Бывает ли врожденная грамотность и как ее развить. Что советует учитель
Один-два ученика из тридцати в классе обладают врожденной грамотностью. Таким детям легче дается орфография. Однако в изучении русского языка важна системность. Как добиться речевой грамотности, рассказала учитель русского языка и литературы столичной гимназии № 1 Людмила Кушнерева, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Речевая грамотность — это не только правильные написание слов и расстановка знаков препинания, но и умение конструировать предложения, использовать разные типы речи. Неграмотность — отрицательная визитная карточка для любого специалиста, — говорит Л. Кушнерева. — Склонность к языку нужно в пять раз умножить на труд, чтобы вырос грамотный человек. Важно постигать систему языка. Навыки грамотного письма вырабатываются от урока к уроку. Если ребенок много читает, у него пассивный язык откладывается в подсознании. Он видит образ слова и пишет его верно.
Читающих учеников становится все меньше, а объемные тексты могут осилить лишь те, кто любит литературу. У ребят падает осознанность чтения, когда они читают и понимают смысл произведения одновременно.
— Сегодня учащимся присуще клиповое, отрывочное мышление. С этим очень трудно бороться, так как учителю русского языка и литературы противостоят телевидение, социальные сети, — отмечает Л. Кушнерева.
По мнению учителя, программы проверки грамматики, которые устанавливают на гаджеты, — это симуляция грамотности. Человек увидел правильное написание и тут же забыл, так как это необязательное для него знание. Л. Кушнерева считает, что у грамотного, даже если он сомневается в написании, рука подскажет, ведь создается образ слова. В трудных случаях не зазорно обращаться к словарю.
Педагог замечает: мальчикам труднее даются знаки препинания. Языковое чутье бывает от рождения. У Льва Толстого даже звуковое оформление слова оказывало сильное воздействие на читателя. Но это вырабатывается опытом, практикой, чтением и влюбленностью в слово.
Л. Кушнерева дала несколько советов и для дисграфиков:
— Такие дети встречаются. Они испытывают трудности. Необходима работа с психологом, логопедом. Один из приемов для них в начальной школе — когда мама диктует не как слышится, а как пишется, то есть орфографически. Можно просто переписывать фрагменты текста. В умелых руках развиваются способности. Основы грамотности закладываются в среднем звене, но язык учат всю жизнь. И тут не существует панацеи. Полезны чтение и перечитывание, речевой самоконтроль. Слово — одежда мысли. Поэтому речевой багаж — это фундамент всех знаний, — подчеркивает учитель.