Чем опасны нелегальные перевозчики, работающие под видом маршрутных такси
Внимание к маршрутным такси со стороны ГАИ, транспортной инспекции и других структур по-прежнему особое. К тому же у многих еще сохранились воспоминания о жуткой февральской аварии под Смолевичами, в которой погибли люди. Потому в столице и проводятся рейды, осмотры машин. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Контроль в пути
Несмотря на пристальное внимание контролирующих органов, аварии с участием маршруток продолжаются. Вот два примера. 17 мая 36-летний водитель пригородного такси Mercedes вблизи дома № 1 на улице Маяковского из-за несоблюдения безопасной дистанции въехал в остановившийся впереди Suzuki. К счастью, в ДТП никто не пострадал. 18 июля 71-летний водитель микроавтобуса Mercedes вблизи дома № 9 на улице С. Есенина совершил наезд на 39-летнего пешехода. Тот пересекал проезжую часть по нерегулируемому переходу. Результат: получил травмы и оказался в больнице.
За первое полугодие таких происшествий было четыре (травмированы шесть человек). Хотя за тот же период 2022-го зарегистрировано два подобных случая (пострадали двое).
— Дорожные аварии с участием общественного транспорта, в том числе маршрутных такси, в большей степени вызывают резонанс в обществе, — отмечает начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич. — Чаще всего подобные происшествия случаются из-за невнимательности и пренебрежения требованиями безопасности при перевозке пассажиров. Нередко водители отвлекаются на разговоры по телефону во время движения. На линии мы фиксируем также превышение скоростных режимов, нарушения правил остановки и стоянки, управление неисправными автобусами. Я бы рекомендовал пассажирам обращать внимание на внешний вид маршруток. Не стоит заходить в салон, если все места заняты. Ехать стоя небезопасно. По Правилам автомобильных перевозок пассажиров водителю запрещено брать на борт людей сверх установленной нормы. Если заметили нарушения со стороны автомобилиста, обращайтесь в службу «102» либо отправляйте информацию с прикрепленными фото- и видеоматериалами в специальный чат-бот «Милиция Минска». Мы отреагируем.
Проезд запрещен
Чтобы получить право работать на маршруте в регулярном сообщении, перевозчикам необходимо одержать победу в конкурсе. Желающих принять участие в нем заметно прибавилось. Причем за счет тех, кто ранее работал на линиях нелегально. В последнее время транспортная инспекция проявляет к «бомбилам» особый интерес, поскольку те отправляются в регулярные рейсы без лицензии и заключения договора с оператором. Тем самым они допускают грубые нарушения законодательства и создают нездоровую конкуренцию. Люди поняли: выгоднее трудиться легально, чем позже выплачивать крупные штрафы и лишаться машин.
— Речь идет в том числе о незаконной предпринимательской деятельности, — информирует начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области Александр Коваленко. — Каким образом выявляем нарушителей? Просматриваем объявления в интернете, анализируем информацию, изучаем обращения граждан и юридических лиц. После выезжаем в конкретную точку и начинаем работать. Если выясняется, что перевозчик не имеет права перевозить пассажиров на маршруте, изымаем транспортное средство и помещаем его на охраняемую стоянку до решения суда. Такая перспектива вряд ли кого-то устроит. Недавно в процессе изъятия водитель оказал сопротивление, и за это ему назначили судом Дзержинского района административный арест на трое суток.
На осмотр становись
Вернемся к конкурсу перевозчиков. Заявленные микроавтобусы тщательно осматривают снаружи и внутри. Повреждений, следов коррозии кузова быть не должно. Больше всего шансов на победу имеют организации, чьи машины лучше подготовлены в техническом плане и к тому же оснащены дополнительными функциями. К примеру, в более выгодном положении оказываются маршрутки с устройством, позволяющим оповещать пассажиров об остановках, в салоне которых имеется кондиционер, регулируются сиденья, на полу уложено противоскользящее покрытие, есть ремни безопасности.
На этой неделе представители Мингорисполкома, предприятия «Столичный транспорт и связь», филиала Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области и Госавтоинспекции изучали документы претендентов, после чего машины осматривались на площадке на улице Гинтовта. Собралось свыше 40 маршруток. По словам главного специалиста отдела транспорта комитета экономики Мингорисполкома Анастасии Парфеновой, в конкурсе могут участвовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на деятельность в области автомобильного транспорта.
— Мы переработали и согласовали с Мингорисполкомом конкурсные документы, в которых особое внимание уделено безопасности и качеству обслуживания пассажиров, — отмечает директор предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрий Супранович. — В частности, нельзя будет использовать в дорожном движении автобусы, если нет свободного доступа к запасному выходу. Также для удобства и безопасности пассажиров исключается наличие каких-либо подиумов в салоне, чтобы выдерживалась высота в 180 см от пола до потолка. Во избежание недоразумений пассажирам следует пользоваться услугами официальных перевозчиков. Вся необходимая информация, включая маршруты и интервалы движения, предоставлена на официальных сайтах операторов автомобильных перевозок.
Справочно
По данным столичной ГАИ, за шесть месяцев 2023 года в Минске выявлено 3 818 нарушений со стороны водителей маршрутных такси.
Установлено 916 случаев управления автобусами с техническими неисправностями, 876 фактов нарушения правил перевозки пассажиров.
Кроме того, 67 водителей превысили допустимую скорость, а 7 не имели водительских прав.
К административной ответственности привлечены 202 должностных лица, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
В Минске в среднем около 800 тысяч — 1 млн пассажиров ежедневно перемещает наземный транспорт. На долю маршруток приходится примерно 4 % перевезенных пассажиров. Определено 68 маршрутов, из них 35 городских, 22 пригородных и 11 междугородних межобластных. Всего на линиях задействованы 72 перевозчика, 48 из которых работают на городских маршрутах.
Фото Алексея Столярова