Снаряд-штопор, десант резиновых женщин и другие курьезные изобретения в истории оружия
Корреспондент агентства «Минск-Новости» изучил историю оружия и собрал самые оригинальные и необычные идеи изобретателей.
Главный праздник февраля, конечно, День защитников Отечества. Хочется поговорить о чем-то мужском и грозном. Например, об оружии. Правда, как и любое творение человеческих ума и рук, оружие бывает хорошим и плохим, удачным и неудачным, иногда — плодом кропотливого труда или причудливого полета авторской фантазии. Примеры, о которых мы расскажем, скорее из числа последних. Или нет? Решайте сами.
Метни мину лопатой
Но одно дело — что-то изобрести, другое — применять на практике. Можно запатентовать, запустить в производство, испытать в деле — и отказаться. С 35-миллиметровым советским минометом-лопатой Дьяконова так и произошло.
А ведь его (или ее?) создатель Михаил Дьяконов не был фантазером-дилетантом. Опытный специалист-вооруженец, Дьяконов разработал, например, гранату РГД-33, честно служившую в Великую Отечественную. Умер в блокадном Ленинграде, что тоже заставляет относиться к его памяти с уважением. Да и скрестить лопату с минометом задумал из вполне здравых соображений. Пехоте требуется огневое средство, легкое, компактное, несложное и дешевое в производстве. Что ж, берется обычная лопата, только вместо черенка — стальная труба-ствол. Когда надо, землю копаешь. Когда надо, лезвие лопаты складываешь и упираешь в вырытую под нужным углом ямку-ровик. Опускаешь в ствол мину — она летит на расстояние до 400 м. Никаких прицелов, пуляешь просто на глазок в сторону противника, а там пусть живую силу осколки поражают.
Правда, в результате получились и не миномет, и не лопата. Копать этой штукой было неудобно, а мины летели непонятно куда, разрываясь без всякого эффекта. Плюс боец таскал на себе довольно увесистую бандуру, а к ней что-то вроде патронташа с минами. Недостатков — масса, пользы — почти ноль. Собственно, это стало ясно еще на финской. Но в тяжелейшей ситуации 1941 года хватались за любую соломинку, и Сталин дал добро на запуск миномета-лопаты в серию. Правда, и отказались быстро — нарекания с фронта пошли валом.
Снаряд-штопор
Тем не менее неудача Дьяконова — ошибка профессионала. Человек понимал задачу, да решение оказалось не лучшим. А бывает, что сама задача понимается неправильно.
Вот случай, описанный главным маршалом артиллерии Николаем Николаевичем Вороновым в его мемуарах «На службе военной». Уже упоминавшаяся финская война (1939–1940), бои на «линии Маннергейма». А это (не углубляемся в подробности) цепь дотов, каждый из которых, по сути, мини-крепость. Штатные артиллерийские снаряды не брали их мощные железобетонные стены, требовались тяжелые орудия больших калибров. И Воронов, тогда замначальника ГАУ (Главного артиллерийского управления), прибыл из Москвы решать проблему. Вдруг звонок из Ленинграда, из Смольного. Просят срочно принять какого-то инженера, сделавшего важное изобретение, связанное именно с проблемой дотов. Воронов не против. Инженер появляется у него на НП, разворачивает чертежи.
«Это был обычный штатный снаряд, на кончике которого изображен какой-то завиток», — вспоминает маршал. Завиток оказался… штопором. Гость пояснил: он слыхал, что наши снаряды буквально отскакивают от стен финских дотов. Отчего так? Эврика! Да оттого, что хитрые финны покрыли стены резиной. Но если каждый снаряд снабдить штопором, они в резину будут ввинчиваться, а не отлетать от нее!
Воронов пишет, что «снаряд со штопором» еще долго был у них в ГАУ предметом профессионального юмора.
«Хана»
Наверное, в другом управлении Наркомата обороны — Главном автобронетанковом (ГАБТУ) — таким же предметом профессионального юмора мог стать проект велотанка конструкции Ю. Бориса и В. Гриневецкого. Да больно уж в неподходящий момент им пришлось заниматься — в июле 1941-го.
Вообще-то велотанки действительно существовали — в японской армии во время японо-китайской войны (1937–1945), но как бутафория, дурилка-обманка. Японцам противостояла гоминьдановская армия, спешно набранная из вчерашних крестьян, неграмотных, забитых, не желавших воевать. Современной техники они в глаза не видели, лишь передавали друг другу панические слухи. И японцы придумали делать макеты танков из брезента, бамбуковых палок и фанеры. Передвигали их четыре спрятанных по углам велосипедиста. По-русски название велотанка звучало вообще прелестно — «Хана» (по-японски — «цветок»). На «Хану» ставился пулемет, но прежде всего оружие было психологическое: дескать, враг увидит издалека — испугается. Говорят, срабатывало.
Возможно, авторы нашего изобретения, что называется, слышали звон. Однако пошли дальше. Они предложили «конструкцию самокатного приспособления… с бронещитками». Боец, лежа на ремнях подвесной системы, должен был вращением педалей двигать велотанк вперед. При этом вести огонь из пулемета и бросать гранаты. Задача для циркового велоэквилибриста. Но, видимо, считалось, что советский солдат может все. Кстати, весила конструкция около 200 кг.
Проект был подан члену Государственного комитета обороны Г. Маленкову, оттуда переслан в ГАБТУ. Специалисты не оставили от предложения камня на камне, при этом изложили всё вполне корректно. Хотя можно представить, какими словами военные инженеры между собой характеризовали изобретение.
Десант резиновых женщин
Но что мы всё о делах былых. И в наше время оригинальные военные разработки тоже появляются. Вот, к примеру, предложение питерского инженера Александра Семенова об использовании в качестве десанта… резиновых женщин из секс-шопов.
Только не спешите крутить пальцем у виска! Семенов — человек серьезный, кандидат технических наук, имеет более 250 авторских свидетельств. При этом с юмором. Скажем, совсем не возражал против выдвижения своего изобретения на Шнобелевскую премию. А говоря по сути…
Речь идет о так называемых ложных десантах, когда на глазах противника имитируется высадка парашютистов. Цель — заставить того реагировать, бросать на перехват своих солдат, при этом отвлекая внимание от настоящей диверсионно-разведывательной группы. Одновременно, по мысли Семенова, сбрасываемые на парашютах эротические куклы могут быть минами-ловушками. Служат-то молодые парни, которые — вспомним старый анекдот! — известно, о чем «завсегда думают». И обязательно ведь кто-то полезет посмотреть, потрогать. В итоге — взрыв. На замечания журналистов, что, мол, играть на подобных инстинктах — изощренное коварство, изобретатель отвечает, что ему войны в принципе не по душе. Но ведь ведутся! И оружие придумывается! Так что давайте без кокетства. Чем секс-бомба (в буквальном смысле слова) отличается от любой другой мины-ловушки? Внешним видом?..
Кстати, нелетальным, то есть не приводящим к смерти, оружием Семенов тоже занимался. В частности, получил патент на специальное приспособление для удаления из танка отходов жизнедеятельности экипажа. Вполне вероятная ситуация: танк, например, третьи сутки стоит подбитый, экипаж выбраться не может, ждет помощи своих. А жизнедеятельность организма продолжается. Семенов придумал особую емкость, в которую танкисты ходят по нужде, а потом она выстреливается в сторону противника. Может, никого не убьет, не ранит, но мазнуть врага дерьмом тоже приятно. Мне кажется, данное изобретение среди всех приведенных заслуживает пальмы первенства.