Был национальным символом Франции. Кем стал юный партнер Пьера Ришара по фильму «Игрушка»
Всех неуклюжих персонажей Пьера Ришара сценарист и режиссер Франсис Вебер писал с себя. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Безработному журналисту Франсуа Перрену улыбается удача. Он устраивается в газету France Hebdo. Первое задание — репортаж о магазине игрушек, который, как и издание, принадлежит Пьеру Рамбалю-Коше. Там Франсуа попадается на глаза сыну хозяина Эрику. Избалованный мальчик указывает на Перрена и заявляет, что хочет купить его в качестве игрушки. Еще недавно жившего на пособие по безработице Перрена за хорошее вознаграждение уговаривают поселиться на время в доме миллионера и подыграть мальчишке.
Подсмотрел в жизни
Мать сценариста Франсиса Вебера родом из Армавира. Жила в Санкт-Петербурге. После революции бежала во Францию, где в 1937-м и родился Франсис. Он создавал театральные пьесы, с 1969 года — киносценарии. Образ недотепы, которого часто играл Пьер Ришар, писал с себя.
До 1975-го фильмы по его сценариям строились по законам комедии положений, основывались на репризах, неудачных падениях героев, случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств, курьезных ситуациях в различных местах. Например, «Высокий блондин в черном ботинке» (1972). В том, что сейчас называют ситкомом (ситуационной комедией), нет ничего плохого. У жанра есть армия поклонников. Но всё же Франсису казалось, что режиссеры упускают либо игнорируют глубину его сценариев. И тогда в 38 лет, несмотря на природную робость, решил сесть в кресло режиссера, чтобы делать картины по своим сценариям. И оказался прав: в его постановке вышли лучшие ленты с Ришаром и Депардье.
«Игрушка» — его дебют в качестве режиссера.
Предыстория такова. В начале 1960-х Вебер работал корреспондентом в маленькой газете. Бегал по городу в поисках жареных фактов. Однажды возле магазина игрушек он увидел мальчишку, окруженного десятком служанок, горничных и нянь. Он рыдал и кричал: «Я всё расскажу папе, и он вас уволит». Увиденное вдохновило сценариста, и он написал рассказ. Потом забыл о нем. Вспомнил, когда собрался снять фильм. Пьер Ришар загорелся историей и взялся за продюсирование ленты.
В 2016 году актер побывал в Минске с моноспектаклем «Пьер Ричард III» и признался: роль журналиста Франсуа Перрена у него любимая.
Счастливый случай
Если исполнитель главной роли взрослого был очевиден, то ребенка предстояло найти. Вебер искал мальчишку, которого зрители возненавидят в первой половине фильма и станут обожать во второй. Казалось бы, простая формула, зависящая от поступков. Но внешность, природная искренность и обаяние тоже имеют значение. По легенде, после очередного кастинга режиссер вышел на улицу покурить. К нему присоединился работник группы мсье Греко. Франсис спросил, как поживает его дочка. Греко сказал, что у него сын, и достал из портмоне фотографию Фабриса. После проб 10-летнего мальчика утвердили на роль Эрика Рамбаля-Коше. Отца его персонажа — миллионера, владельца газеты — сыграл Мишель Буке. Актеру сейчас 96 лет, он здравствует. То, что выбор остановился на нем, не было случайностью. Буке начал карьеру еще в начале 1940-х. К 1970-му был корифеем. В то же время легко соглашался на роли в новых экспериментальных фильмах. Принимал предложения от режиссеров новой волны Франсуа Трюффо и Клода Шаброля. Ему удавались сложные и запоминающиеся характеры. Благодаря мелким чертам лица часто играл отрицательных персонажей.
Главным редактором газеты Бленаком стал Жак Франсуа. Всегда подтянутый и аристократичный, он часто исполнял роли в исторических лентах. Поскольку его мать американка, актер прекрасно владел английским. Немало снимался в Голливуде в ролях второго плана, но добиться успеха за океаном не сумел. Вернулся во Францию и много лет работал в театре, игнорируя кинематограф. С 1955 по 1971 год согласился на одну роль в кино. Потом вновь появился на экранах, чем удивил Вебера, который тут же пригласил его в команду. Актер ушел из жизни в 2003-м в возрасте 83 лет.
Мадам Рамбаль-Коше сыграла модель Сюзи Дайсон. Интересно, что в 25 лет она унаследовала от родителей миллионное состояние и выходила на подиум только из любви к путешествиям, объездив весь мир с показами.
Те же и хор МВД
Вебер признавался: работать с Ришаром в качестве режиссера невыносимо, если речь идет о серьезных сценах. Пьер любил хохмить, придуриваться, кривляться. Делал это не специально, а машинально. И это попадало в кадр. Когда подобное соответствовало роли, то всё принималось безоговорочно. Однако в «Игрушке» был необходим драматизм, вдумчивость. С этим возникали сложности. В то же время у Ришара имелся пунктик. Он верил, что первый дубль самый удачный. А если это не соответствовало видению постановщика, начинал спорить. Учитывая, что актер еще и продюсировал картину, Веберу съемки дались непросто. Он говорил, что Пьер-друг и Пьер-актер — две разные личности.
Когда в 1976-м лента вышла, зрители ахнули от восхищения. Школьник Фабрис Греко стал национальным символом. Его едва не задушили в объятиях. Семья жила за городом. Дом долго окружали толпы фотографов, поклонников, журналистов. Однажды фанат сорвал с него куртку и стал раздирать ее на сувениры, раздавая поклонникам, а те хватали куски ткани. Местная власть выделила мальчику полицейский конвой для сопровождения в школу. В свободное время на улицу не выходил. Ажиотаж не спадал долго. В результате парень решил никогда не сниматься в кино, несмотря на предложения. Выучился на программиста, работает веб-дизайнером. Сейчас ему 56 лет.
В СССР фильм любили. Помнят его и до сих пор. Во время тура в середине 2010-х Пьер Ришар побывал в Москве, где его пригласили на репетицию хора МВД России, который исполнил саундтрек из «Игрушки». По словам актера, это была лучшая интерпретация музыки Владимира Косма из тех, что приходилось слышать.
Читайте также:
- Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября
- Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов
- Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров
- «Храни меня, мой талисман». Фильм, который помог А. Абдулову избавиться от амплуа принца
- «Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света