Бывшие дворянские гнезда на карте города: история, судьбы, перспективы
Что уцелело в Минске от усадеб (фольварков) зажиточных и именитых горожан?
Расставим точки на карте, и получится следующая кривая: Интернациональная – площадь Свободы – Филимонова – Казинца – Маяковского. Пять бывших усадеб, пять осколков прошлого. От большинства остались только господские дома, которые можно объехать за один день.
Но прежде чем отправляться в путь, кое-что вспомним.
ЭКСКУРС В XIX ВЕК
По книгам Гоголя, Тургенева, Куприна, Короткевича мы более или менее представляем, какими были дворянские гнезда, «шляхецкія фальваркі» – усадьбы, принадлежавшие помещикам. Их предки – это служилые люди, «испомещавшиеся», то есть получившие в пользование землю (поместье) за выполнение государевой службы. Со временем многие поместья становились наследственными, усадьбы обрастали садами, прудами, конюшнями, псарнями… Бывало, что барский, он же господский, дом и прилегавшая к нему деревня назывались по имени владельца. Вот вам и имение. Такие усадьбы, как правило, были очагами культуры, здесь создавались библиотеки, домашние музеи, портретные галереи, оранжереи, зверинцы, театры, архивы… В основном это сельская роскошь.
Как же шляхетские поместья оказались в черте Минска?
В соответствии с законом 1865 года за участие в восстании против российского царизма помещиков на белорусских землях лишили возможности увеличивать собственность в сельской местности, и они бросились покупать землю в городах.
Была и другая тенденция, связанная с тем, что город «прошили» две железные дороги. Где дорога, там и жизнь. Минск стал быстрыми темпами разрастаться вширь, и в черту города попали имения с деревеньками.
Многие богатые люди имели дома и усадьбы и в городе, и за его пределами. Они, как городской голова граф Чапский, жили и здесь, и там.
К сожалению, подавляющее большинство усадеб и в самом Минске, и в его окрестностях погибли: Бейсаловка, Людамонт, Липки, Перикаль… Посмотрим хотя бы на то, что сохранилось.
Начнем с улицы Интернациональной
За Дворцом Республики пройдем по Интернациональной вниз, к реке. Вот и зеленый дом Ваньковичей.
Конец XVIII века. Типичный классицизм: широкий восьмиколонный портик венчает треугольный фронтон. Вокруг дома раньше были и другие постройки, сохранился только флигель, в нем сейчас работает туристическая компания. В усадьбе росло немало плодовых деревьев, был даже грецкий орех. Остался только вяз, которому примерно 170 лет.
Когда-то в этом месте стояла брама – ворота, украшенные скульптурами охотничьих собак…
А вот гостеприимство Ваньковичей все то же, хотя хозяева здесь иные. В бывшем господском доме работает филиал Художественного музея, который так и называется: «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века». В мае музею-филиалу исполнилось 15 лет.
Ваньковичи – знаменитая и богатая семья. Этот белорусский дворянский род известен с 1499 года. Самый знаменитый представитель рода – художник Ванькович (1800–1842). Он жил в этом доме.
Валентий-Вильгельм Мельхиорович Ванькович родился в деревне Калюжица Березовского района (тогда – Игуменский уезд) в усадьбе своего отца Мельхиора Ваньковича. Детство провел в отцовском доме в деревне Большая Слепянка под Минском, учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, Виленском университете и Петербургской академии художеств. Так сказать, напитался передовыми идеями, наслушался умнейших людей столетия и с этим багажом вернулся в Минск. Даже в названиях его картин чувствуется, какой это был романтик: «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», «Наполеон у костра», «Мицкевич на скале Аюдаг»… В 1839 году поехал за границу лечиться: туберкулез. Умер в Париже на руках Адама Мицкевича.
Зайдите в дом. Здесь немало вещей эпохи Ваньковича – бронзовые часы, канделябр, чубук…
На бюро красного дерева, объединенном с комодом для белья и шкафом для книг, лежит книга «Опыты» Монтеня, которую он наверняка читал…
На излете 2010 года у порога этого дома появился бронзовый Ванькович: в одной руке – палитра, в другой – кисть. Таким мы его себе и представляли: романтик, патриот… Руководство музея обещает: скоро сюда из Калюжицы будут перевезены кусты ваньковичской сирени. Появится валун с таблицей-схемой всей усадьбы – увидим, какой она была. Красивой оградой обзаведется старинный вяз. А день рождения Валентия Ваньковича 12 мая будет отмечаться регулярно и широко. Так что в Минске появится еще одно культовое место, и наверняка сюда потянется народ.
К слову, здесь было людно и шумно еще при советской власти: дом ведь поделили на коммунальные квартиры! А потом он обветшал, и его едва не снесли. Лет тридцать назад здесь работали археологи и с удивлением узнали: под зданием находятся каменные подземелья XVII столетия. Были найдены старинная черепица, фрагменты самых разных вещиц из глины и стекла… Скорее всего, это монашеский реликт, ведь вся площадь Свободы и прилегающие места – в катакомбах, которые создавали доминиканцы, бернардинцы, иезуиты… Сейчас катакомбы засыпаны. А тогда… Рачительные Ваньковичи приспособили монашеские схроны под свои нужды.
Дом не перестает нас удивлять. До недавнего времени здесь висели только копии и репродукции картин Валентия Ваньковича. 10 июня появился первый подлинник! Это «Портрет Томаша Зана».
Полотно подписное, с фамилией автора. Ванькович запечатлел своего друга и единомышленника, с которым вместе учился в Виленском университете. Томаш Зан впоследствии стал поэтом и ученым, одним из руководителей товариществ филоматов и филаретов.
– Белгазпромбанк, который формирует свою корпоративную коллекцию путем возвращения в Беларусь разбросанных по всему миру художественных сокровищ соотечественников, приобрел «Портрет Томаша Зана» не так давно, – говорит заведующий музеем Ваньковича Сергей Вечер. – Владелец передал полотно нам на долгосрочный депозит. Не в фонды, а для экспонирования. Срок пребывания у нас живописного полотна не оговаривался. Мы видим заинтересованность владельца в том, чтобы оригинал стал максимально доступен зрителю. Это событие связываем с двумя славными датами: 215-летием со дня рождения Валентия Ваньковича и 15-летием со дня основания музея.
ДВА ШАГА – И МЫ НА ПЛОЩАДИ СВОБОДЫ
Минчане призывного возраста побаивались этого здания: здесь размещался призывной пункт Минского областного военкомата! Правда, в советские времена бывшая усадьба графа Михала Пшездецкого выглядела совершенно иначе.
Это один из самых старых минских домов, памятник архитектуры XVIII–XIX веков.
Его история связана с целым рядом блистательных имен, среди которых – уже упоминавшийся Пшездецкий – он был подканцлером Великого княжества Литовского. В доме одно время жил основоположник новой белорусской литературы, театральный и общественный деятель, а в миру – служивый человек, в частности, он работал в суде, – Винцент Дунин-Марцинкевич, автор бессмертной комедии «Пинская шляхта». Усадьбой владел городской голова (мэр) Леопольд Дельпаце. Когда усадьба попала в руки мецената и коллекционера Юрия Кобылинского, он сделал из нее, по сути, первый публичный городской музей – частные коллекции Кобылинского были открыты для всех, кому это было интересно.
Так что есть, о чем поговорить, когда сегодня мы ходим по залам Художественной галереи Михаила Савицкого. Именно так называется теперь дом, который в 2006 году был передан в коммунальную собственность города. Были проведены архитектурные и исторические изыскания, в процессе реконструкции восстановлен стилевой и объемно-планировочный облик здания, воссозданы сводчатые перекрытия, исторический интерьер и ограждение территории. Появились утраченные элементы фасада, архитектурного декора и фрагменты фресковой живописи… И сделана четырехэтажная пристройка с тыла. Так что теперь мы имеем здесь и усадебный дом, и художественную галерею.
Старинные интерьеры можно рассматривать в четырех залах. Это большая гостиная, малая гостиная, кабинет и библиотека. Обновлены фрагменты живописного декора, реконструирована кафельная печь.
Совершенно иначе выглядят современные залы. Они так же интересны, как и старинные. Здесь экспонируются 98 картин народного художника Беларуси Михаила Савицкого.
Полотна Михаила Савицкого размещены по хронологическому принципу, и любой посетитель галереи, пускай он даже далек от искусства, может проследить, как эволюционировал художник – с чего начал и чем завершил свой творческий путь. Все, что писал Савицкий, – это тоже сегодня история. Нашего мира. Страны. Города. Живописная летопись.
Придя в этот дом, мы словно садимся в машину времени, и перед нами разворачиваются века – XVIII, XIX, XX и XXI. Да, и наше время тоже с каждым прожитым днем становится историей. Савицкий умер в 2010-м. Галерея открылась в 2012-м. Единственное, чего ей не хватает, – широкомасштабной рекламы, чтобы в этот дом ходил и стар, и млад…
ЕДЕМ В БОЛЬШУЮ СЛЕПЯНКУ
Нынешняя улица Филимонова в XIX веке представляла собой деревню. Здесь находилось еще одно «гнездо» упоминавшихся Ваньковичей.
Есть сведения, что первоначально усадьба принадлежала Радзивиллам. Дом, каким мы видим его сегодня, – правда, он претерпел некоторые изменения – построил участник военных сражений 1812 года минский земский судья Владислав Ванькович. Будущий художник Валентий Ванькович провел здесь свои юные годы, а много лет спустя по соседству, в Малой Слепянке, открыл мастерскую (этот дом был разрушен).
Однако вернемся в Большую Слепянку.
Во времена Ваньковичей ансамбль включал усадебный дом, боковые деревянные флигели (не сохранились) и парк, который в 1896 году был перепланирован известным в Европе мастером ландшафтной архитектуры В. Кроненбергом. Несколько деревьев от Кроненберга стоят и сейчас.
Если городская усадьба вблизи Свислочи (на нынешней Интернациональной) была для Ваньковичей своего рода «зимнем дворцом», то дом в Большой Слепянке – летней резиденцией. Дом возвышался в живописном месте на берегу речки Слепни (Слепянки), левого притока Свислочи.
В советское время в доме была офицерская школа НКВД, другие учреждения и заведения, а сейчас – ресторан-клуб. Довелось услышать полярные мнения о судьбе исторического здания. Одни рады, что оно сохранено, другие считают, что, по своей сути, утеряно, так как сюда невозможно прийти на экскурсию, разместить здесь музейную экспозицию. Впрочем, интерьеры здесь хотя и не ваньковичские, но тонко стилизованные под XIX век.
Есть немало живописных полотен – одно из них дает представление о том, каким был дом в позапрошлом веке.
На тыльной стороне, выходящей к речке, все так же прекрасно, как и на парадной. Нежно струится музыка, текут воды Слепянки… Очень красивое место. Ну а чтобы представить, как проводило здесь время минское дворянство, надо закрыть глаза и включить воображение.
А ТЕПЕРЬ – НА ДАЧУ В КУРАСОВЩИНУ
Жемчужина Курасовщины – Белая дача, памятник усадебно-парковой архитектуры конца XIX века.
Современный адрес – улица Казинца, 54.
Дача, как и в старину, белая. Асимметричный особняк украшен восьмигранной башней-бельведером. Такие сейчас очень любят строить «новые белорусы». Но здесь красота настоящая.
По фасаду тянутся профильные пояски, стены почти в метр толщиной. Дом окружают огромные, в два обхвата, старинные дубы, а также липы, тополя, вязы.
Белую дачу связывают с именем Николая Евграфовича Адодурова, начальника Либаво-Роменской железной дороги. Не поверите, старожилы до сих пор спорят, для чего был сооружен этот дом. Ну явно не для того, чтобы жить здесь семьей! Посмотрите – помещения имеют анфиладное сообщение! Это же клуб! «Адодуров с компанией приезжал сюда, за город, для увеселений, – считают местные. – От дома к реке Лошице вел подземный ход – голышом купались!»
Все, что связано с Белой дачей, окружено легендами. Этот дом ждет своих исследователей, которые переберут архивы и установят, кто и что здесь делал. Вроде, в русско-японскую работал госпиталь. При Советах была загородная резиденция для руководящего состава. При немцах – штаб. После войны – детский сад, центр белорусского фольклора… Трудились ученые – почвоведы и агрохимики.
В 1979–1980 годах здание, как могли, починили. Дача неплохо сохранилась, хотя первоначальная отделка интерьера утрачена. Отключены отопление и водоснабжение. Дом замер в ожидании того, как разрешится его судьба. Это может быть имиджевый для города проект, например роскошный арт-объект либо еще один музей. А может, агроусадьба в городе?
Несомненно одно: Белая дача – натура не уходящая, а приходящая.
МИЛЛИОН ВПЕЧАТЛЕНИЙ ОТ ЛОШИЦЫ
Дом в стиле русского модерна и эклектики, стоящий в большом тенистом саду-парке…
Лошицкая усадьба – единственная в Минске, в которой, кроме барского дома, уцелело большинство хозяйственных построек: и деревянный флигель, и спиртзавод, и две водяные мельницы, и домик кучера с конюшнями… Рядом – руины римско-католической каплицы. Словом, усадьба может дать полное представление о дворянском гнезде конца XIX – начала ХХ века.
Лошицкий усадебный дом, который мы видим сейчас, построен на фундаменте прежнего здания, относящегося к ХVIII веку. Вообще первая усадьба здесь была заложена в конце XV века, а первое письменное упоминание о Лошице историки связывают с 1557 годом. Согласно старинным летописям, вдоль течения рек Свислочи и Лоши размещались Лошицкий Двор князя Толочинского, Сухая Лошица князя Одинцова, Лошица Горностаевская и другие усадьбы. Позднее здешними землями владели князья Друцкие-Горские, потомки самого Всеслава Чародея.
С конца XVIII века Лошица перешла к роду Прушинских. Королевский генерал-адъютант, кавалер многих польских орденов Станислав Прушинский превратил старую усадьбу в маленький «город-сад». При нем значительно расширился комплекс хозяйственных построек и началась работа по созданию парка английского типа. В течение ХIХ века парк стал достойной оправой Лошицкой усадьбы.
Но настоящая слава пришла к Лошице при помещике нового типа – Евстафии Ивановиче Любанском (представителе женской линии Прушинских). Кем он только не был: гласный Городской думы, гласный Губернского земского собрания, член совета Минского общества сельского хозяйства, почетный мировой судья, председатель Минского общества велосипедистов… Даже был депутатом первой Государственной Думы России. Любанский к тому же спонсировал неудавшееся покушение эсеров на минского губернатора Павла Курлова, отдавшего приказ о расстреле мирной демонстрации на Привокзальной площади Минска 18 октября 1905 года (курловский расстрел).
История Лошицкой усадьбы огромна и уникальна…
Милое дело – прогуляться по высокому берегу Свислочи. Несмотря на некоторую запущенность, лошицкий парк и сегодня величав.
Здесь есть багрянник японский, гинкго двулопастный, японская, европейская и сибирская лиственницы, веймутова и черная сосны, бумажная береза, абрикосовые деревья… Стоит так называемый дуб влюбленных, к которому с незапамятных времен приходили перед свадьбой и давали обеты.
Начать экскурсию по господским постройкам лучше с флигеля, где работает коллекция самоваров, прялок, утюгов, швейных машинок и… телег.
Два месяца назад открылся для посетителей отреставрированный усадебный дом. Посмотрите, наконец, в лицо его владельца – депутата первой Государственной Думы России Евстафия Ивановича Любанского. Вот его портреты – рядом с портретами жены. Бывший дом Любанского – это театр ожившего прошлого. С большой любовью, тонким вкусом отделаны стены и потолки, найдены мебель, вазы, посуда, картины ушедших эпох.
Реставраторы, музейщики, дизайнеры, строители собирали это чудо по крупицам. Здание восстанавливалось около семи лет. Искали аутентичные вещи, обращались к коллекционерам. Так, один из залов помог обставить известный минский коллекционер, искусствовед Виталий Жуков.
Когда восстанавливали внутреннее убранство дома, была обнаружена мраморная ванная комната – воочию можно представить, как господа принимали «домашнюю баню».
На втором этаже дома сейчас работает выставка старинных женских платьев и аксессуаров. Можно представить, как щеголяла в них хозяйка дома – Ядвига Любанская…
Музей «Лошицкая усадьба» уже стал привлекательным туристическим объектом. Что больше всего удивляет – широкий доступ к ней. Это не полузакрытый рай, в который пускают в особые дни. Это путешествие любого и каждого в XIX век. Это настоящая дворянская баллада…
Фото Светланы Шидловской.
Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена