Что делать, если купленная с рук машина начала разваливаться на ходу? Спросили у юриста
Купили машину, а она начала барахлить и заглохла уже по дороге. Чем способно закончиться приобретение железного «коня в мешке», корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал у председателя общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анны Шилько.
Безумству храбрых — авто без скидки
Забавный факт. Страх перед приобретением авто с пробегом испытывают 96 % покупателей. То есть существуют 4 %, которые ничего не боятся! Интересно, как им выдают права с таким бесстрашием? Российские эксперты, проводившие опрос, отмечают: большинство фобий связаны с техническим состоянием машины. Нет, есть определенный процент тех, кто опасается, что автомобиль может находиться в розыске, его реальный пробег занижен, он не совсем чист юридически и прочее. Но чаще всего покупателя пугает, что, вероятно, транспорт побывал в аварии, подвергся серьезному ремонту, а продавец скрыл эти обстоятельства.
С оглядкой на лица
— Перед тем как перейти к нашей истории, следует обязательно поговорить о том, что в любой сделке купли-продажи участвуют минимум две стороны. Первая — это вы, покупатель. Здесь все понятно: от вас требуются деньги и дееспособность, чтобы ими распоряжаться. Со второй стороной, с продавцом, интереснее. Важно понимать, кто он. Физическое лицо — такой же гражданин, как вы, или юридическое. Либо же индивидуальный предприниматель, представитель фирмы и тому подобное.
— А какая разница?
— Если в результате сделки вы расстанетесь довольными друг другом, то никакой. А если покупка по определенным причинам вам не понравится (речь идет не только об авто, но и о любой другой вещи, имеющей стоимость), разница есть. Потому что в случае взаимоотношений с юридическим лицом вы находитесь под защитой Закона «О защите прав потребителей». Извините за эту тавтологию, однако так оно и есть. Как потребитель вы можете отстаивать интересы в суде, требовать не только расторжения договора купли-продажи, но и выплаты неустойки за нарушение сроков выполнения ваших требований. К тому же имеете право настаивать на компенсации морального вреда, если вам его нанесли.
— А когда продавец — это физическое лицо, но все равно противное, потому что хамило и грубило, нанося травмы моему психическому здоровью?
— Тогда на вашей стороне только Гражданский кодекс. Вообще компенсация морального вреда в судебном порядке — конституционная норма. Если вас оскорбили, можно потребовать наказания обидчика рублем. Тем не менее это будет частным случаем. Просто поссорились два гражданина, а потребителем товара или услуги вы в контексте ситуации не являетесь.
— Но ведь я же купил!
— И что? Разовая сделка. Ваш обидчик продажу на поток не поставил, иначе платил бы налоги за полученный доход и имел бы регистрацию как индивидуальный предприниматель. Я завела этот разговор, потому что в век интернета подобное происходит сплошь и рядом. Люди покупают в соцсетях вещи, а затем обращаются к нам за помощью. Приходится объяснять: поскольку товар приобрели у физического лица, Закон «О защите прав потребителей» на сделку не распространяется.
Папа купил автомобиль…
— Спасибо за разъяснения, давайте перейдем к нашей истории с машиной.
— Скорее с несколькими, потому что пострадавших как минимум двое. Так, жительница Слуцка купила у минчанина Peugeot 2008 года выпуска. Существенная деталь: технику приобретала путем оформления договора лизинга, то есть покупку оплачивала третья сторона. Двигатель автомобиля начал троить еще на пути в Слуцк. Потом машина встала в аварийный режим из-за наличия масла в системе охлаждения.
По совету продавца женщина поменяла свечи, что не спасло ситуацию. Но причина неисправности оказалась серьезнее, и конфликт начал разрастаться. Автоледи письменно потребовала расторгнуть договор купли-продажи. В ответ перекупщик прибыл в Слуцк.
— А почему перекупщик?
— Вряд ли обычный гражданин будет реализовывать 27 (!) машин подряд. Именно на такое количество объявлений о продаже с номером телефона торговца обратила внимание наша пострадавшая. В Слуцке транспорт еще раз пригнали на СТО, стороны обсудили, кто станет оплачивать ремонт, но к консенсусу не пришли. В дальнейшем продавец назовет поломку несущественной. В итоге мы направили исковое заявление о расторжении договора в суд.
— Основания?
— Отсутствие информации о товаре и его несоответствие условиям договора. В документе не было ни слова о том, что в авто могут иметься скрытые недостатки.
— Но ведь это положения Закона «О защите прав потребителей»!
— Мы считаем, что он в данной ситуации применим. Продавец является профессиональным участником рынка купли-продажи машин. Напомню, транспорт приобрели в лизинг, потому до разрешения спорной ситуации наша автоледи вынуждена регулярно вносить платежи лизингодателю.
— Что со второй машиной?
— Та же схема. Житель Могилёва купил ее в Борисове. Она начала капризничать уже в дороге. Новый хозяин потребовал у продавца аннулировать сделку, но тот сослался на отсутствие денег, а затем и вовсе отказал. Авто между тем не на ходу, нужен дорогостоящий ремонт.
— Анна Борисовна, посоветуйте, как поступать в подобных ситуациях?
— Во-первых, сохраняйте все объявления о продавце и его товаре! Если в описании ничего не сказано о недостатках, это важная информация для разрешения конфликта в вашу пользу.
Во-вторых, необходимо определить, какие юридические нормы применимы. Когда продавец является индивидуальным предпринимателем, то вы вправе рассчитывать на помощь Закона «О защите прав потребителей». Если приобрели автомобиль у физического лица, применимы только нормы Гражданского кодекса, то есть без выплаты законной неустойки и моральной компенсации.
В-третьих, следует пригласить продавца на диагностику машины в независимом сервисном центре и получить заключение о ее состоянии. Не ремонтируйте!
В-четвертых, направьте или вручите претензию и в дальнейшем обратитесь в суд.