Чихай, кто хочет, или Что показал рейд санэпидслужбы в одну из торговых сетей
Нужно ли накрывать продукты на открытой витрине целлофаном? Какой должна быть температура в холодильных камерах, где хранятся торты? Чтобы выяснить нюансы размещения продуктов на прилавке и узнать, какие нарушения допускают торговые сети столицы, корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились в рейд.
Невозможно молчать
Признаемся честно, мы провели в одном из гипермаркетов на пр. Дзержинского около двух часов. Ехали в магазин не для галочки, а чтобы действительно выявить недостатки, на которые то и дело обращают внимание наши читатели. Да, недавно торговые объекты с подачи представителей власти вроде бы разобрались с безумием цен. Но резко дорожающие продукты – не единственное нарушение ритейла.
С нами – заведующая отделением гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ольга Тимошенко и председатель Минского городского Совета депутатов Андрей Бугров. К слову, А. Бугров уже 15 лет живет в доме недалеко от станции метро «Малиновка», поэтому частенько навещает этот гипермаркет. Кто, как не он, может рассказать о достоинствах и недостатках торговой точки?
Первый изъян, о котором нельзя молчать, обнаружил наш фотокорреспондент, воспользовавшийся, простите за подробности, кабинкой для уединения.
– Какой в туалете отвратительный запах, причем здесь я не впервые. Ощущение, что убирают там очень редко, – предположил коллега.
Надеемся, что руководство торгового объекта сделает необходимые выводы.
Монетка и пленка
Но пройдемте в торговый зал. Здесь, чтобы взять большую тележку для продуктов, покупатель должен оставить в замочке 2 рубля.
– Сегодня время информационных технологий, и мы все рассчитываемся пластиковой картой, поэтому воспользоваться корзинкой я в данный момент не могу, – обращает внимание председатель Мингорсовета. – И это действительно проблема. Все крупные торговые сети отказались от использования монет, потому что понимают – это бизнес, и для покупателя нужно создавать условия. Но в этом магазине – очередное неудобство.
Хлеб, как известно, голова, поэтому и нашу инспекцию мы начинаем с хлебного отдела.
– Как видите, нижние полки накрыты пленкой. А верхние, на уровне органов дыхания любого покупателя, – в открытом состоянии, что не исключает риска загрязнения или заражения продукции, – комментирует О. Тимошенко. – Необходимо всю хлебную продукцию накрывать пленкой, поскольку пыль и грязь идут не только с пола. Люди чихают, тем самым оставляя микроорганизмы на продукции, которая, заметьте, не подвергается дальнейшей термической обработке.
По словам гигиениста, многие торговые сети отказались от щипцов, которые вынуждены использовать покупатели этого торгового объекта. Вместо них – одноразовые перчатки, позволяющие проверить свежесть продукта и переложить товар в тележку.
– По температурному режиму здесь нарушений не вижу – хлебобулочные изделия не требуют особых условий хранения, но все-таки защита должна быть, – добавляет О. Тимошенко.
Дата изготовления, сроки годности – все прописано на товаре, и здесь нарушений мы не обнаруживаем.
Тест с термометром
– Смотрите, мы подошли к отделу кондитерских изделий. По нормам здесь должна быть температура от +2 до +6 градусов, – указывая на витрину с тортами, говорит А. Бугров. – Однако она выполнена с огромным открытым пространством посередине, удобным для покупателя, который может достать нужный товар, но позволяет ли такой холодильник держать необходимую температуру?
Смотрим на термометр – он показывает +4,2 градуса, что соответствует нормам. Но это показатели нижней полки, которая соседствует с холодильным агрегатом. Проводим эксперимент и оставляем термометр на верхней, где, по нашему мнению, температура будет куда выше. К нему вернемся в конце нашего ревизорского раута.
– К нам иногда поступают обращения, что из-за недолжного хранения товара продукцию приходится потом выбрасывать. А это деньги, – говорит А. Бугров и ведет нас к суши-бару.
Витрина здесь открытая, без специальных стеклянных заслонок. Но все блюда традиционной японской кухни заботливо накрыты целлофаном.
– Я постоянный покупатель этого магазина, но впервые вижу, чтобы суши были накрыты пленкой. Скорее всего, это было сделано в связи с появлением журналистов, – улыбаясь, предполагает председатель Мингорсовета и, уже обращаясь к директору магазина, спрашивает:
– Послушайте, почему вы закрыли их пленкой только сегодня? Почему не делали этого раньше? За 15 лет посещения магазина я ни разу не видел, чтобы суши были накрыты.
Подозрительная скидка
Идем в отдел кулинарии. Ассортимент хороший, но нас интересует иное – должен ли быть указан подробный состав на продуктах собственного изготовления?
– Нет, состав может быть не указан, но в доступном для потребителя месте информация должна присутствовать, например на специальных информационных буклетах. Если бы продукция была упакована, то данные о составе продукта нужно было бы нанести на маркировку, – поясняет О. Тимошенко.
Еще один объект, вызывающий вопросы даже у неспециалистов, – развал аппетитной мясной кулинарной продукции, покоящейся в открытой витрине. Как говорится, приходи и бери, но что скажут наши специалисты?
– Я всегда против такого открытого размещения продуктов, поскольку здесь можно, облокотившись верхней одеждой, случайно что-то уронить на пищу. Наверное, здесь не хватило целлофана, чтобы накрыть товар, как на суши. Думаю, что это нарушение, – считает А. Бугров.
– Конечно, мясо необходимо накрыть, и такой товар я бы покупать не стала, – подтверждает завотделением гигиены питания. – Обычно кулинарная продукция реализуется либо в упакованном виде, либо продавцом через прилавок. Поскольку потребитель имеет свободный доступ, предполагаю, что он самостоятельно подходит и берет товар. Такого быть не должно.
Отправляемся в кондитерский отдел. Здесь на один из видов конфет установлена впечатляющая скидка – 50 %. Подходит срок годности товара?
– Нет, указано, что его можно употреблять до 8 декабря 2023 г. Но если здесь установлена столь впечатляющая скидка – вопрос по порядку ценообразования. Как магазин устанавливает такую первоначальную цену, чтобы потом сбросить ее наполовину? Это нужно спросить у маркетологов и не совсем честных представителей бизнеса, – говорит А. Бугров.
Почему «седеют» конфеты
В этом же отделе мы обращаем внимание на условия хранения.
– Натуральный шоколад нужно хранить при 16–20 градусах. Если температура будет выше, то увидим так называемое «поседение» продукции. В этом случае масло какао проступает наружу. Продукт будет безопасен, но согласитесь, не очень приятно есть конфеты с налетом. Также кондитерские изделия требовательны к влажности воздуха – не выше 75 %. В противном случае может завестись пищевая моль, или, как выражаются потребители, «в конфете появились червячки». Не любят высокой влажности также крупа и мука, – поясняет О. Тимошенко.
Не забыли еще про наш оставленный градусник? Мы вернулись к нему. Удивительно, но он показывал 2 градуса – значит, все в норме.
Торговые сети – на прицеле
Итак, что же в заключение скажут наши проверяющие? По словам О. Тимошенко, санэпидслужба всегда уделяет особое внимание предприятиям торговли, особенно тем из них, где существует собственное производство: кулинарные, мясные и кондитерские цеха. Там тщательно проверяются показатели безопасности, особенно микробиологические.
В январе – феврале ведомство проинспектировало торговые сети «Соседи» и «Санта-Ритейл», в марте – «Евроторг». Каждый месяц его специалисты планируют посещать и другие ритейлы.
По словам О. Тимошенко, как правило, выявляются следующие недостатки: например, неполная информация, которая содержится на маркировочном ярлыке продукции, расфасованной непосредственно на предприятиях торговли. Зафиксированы единичные случаи реализации пищевых продуктов с истекшим сроком годности. Частично выявляются факты нарушения температурного режима при хранении продуктов. Иногда вызывает вопросы санитарно-техническое состояние некоторых производств, технологического оборудования.
За реализацию пищевых продуктов с истекшим сроком годности предусмотрена статья КоАП, которая влечет административное взыскание – штраф до 100 базовых величин. За подобные нарушения привлекаются к ответственности и должностные лица.
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также: