1200 90

«Человек больше своего прошлого». Как справиться с буллингом и избежать его в дальнейшем

Начало учебного года иногда ассоциируется не со стартом нового этапа, а с возобновлением того, о чем хотелось бы забыть. Речь — про буллинг в школьных коллективах. Что делать детям, родителям и педагогам в непростой ситуации, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала психолог Центра социального обслуживания семьи и детей Светлана Назаренко.

depositphotos 73274909 s 2019

Фото Depositphotos

В переводе с английского буллинг означает «запугивание» и подразумевает активную травлю одного из членов школьного коллектива. Другими словами, агрессивное преследование жертвы группой сверстников. Согласно исследованию, проведенному ЮНИСЕФ в 2018 г., каждый второй ребенок в школьной среде подвергался тому или иному виду буллинга. Причем независимо от того, каким образом насилие себя проявляло — через побои, словесные оскорбления и насмешки, киберагрессию или, например, бойкот, — все это оказывает травмирующее воздействие на ребенка.

У буллинга есть определенные критерии: умышленность, регулярность, неравенство сил, — рассказывает С. Назаренко. — Следует также разграничивать буллинг и конфликт. В последнем спор разрешился — ссора закончилась. В травле нет цели договориться, здесь потребность самоутвердиться за счет более слабого сверстника, вызвать стыд, вину, ощутить власть и контроль, свое превосходство.

img 3834

«Нельзя убивать внутреннего дракона»

Как правило, буллинг возникает в разобщенных коллективах, где нет понимания того, что каждый человек уникален.

В подростковой среде действительно надо быть или таким как все, или, наоборот, очень отличаться, но при этом быть сильной личностью, которая может за себя постоять. Такой ребенок не просто принимает свои отличия, но и способен убедить других в том, что необычность делает его более статусным и за ним нужно идти. Это признак настоящего лидера.

Кто чаще всего становится жертвами буллинга?

Это может быть совершенно любой ребенок: и отличник, и ученик с низкой успеваемостью, и ребенок с теми или иными отличиями во внешности, и ребенок другой национальности. Вместе с тем отличающиеся дети могут и не столкнуться с травлей со стороны одноклассников. Все потому, что в группе риска в первую очередь те дети, которые ранее получили опыт подавления в своей семье. Не обязательно, что их избивали или много наказывали. Однако в семье у потенциальной жертвы травли много рамок и ограничений по отношению к ребенку, он всегда много должен. При этом его регулярно критикует значимый взрослый. Эта критика становится «внутренним голосом»: ребенок перестает прислушиваться к себе, но ожидает критики от других и проявляет себя соответствующим образом, например, через невербалку или в поведении. Через зажатость, тревожность, неуверенность. Более того, установка «я недостаточно хорош» побуждает искать ситуации, ее подтверждающие.

Конечно, идеальных семей не бывает. Однако С. Назаренко подчеркивает, что там, где формируется виктимность — склонность личности становиться жертвой людей или обстоятельств — присутствует запрет на выражение злости.

У меня в практике однажды был подросток, которого избивали всем классом. На индивидуальном занятии он сказал такую фразу: «я стоял и думал, как принять правильное решение». То есть он думал вместо того, чтобы среагировать и защитить себя. Это и есть запрет на злость. Дело в том, что нельзя убивать в ребенке внутреннего дракона. Прямая агрессия — это тоже один из способов выживания. В жизни ведь бывают ситуации, когда нужно постоять за свои интересы. Важно понимать: нельзя вредить, но чувствовать злость — это нормально.

— Если злость выражать запрещено, а в семье никто не заступится, что тогда делать?

В моей практике были случаи, когда ребятам удавалось дать физический отпор — и агрессия в их адрес прекращалась. Но дело в том, что травля — это инфекция всей группы. Вопрос в такой ситуации остается не решен: агрессор найдет себе новую жертву. И вполне возможно, ею станет ребенок, который наблюдал со стороны. Ведь согласно исследованиям, свидетель насилия приравнивается к пережившему насилие. То есть ребенок, наблюдавший буллинг со стороны, поневоле отождествляет себя с теми же эмоциями, что испытала жертва. Особенно если свидетель — высокочувствительный ребенок по своей природе. Страдает и агрессор — его личность деформируется. Поэтому помочь здесь может только устойчивый взрослый. Такого можно найти в том числе в лице компетентных специалистов нашего центра. Также на его базе действует круглосуточный онлайн-чат — https://kids.pomogut.by/ — для детей, которые пострадали от насилия в сети и взрослых свидетелей преступления. Здесь анонимно и безвозмездно можно получить консультацию психолога, а на сайте — найти ответы на сложные вопросы

Есть школьные коллективы и семьи, где не хотят выносить сор из избы и замалчивают проблему.

Ребенок сам может обращаться за помощью. Здесь также важно и каждому из нас проявлять бдительность, быть внимательными и реагировать на такие вещи, как травля и насилие. Ребенку, который столкнулся с буллингом, нужно найти окружение, где он сможет получить новый опыт принятия и нормального взаимодействия. Также имеет смысл индивидуально поработать с психологом.

Целебная сила выслушивания

Специалист подчеркнула важность роли семьи в процессе помощи ребенку. Близкие должны помочь восстановиться после пережитого издевательства со стороны сверстников. Согласно исследованиям, люди, с которыми разговаривали после травматических событий, реже страдали стрессовыми расстройствами.

Причем выслушивать — это не давать советы, а дать выговориться. Важно также не проявлять жалость: таким образом мы концентрируем внимание человека на его беспомощности. Прежде всего нужно выслушать человека, поскольку таким образом он отсоединяется от своих эмоций. И тогда энергия, которая уходит на переваривание неприятной истории, высвобождается, у человека появляются силы справиться с ситуацией. Также хорошо помочь найти группу, где у ребенка сформируются коммуникативные навыки и новые паттерны поведения.

Со стороны родителей также необходимо слышать своих детей. Ведь нередко бывает, что в семье не понимают ребенка и даже обесценивают его переживания: «тебе кажется», «не заморачивайся», «не придумывай».

Если ребенок говорит, то он делает это не просто так, — уточняет С. Назаренко. — То, что родителям может показаться ерундой, не заслуживающей внимания, для ребенка — крик о помощи. Для него самое страшное, когда его не видят. Потому что у всех нас есть потребность в принадлежности. Для малыша в семье лучше, чтобы его ругали, нежели не замечали вообще, так он получает внимание. В ситуации проблем со сверстниками потребность получить поддержку и защиту особенно острая. В стрессовой ситуации важно давать ребенку ощутить безусловное принятие. Что это значит? Когда мы даем ребенку понять, что в целом он достаточно хорош без каких-либо условий и любовь не нужно заслуживать. Тут важно убрать оценивание, уделять внимание в моменты, когда он не ожидает или ведет себя хорошо.

Но если игнорировать негативные проявления, не сядет ли он на шею?

Смысл в том, чтобы поддержки во взаимоотношениях было больше, чем критики. Как говорится, «что поливаем, то и растет», т. е. какому поведению потакаем, то больше и закрепляется. Включаться, когда, например, есть угроза жизни, нужно всегда, это понятно. Игнорировать негатив — это больше про то, чтобы не фокусировать ребенка на том, что он сделал что-то не так, на его недостатках. Вместо «ты неряха», когда он не помыл за собой чашку или «ты получил 7, а мог бы 10», можем сделать акцент на то, что ребенок все же поставил в раковину посуду и приложил усилия и повысил отметку с 6 баллов.

подросток депрессия грусть

Фото Depositphotos

Упражнение от психолога

Психолог порекомендовала такую технику для родителей: «Опиши факт, опиши чувства». Она поможет сформировать у ребенка чувство безопасности и доверия. Техника достаточно простая, однако требует определенной осознанности: важно замечать то, что делает ребенок, но не давать этому оценки. Например, когда ребенок рисует, вместо высказывания «солнце не бывает зеленым» или «какая красота, молодец!» родитель в позиции наблюдателя отмечает факт — «ты взял зеленый карандаш и рисуешь солнце». При этом не спрашивает, почему солнце зеленое — то есть убирает оценку. Затем родитель выражает свои чувства, заменяя «молодец» на «мне нравится». Нравятся линии, идея с зеленым цветом, что он увлечен. То же самое касается и других занятий. Таким образом у ребенка формируются установки: «я ценный», «меня замечают», «со мной все в порядке». Именно ощущение своей ценности помогут личности предупредить буллинг и прожить негативный опыт, если он случился уже в жизни человека.

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Гайдукевич и Хижняк подали документы о регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатами в Президенты

В ЦИК представлены документы о регистрации инициативных групп граждан по сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения Олега Гайдукевича и Александра Хижняка кандидатами в Президенты Беларуси, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

000022 1730294132 672031 big

Председатель Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ) О. Гайдукевич подал документы в ЦИК лично. Так же поступил и председатель Республиканской партии труда и справедливости А. Хижняк.

— Наши враги уже поставили себе задачу дискредитировать выборы. Они понимают, что никак на избирательный процесс влиять не могут. Они будут дискредитировать выборы и кандидатов. Мы идем на выборы укрепить страну, — отметил лидер ЛДПБ.

piv 3879 result

По его словам, электоральная кампания не должна быть стрессом и делать стране хуже. Это должна быть дискуссия, нормальное общение с избирателями.

— Это должен быть показ своей программы. А еще после выборов мы должны стать сильнее, — уточнил О. Гайдукевич.

Выборы Президента Беларуси назначены на 26 января 2025 г.

000022 1730295247 672038 big

Фото БЕЛТА

Национальный художественный музей отметит 85-летие. В программе выставка и концерт

Национальный художественный музей Республики Беларусь отмечает 85-летие. 5 ноября в 16:30 в здании музея (ул. Ленина, 20) будет представлена выставка «Утраты и обретения. Судьба художественных ценностей Государственной картинной галереи. 1939–1957», а в 18:30 в Белгосфилармонии состоится праздничный концерт, посвященный юбилею музея, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

13 06 2024 kultura vystavka kartin miczevich 14 kopiya

Экспозиция расскажет об истории формирования и деятельности Государственной картинной галереи в Минске в период с 1939 по 1941 гг., вывозе ценностей в период Великой Отечественной войны, а также об истории строительства главного корпуса музея (до 1957 года).

Этап восстановления в послевоенное время проходил под руководством легендарного директора галереи Елены Васильевны Аладовой. Именно она инициировала в 1949 году постройку нового здания на ул. Ленина, 20. Галерея восстановила численность довоенных фондов и получила статус Государственного художественного музея БССР. А возврат предметов искусства проходил еще около полувека.

Посетители юбилейной выставки увидят произведения искусства из довоенного собрания музея. Самый драматичный год существования галереи — 1941-й — будет подан как «зал-интерьер», своеобразная инсталляция момента разграбления.

Особую научную ценность представляет созданная на основе фотографий и каталогов того времени презентация «Остались только на фотографиях».

Выставка носит комплексный историко-документальный и художественный характер. Среди экспонатов — редкие архивные документы, фотографии, многие из которых экспонируются впервые, а также фильм-репортаж из военного Минска.

Всего будет представлено около 200 произведений из всех фондовых коллекций Национального художественного музея Республики Беларусь и более 20 документов из архива музеев: Национального исторического музея Республики Беларусь, Национальной библиотеки Республики Беларусь, Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского, Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Выставка будет работать по 20 января 2025 г.

Справочно

Сейчас в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь насчитывается более 400 экспонатов из довоенных собраний. По приблизительным подсчетам, возвращена только одна восьмая часть коллекции, а судьба почти 3 000 произведений остается неизвестной.