Чем запомнился «хозяин Москвы» Гришин, и откуда взялась прическа бабетта. Этот день в истории: 18 сентября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 18 сентября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1914 год. В Серпухове родился Виктор Гришин, один из ближайших соратников Леонида Брежнева, 18 лет возглавлявший московскую парторганизацию
На должность руководителя столичного горкома Гришин был назначен в 1967 г., а на его место главы ВЦСПС, которое Виктор Васильевич занимал с 1956-го, перевели попавшего в опалу председателя КГБ Александра Шелепина. Московский партийный начальник иногда был крут на расправу — Гришин распорядился закрыть секции карате, ставил препоны театру Олега Табакова, который называл «гнездом антисоветчины», а на предложение открыть в Москве лицеи отозвался так: «Нам лицеи не нужны, мы знаем, к чему они приводят», намекая на восстание декабристов.
Гришина, конечно, многие ругали. Более всех — его преемник Борис Ельцин. «Человек невысокого интеллекта, без какого-то нравственного чувства и порядочности, — характеризовал Гришина Ельцин. — Сказывалось это все на социальных делах, на уровне жизни людей, на внешнем облике Москвы — грязная, с вечными очередями, с толпами людей».
Но вспоминали Гришина и добрым словом. Он построил в Москве новое здание МХАТ на Тверском бульваре, новое здание театра кукол Сергея Образцова, цирк на Воробьевых горах. При нем в Москве расселили подвалы и бараки. Гришин запрещал давать отдельные квартиры чиновникам, прибывавшим в столицу на «повышение» до тех пор, пока коренные москвичи живут в подвалах. «Хозяин Москвы» любил инкогнито заходить в продуктовые магазины и проверять наличие мяса и колбасы, после чего следовали «оргвыводы».
Гришин 15 лет был членом Политбюро ЦК. Пережил трех генсеков и «споткнулся» на Горбачеве, который в декабре 1985-го снял его с работы, заменив Ельциным. Скончался Виктор Васильевич в мае 1992 г. прямо в собесе, куда пришел для перерасчета пенсии.
Его вдова вспоминала: «…Когда на второй или на третий день во властных структурах узнали, что умер Гришин, то сказали: «На Новодевичьем кладбище не хоронить». А им в Моссовете ответили: «Он уже там похоронен. В могиле матери…».
Сын Гришина Александр стал историком, женился на дочери Лаврентия Берии, умер в 2013-м. Дочь Ольга — лингвист, доктор филологических наук, автор более 200 научных и методических работ и монографий. В советские времена семья московского градоначальника жила обеспеченно. Ныне покойный предприниматель и политик Артём Тарасов, в юности знакомый с дочерью Гришина, вспоминал, что разговоры с ней заставляли его испытывать чувство неловкости и о многом задуматься:
«— Мы наконец получили новый холодильник, — сказала мне как-то Гришина. — И пришлось ждать его целую неделю.
— Наверное, финский, «Розенлев», — вставил я, желая блеснуть осведомленностью о самых модных тогда покупках.
— Нет, холодильник марки «Филипс», спецзаказ, прямо с фирмы, — сказала Ольга. — Мы собираем всю кухню только этой марки: мебель, кухонный телевизор, видеомагнитофон, печки всякие… Иногда это обходится так дорого. К примеру, за холодильник мы заплатили три тысячи!
— Рублей? — поинтересовался я с ужасом.
— Долларов, конечно, — ответила Гришина.
Что такое доллары, я вообще не знал. Слышал, что так называлась враждебная нам капиталистическая валюта, за которую сажали в тюрьму.
В другой раз я, набравшись наглости, попросил Гришину помочь мне купить в их специальном, как мне казалось, закрытом для общей публики магазине такой же костюм, который был на ее муже. Ответ оказался неожиданным и очень поучительным.
— Знаете, Артём, — сказала Гришина, — я уже лет двадцать не была ни в одном магазине в Союзе. У нас есть специальная трехсотая секция на Кутузовском проспекте. Там нам дают разные западные каталоги. Я их листаю и, если что-нибудь понравится, просто подчеркиваю. А через несколько дней мне все это приносят…
Я понял, что мы с Гришиной живем на разных планетах и больше мне не стоит задавать таких вопросов».
1929 год. На запорожском заводе «Коммунар», впоследствии ставшем «местом рождения» советских микролитражек «Запорожец», собран первый советский комбайн
Еще в конце 1920-х с началом созревания хлебов в поле выходили все сельчане. И молодым, и старым приходилось вручную жать колосья, вязать увесистые снопы, которые ставили в копны. После на токах зерно молотили и чистили. Все это делалось вручную или с использованием самых простых машин.
Первые советские зерноуборочные комбайны были сделаны в начале 1930 г. в Запорожье на заводе «Коммунар», за год их было создано 347 штук. Тот комбайн заменял десятки крестьян, за час убирал более двух гектаров, мог молотить и сортировать зерно. Его буксировал трактор, а управляли этой техникой три человека. Первый в СССР самоходный зерноуборочный комбайн «Сталинец-4» был выпущен в 1947 г. А в 1976-м с конвейера «Гомсельмаша» сошел первый советский самоходный кормоуборочный комбайн со шлейфом адаптеров — легендарный КСК-100, ставший локомотивом советского кормопроизводства.
1934 год. СССР вступает в Лигу Наций
Общее собрание Лиги Наций приняло постановление о приеме Советского Союза в организацию и включении его представителя в ее Совет в качестве постоянного члена. За прием СССР в организацию проголосовали 39 членов, против — 3 (Голландия, Португалия и Швейцария), воздержались — 7.
Лига Наций, основанная в 1919 г., была первой всемирной межправительственной организацией, созданной для развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности. В нее в разные годы входили от 45 до 60 стран.
Авторитет организации был подорван тем фактом, что Соединенные Штаты так в нее и не вступили, а Япония и Германия вышли из нее в 1933–1934 гг., а Италия — в 1937-м. Советский Союз, вступивший в Лигу Наций только в 1934 г., был исключен из нее в 1939-м после начала советско-финской войны.
Начало Второй мировой войны показало, что Лига Наций не смогла выполнить свою главную задачу: она оказалась неспособной предотвратить агрессию со стороны держав «оси» и практически бездействовала вплоть до своего упразднения. «Лига хороша, когда кричат воробьи, но бесполезна, когда дерутся орлы», — заявлял Муссолини.
После победы над гитлеровской Германией, в 1946-м, передав все имущество вновь образованной Организации Объединенных Наций, оказавшаяся невостребованной в самое горячее время, Лига Наций прекратила свое существование.
Несмотря на провал главной своей миссии — обеспечение мира во всем мире, Лиге Наций все же удалось укрепить концепцию коллективной безопасности, дав возможность высказаться малым государствам; способствовать экономической стабилизации и финансовой устойчивости, особенно в Центральной Европе в 1920-х годах; содействовать повышению осведомленности о таких проблемах, как эпидемии, рабство, детский труд, колониальная тирания, кризисы с беженцами и общие условия труда с помощью своих многочисленных комиссий и комитетов; проложить путь к новым формам государственности, поскольку мандатная система поставила колониальные державы под международный контроль.
1959 год. Премьера фильма «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли
Благодаря этому фильму в СССР распространилась мода на женскую прическу бабетта («а-ля Брижит Бардо»), когда волосы укладывались в валик сзади и частично на макушке.
Надо сказать, что в ту пору именно зарубежное кино несло моду в массы. Заграничные издания были недоступны простым советским людям — они ввозились только дипломатами или работниками торговых представительств. Конечно, в какой-то мере трансляторами западных модных образцов становилась и эстрада, а позднее телевидение (эстрадные концерты, телепередачи КВН, «Кабачок 13 стульев», внешний облик дикторов). И все же основную роль по внедрению модных практик в советскую повседневность взял на себя кинематограф. Фильмы смотрели миллионы, актерам старались подражать.
В 1959 г. на советские экраны вышла «Колдунья» с Мариной Влади. И распущенные белые волосы прекрасной дикарки, сыгранной юной француженкой с русскими корнями, вмиг сделались образцом для прически, ставшей очень популярной в Советском Союзе.
Еще большую модную революцию произвела Брижит Бардо. Как известно, актриса ввела моду на большое количество вещей, аксессуаров и тенденций в макияже. Однако главным предметом подражания, связанным с актрисой, для советских девушек опять-таки стала прическа.
Предыдущий кинохит с участием Бардо «И Бог создал женщину» в СССР не купили по причине его слишком откровенного эротизма. Поэтому культ свободолюбивой блондинки возник после другого фильма — «Бабетта идет на войну». Впервые картину Кристиана-Жака показали на I Московском международном кинофестивале 1959 г., а со следующего года она триумфально пошла по советским экранам.
В нашей стране фильм, в которой хорошенькая шпионка в тылу врага в исполнении Бардо не только воюет с фашистами, но и делает игривый начес на макушке, с энтузиазмом был принят публикой, женская часть которой бросилась делать подобный же начес, но в штыки встретила критика. «Война, по понятиям французских кинематографистов, увеселительная прогулка… Режиссер Кристиан-Жак заходит так далеко, что делает вывод: мол-де, победа Франции в руках Бабетты…» — язвительно писала одна из советских газет.
Тем не менее кинопрокату необходимо было обеспечивать поступления в бюджет. Поэтому советские чиновники продолжили периодически закупать зарубежные кинохиты (предпочитали французские), которые гарантированно делали хорошую кассу. После «Бабетты» на жаргоне госчиновников это стало называться «приглашать Брижит Бардо».
Во время работы над фильмом «Бабетта идет на войну» у Бардо случился роман с партнером по съемочной площадке начинающим актером Жаком Шарье. Через три месяца отношений актриса забеременела. В своих мемуарах она писала, что, будучи в положении, не отказалась от участия в трюковых сценах фильма в тайной надежде, что это избавит ее от плода: «Чего я только ни вытворяю в этом фильме: езжу верхом, летаю на самолете и прыгаю с парашютом, перемахиваю через стены и падаю ничком там и сям. Я просто изнемогала. Но если я изнемогала, то как же чувствовал себя зародыш, угнездившийся, возможно, в моем животе? Уж я возьму его измором — в этом возрасте они, наверно, не очень-то выносливы».
«Актриса так любила свое тело, что беременность ее тревожила и беспокоила, но Шарье мечтал о ребенке и убедил ее родить», — пишет биограф Бардо Ива Биго.
С целью упредить прессу и избежать скандала, Бардо и Шарье решили пожениться. Свадьба состоялась еще до премьеры фильма — 18 июня 1959 г. В 1962-м брак был расторгнут.
2004 год. Уходит из жизни Клара Румянова, киноактриса, голосом которой говорит Заяц в «Ну, погоди!» и множество других персонажей советских мультфильмов
Среди картин с ее участием можно вспомнить драму «Сельский врач», сатирическую кинокомедию «Жених с того света», психологическую драму «Воскресение». В 1970-е гг. она появилась в приключенческой детской ленте «Хуторок в степи», эксцентрической кинокомедии «12 стульев» Леонида Гайдая, сатирической комедии «Не может быть!», исторической мелодраме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», а также в фильме-катастрофе «Экипаж».
В кино актриса сыграла лишь пару десятков ролей, да и то, в трети из этих фильмов ее имя даже не было упомянуто в титрах. На голос Клары Михайловны хорошо знаком уже нескольким поколениям зрителей. Она стала настоящей королевой озвучки. Актриса озвучивала Рикки-Тикки-Тави и Крошку Енота из одноименных мультфильмов, Малыша из «Малыш и Карлсон» и его продолжения, Чебурашку из популярной серии кукольных мультфильмов, Виргинию из мультфильма «Кентервильское привидение». Ее голосом говорят разные персонажи из «Приключений Незнайки и его друзей», «Веселой карусели», Элли из мультсериала «Волшебник Изумрудного города» и еще сотни героев старых-добрых советских мультфильмов.
Впервые знаменитый «детский» голос актриса продемонстрировала еще во время съемок в своем дебютном фильме — «Сельский врач». Там она играла роженицу, а младенец, который по сюжету был ее ребенком, никак не хотел плакать. Тогда Румянова вызвалась самостоятельно озвучить плачущего младенца, и сделала это настолько правдоподобно, что запись ее голоса была включена при финальном монтаже и признана лучшей. После этого юная Клара мгновенно прославилась на «Мосфильме» как актриса, способная имитировать детский голос и плач.
Любопытно, что свой редкий высокий голос она приобрела вследствие тяжелой болезни. В детстве и юности у нее был другой — очень низкий, альт. Будучи студенткой ВГИКа она подхватила крупозное воспаление легких, давшее осложнение на связки. До выздоровления ей запретили разговаривать, даже шепотом. Полгода со своим руководителем на курсе Сергеем Герасимовым она общалась посредством записок. А когда заговорила, все были поражены: голос стал совершенно другим.
Клара Михайловна стала единственной советской актрисой, которая была удостоена высокого звания заслуженной артистки РСФСР за работу в области мультипликации. И несмотря на это до конца жизни переживала из-за того, что так и не смогла раскрыть свой драматический талант.
После распада СССР для Румяновой, как и для многих ее коллег, начались тяжелые времена. Сначала она лишилась возможности играть на сцене, потому как ее родной Театр-студия киноактера был реорганизован, а большинство актеров попали под сокращение. Следующим тяжелым ударом стала смерть мамы — единственного родного человека. Когда же Клара Михайловна лишилась и работы в «Союзмультфильме», жизнь для нее потеряла смысл.
«Нет мамы, нет работы, нет любимой страны — нет смысла жить», — говорила она, со слов соседей.
Когда у нее диагностировали онкологическое заболевание — рак молочной железы, актриса отказалась от лечения и старалась бороться с недугом народными средствами. Позже говорили, что у одинокой, пожилой и безработной женщины попросту не было денег на лекарства.
За четыре дня до своей смерти актриса поднялась с постели посреди ночи, но потеряла сознание, упала на пол и пролежала так до самого утра, пока ее не обнаружила пришедшая сиделка. Клара Михайловна заработала пневмонию, которая, на фоне проблем с сердцем и онкологией, отняла последние силы. Актриса скончалась в полном одиночестве в ночь на 18 сентября 2004 г., не дожив менее трех месяцев до своего 75-летнего юбилея.
В вещах Румяновой была обнаружена записка, в которой она просила похоронить ее на столичном Донском кладбище, рядом с матерью. Последняя воля актрисы была исполнена. А, так как близких родственников у нее не было, организацией похорон занимались члены Гильдии киноактеров. Помимо исполнительного директора Гильдии Валерии Гущиной, на похоронах присутствовал только актер Николай Бурляев.
Читайте также:
- Как умер сталинский генпрокурор, и кто написал «Олесю» и «Малиновку». Этот день в истории: 22 ноября
- Что ждало дезертиров при Петре I, и какой фильм взял 11 «Оскаров». Этот день в истории: 18 ноября
- Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября