения).

Проведение таких мероприятий, как «День без автомобиля», «Першы ровар», «В школу на велосипеде», способствует закреплению у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, а у велосипедистов — модели безопасного поведения на дорогах, — дополнил М. Воропай.

Справочно

Принятое в 2011 году решение Мингорсовета «Об утверждении Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске» признано утратившим силу.

Фото Ирины Малиновской