Чего только не находили в трубах, даже шапку-ушанку. Хаус-мастер из столичного ЖЭУ – о работе
В 2014 году в Беларуси реформировали систему ЖКХ. Предусматривалась оптимизация труда и, соответственно, сокращение штата. Тогда же узкопрофильных работников ЖЭСов стали обучать смежным специальностям и сделали из них универсальных специалистов. Хаус-мастер ЖЭУ № 6 Заводского района Сергей Радюк – сантехник, маляр, электрик в одном лице. Корреспондент агентства «Минск-Новости» вместе с героем истории прошлась по квартирам.
«Такой хороший хлопец»
На крыльце ЖЭУ № 6 меня встречает харизматичный Сергей Радюк. В трудовой он значится как рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений. По-народному – просто хаус-мастер. В отрасли мужчина – почти 30 лет и не сдается.
– В своих домах уже каждый хомут на трубопроводе знаю, – улыбается Сергей. – Жильцов – тоже.
«Своих» домов у него – 11, и все на улице Уборевича. По сути, С. Радюк – смотрящий за домами. Следит мастер за техсостоянием жилфонда, инженерными системами, коммуникациями, фасадами, а еще ходит по квартирам, когда диспетчеру «прилетает» заявка. В среднем в день наведывается по 4–5 адресам – у одних труба потекла, у других лампочка перегорела.
Мы на Уборевича, 28. Сергей спускается в теплоузел. Нужно проверить показания – кому-то из жильцов внезапно стало холодно. Неподготовленный в этом «винегрете» монометров и градусников в переплетении с трубами затерялся бы. Мастер что-то читает на счетчиках. Говорит, в отопительный сезон фраза «то холодно, то жарко» звучит, как старая песня – всем не угодишь. А реагировать все равно надо.
В процессе рассказывает, что сам родом из Пуховичского района. После армии поднимал местный колхоз. Когда тот развалился, подался в Минск к сестре. Так и очутился в столице. Сначала устроился на автозавод, но в итоге переманили его в ЖЭУ.
– Чем? Жильем. На автозаводе я не дождался общежития. А здесь мне выделили квартиру, – уточняет Сергей и добавляет, что в ЖЭУ № 6 он с 1994 года, пришел сюда простым сантехником.
– Когда начинал, дурдом был. Все дубовое, из металла. Раньше, чтобы снять сифон, надо было тащить болгарку, монтировку и молоток, и кувалду, сейчас работать – милое дело. Все пластиковое и крутится пальцами, но и наворотов стало больше. Если раньше были простые трубы, то сейчас чего только нет – клапаны, насосы. Да и в квартирах стояли смесители попроще, а сейчас такие устанавливают, что пришлось все изучать с нуля. Не смотрите, что простой сантехник, тут голова рабочая нужна, – замечает мужчина.
Из двери квартиры выходит бабушка – Клавдия Иосифовна.
– А что это говорили, что уходить собрался, я расстроилась, – сетует она.
– Да никуда я не ухожу, – бросает в ответ Сергей и расплывается в улыбке.
– Как сын мне, такой хлопец хороший. Умывальник и смеситель менял! – нахваливает мастера Клавдия Иосифовна.
«Как? Вот и мы не понимаем»
Утро хаус-мастера начинается с планерки, где распределяют заявки, которые поступили на 115 накануне и за ночь. За день в ЖЭУ № 6 приходит до 50 заявок. Сам же Сергей видит «проблемный» адрес еще до планерки – всю информацию с момента обращения диспетчер фиксирует в онлайн-системе, и заявки расписываются на каждого мастера. Смотрим: Уборевича, 10. Причина обращения на 115 – что-то потекло и уже проникло к соседям этажом ниже.
Интересно, что сама хозяйка квартиры почему-то ограничила вход Сергею до обеда. В заявке так и указала – после 14:00. Мужчина ждать не стал и позвонил. Оказывается, дама во вполне себе хорошем расположении духа дома и не против сместить время визита мастера.
По дороге С. Радюк рассказывает, что технологии и времена изменились, а вот люди – нет. Что раньше смывали в унитаз всякое, что сейчас.
– Огурцы и помидоры, – с юмором перечисляет Сергей. Говорит, не так давно вполне приличная дама зачем-то решила утилизировать в туалет 5 литров фасоли.
– Смыла, сколько смогла. Когда эта фасоль разбухла, вода пошла вверх. Залило в итоге и пол, и соседский потолок. Пришлось ту фасоль «громить» агрегатом под давлением, – говорит мастер. – Чего только мы оттуда не достаем. Раз штаны вытащили, а потом – ушанку и метровое банное полотенце. Как? Вот и мы не понимаем. Диаметр трубы – 10 см, а в нее пихают шапки, – разводит руками Сергей.
А мы тем временем в квартире дома № 10.
– У нас тут течет, но мы не знаем откуда, – говорит мужчина в шортах.
– И до соседей дошло, – подхватывает дама.
Мастер определил причину – оказывается, гофра дырявая.
– Снимаете панель, меняете гофру.
– И поэтому мы топим соседей? – удивленно спрашивают хозяева.
– И поэтому – да. Купите гофру и звоните, – говорит Сергей.
Уже потом он мне рассказывает, что самое сложное в работе не трубы, а люди. Хоть спасибо и говорят, но не всегда от души.
– Случалось такое. «Ой, как красиво, спасибо», а потом на имя директора жалоба лежит. Сказали, что я украл ключи, а оказалось – хозяйка положила так, что и сама не нашла. Потом золото в ванной якобы пропало. Когда стали разбираться, выяснилось, что дочка хозяйки без спроса взяла. А крайний получился сантехник. Конечно, такие ситуации расстраивают, – вздыхает мужчина.
Комментарий
Заместитель генерального директора Минского городского жилищного хозяйства Андрей Новик:
– Жилфонд Минска обслуживают почти 1 000 хаус-мастеров. Все звонки минчан поступают в единый контакт-центр, а там распределяются по организациям.
Большинство проблем мастера исправляют по горячим следам. Есть и те, что требуют большего времени. Как раз контакт-центр и дисциплинирует исполнителя услуги, и форма собственности исполнителя вторична. Куда важнее профессионализм и качество, и мастера ЖЭУ успешно в этом конкурируют с частными мастерами.
Фото автора
Смотрите также: