«Через это бутылочное горлышко проезжают сотни велосипедистов». Что не так с проспектом Дзержинского
Высокие бордюры, отсутствие навигации для велосипедистов и нехватка наземных переездов. Как встречает проспект Дзержинского водителей двухколесного транспорта, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
На одном из недавних заседаний в Мингорисполкоме руководство города поставило задачу улучшить условия передвижения по Минску на велосипедах. «Горремавтодору» предстоит обследовать улично-дорожную сеть и определить, где и какие недочеты следует устранить. В частности, затруднения у любителей двухколесного транспорта вызывает движение по проспекту Дзержинского. Что не так?
Площадь Ф. Богушевича. Бутылочное горлышко
Эксперт по развитию велоинфраструктуры Павел Нищенко в Минском велосипедном обществе работает уже год. До этого трудился в проектном институте архитектором. Много путешествовал по Европе и США. В Минске Павел не может пропустить ни одно проблемное место на пути велосипедиста. О недочетах сообщает на портал «115.бел». Чаще всего жалуется на высокие бордюры и разбитый асфальт.
Встречаемся с молодым велоофицером возле Музыкального театра. По плану должны вместе проехать по пр. Дзержинского до МКАД, обращая внимание на болевые для велосипедистов точки одной из главных магистралей города.
Район площади Ф. Богушевича — сплошная стройка. Возводят метро, в нескольких сотнях метров отсюда доделывают первое транспортное кольцо.
— Сейчас здесь временная организация дорожного движения, — указывает Павел на заполненную машинами площадь.
Мы пытаемся на велосипедах пересечь улицу К. Цеткин и добраться до остановки общественного транспорта, движущегося в сторону пр. Дзержинского.
Павел сразу предупреждает: лучше идти пешком. Переход через проезжую часть регулируемый. Люди скапливаются возле светофора, на зеленый свет переступают через высоченный бордюр и спешат пересечь трассу, ныряя между автомобилями, стоящими в пробке.
Пробираемся змейкой по узкому проходу, огибая часть площади Ф. Богушевича. Снова стоим под светофором. В этот раз на проезжую часть нанесена разметка — велополоса. Ура! Значит, можно давить на педали. Ага! Не тут-то было.
— Разметка есть, а бордюр — ого-го! — восклицаю я.
— Поэтому горожане ездят в основном на горных велосипедах — они как раз для экстремальных прогулок, вместо того чтобы покупать более комфортный двухколесный транспорт городского типа, — поясняет Павел.
Подходим к остановке «Музыкальный театр». Примечательна она тем, что находится на тротуаре шириной 2 м. Там умудряются уместиться десятки минчан, ожидающих своего транспорта. Ехать сквозь такую толпу — дело рискованное. Кто-то огибает остановку по проезжей части, сверкая пятками перед приближающимся троллейбусом. Кто-то предпочитает «народную» колею — ее раскатали на зеленой зоне за остановкой.
— Мы запросили проект площади Ф. Богушевича, чтобы посмотреть, как она будет выглядеть после реконструкции и улучшатся ли здесь условия для велосипедистов. Эта площадь — важный транспортный узел, въездные ворота в Московский район. Возможно, здесь появятся подземные переходы, а это усложнит велодвижение для всего района: большинство владельцев двухколесного транспорта стараются не спускаться под землю, а ищут возможность пересечь проезжую часть по наземным переходам, — говорит Павел.
Важно также обратить внимание на то, появится ли велодорожка возле остановочного пункта «Музыкальный театр».
— Представьте, что через это бутылочное горлышко проезжают велосипедисты, — говорит велоофицер.
Проспект Дзержинского. Неправильная велодорожка
Мы отъезжаем несколько метров от неудобного остановочного пункта — и перед нами долгожданный знак «Велосипедная дорожка».
За ним — свежее плиточное покрытие. Темная рельефная линия разделяет потоки велосипедистов и пешеходов. Первые едут по правой стороне, их зона бордового цвета, вторые движутся ближе к трассе. Есть и тактильная плитка для тех, кто слабо видит.
— Велотрасса очень широкая, но нет соответствующей дорожной разметки. Совершенно не очевидно, что эта полоса предназначена для двухколесного транспорта, — поясняет Павел.
К слову, во время нашего путешествия яркой разметки на велодорожке не обнаружили нигде. И это при том, что бордовое покрытие, которое, по нашим предположениям, и является велотрассой, все время меняло расположение: то проходило вдоль автомагистрали, то смещалось правее. Это вводило в заблуждение и пешеходов, и велосипедистов: каждый двигался так, как считал нужным.
Плитка, которой мостят тротуары, абсолютно не подходит для велосипедистов. Из-за ее рельефности и наличия фасок увеличивается сопротивление — скорость велосипедиста падает на 30 %. Заметила по себе — ехать по пр. Дзержинского тяжело: педали крутишь в полную силу, а движешься медленно. Оптимальное покрытие — асфальтобетонное.
Бордюры на переездах вдоль проспекта доходили до 7-10 см. Хотя по нормативам перепада высоты быть не должно впринципе.
Перекресток проспекта Дзержинского и улицы Щорса. Опасный участок
Чтобы пересечь ул. Щорса, надо спуститься в подземный переход. Однако большинство велосипедистов поступают иначе — сворачивают на второстепенную улицу и переезжают ее, нарушая ПДД, ведь там нет оборудованных наземных переходов.
Мы с Павлом, стоя за припаркованным авто, наблюдали за велогонщиками. Из 10 проезжающих по проспекту только двое потащили свой байк под землю, остальные свернули на Щорса. А там, по сути, бросались под автомобили.
Качественная велосипедная инфраструктура должна соответствовать определенным требованиям. Это международные стандарты, которые применяются в европейских странах
- Безопасность. Речь идет о разграничении пешеходных, велосипедных и автомобильных потоков. По словам Павла Нищенко, у нас отделили водителей авто от велосипедистов, но столкнули их с пешеходами.
- Непрерывность и прямолинейность. Чтобы велотранспорт был эффективным и мог составить конкуренцию машинам, трассы для него должны пролегать по удобной прямолинейной траектории. Объезды и подземные переходы снижают его привлекательность.
- Связность. Не допускаются разрывы велотрассы, особенно в зоне остановок, киосков. У нас же при подъезде к остановочному пункту дорожка для двухколесного транспорта прерывается.
- Привлекательность и удобство. На велодорожках должны существовать понятные для всех участников движения разметка и навигация. На них следует использовать соответствующее покрытие.
Фото Сергея Шелега