izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Что могут взять на заметку модницы XXI в. из сундуков своих прабабушек

Какой головной убор делал наших прабабушек королевами? Кто составил карту национального костюма? Из чего шили юбки белорусские модницы в эпоху дефицита? И почему Пьер Карден ходил по минскому подиуму в носках?

_MG_9621 copy

Об этом и многом другом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с историком белорусской моды, дизайнером, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры костюма и текстиля Белорусской государственной академии искусств Галиной Мешковой. В январе 2015 г. Галина Яковлевна была награждена нагрудным знаком Министерства культуры «За вклад в развитие культуры Беларуси». Вместе с нашей героиней заглянем в далекое прошлое, век минувший и вернемся в весну-2015.

– Галина Яковлевна, вы были хорошо знакомы с покойным Михаилом Романюком, крупнейшим исследователем материальной культуры белорусов ХХ в. и автором уникального альбома «Белорусская народная одежда», изданного в 1981 году. Вместе с ним и его студентами объехали немало белорусских деревень, изучали этнический костюм. Что вас тогда поразило?

– Видели бы вы, с какой гордостью сельчанки доставали свое приданое из сундуков: домотканые андараки (юбки) были упакованы в чулок, чтобы сохранить плиссированную или заложенную в складку форму. Национальная одежда так преображала их! Помню, встретили местного почтальона – такая неприметная женщина в простенькой хустачке. «Якi тыпаж! – воскликнул Михаил Федорович. – Будзем, дзяўчаты, рабiць з яе мадонну!» Женщина засмущалась, но согласилась сфотографироваться в белорусской одежде. Очень удивилась, когда увидела себя в зеркале: «Нiколi не думала, што магу быць такой прыгожай».

10

Хороши девчата! Во время экспедиции по белорусским деревням (вторая слева – Галина Мешкова)

 

Мы, студенты, тоже примеряли национальные наряды. В книге Михаила Федоровича есть эти фотографии. Один комплект я даже купила у местной жительницы. На его примере потом учила студентов тонкостям национальной вышивки.

52

А когда белоруски завивали на голове намитку, то и вовсе становились королевами. Осанка, красиво поднятая голова, гордость за свою национальную принадлежность.

– Нынешние модницы и слова-то такого не знают – намитка…

– Такой традиционный головной убор носили в старину замужние женщины. Волосы собирали в пучок на макушке и накручивали на каркасное кольцо. На него надевали чепец. Затем брали кусок тончайшего отбеленного льна длиною 4–6 м и шириной до 30–60 см и завязывали его на голове особым способом.

Как писал в своей книге Михаил Романюк, белорусская национальная одежда формировалась на протяжении веков. Но основные ее виды и составные части, способы пошива и композиционные решения, цветовые и орнаментальные особенности начали складываться с конца XIII в. одновременно с формированием белорусской народности. При этом наша национальная одежда развивалась в тесном контакте с русской, украинской, литовской, польской.

Традиционный классический образец народного творчества – это костюм белорусских крестьян конца XIX – начала XX в. Среднеконтинентальный климат белорусского края требовал относительно теплой и закрытой одежды. Для изготовления тканей использовали местное сырье – лен, реже коноплю или шерсть. Ткали в домашних условиях. Красили природными красителями – настоями трав, коры, листьев, шишек, болотной железной рудой. Льняные ткани, которые шли на сорочки, фартуки, головные уборы, не красили. Отбеленное полотно украшали обычно красными и черными геометрическими узорами, причем первые доминировали. В старину красный цвет символизировал жизнь, а нанесенный в виде орнамента на воротник, рукава, низ одежды, служил оберегом. Со второй половины XIX в. с появлением фабричных красителей и фабричных нитей спектр цветов дополнился оранжевым, фиолетовым, голубым, малиновым, ярко-зеленым. Белорусы изготавливали и набивные ткани, о чем писал в своей диссертации кандидат искусствоведения Евгений Шунейко. Клише вырезали из картофеля или дерева, с помощью них наносили растительно-цветочные рисунки, зигзаги.

47

Традиционный комплект мужской одежды складывался из полотняной сорочки, брюк, камизельки (жилета). Считалось неприличным выйти за порог своего дома, не повязав поверх сорочки пояс – ему придавали важное обереговое значение. Обувь – лыковые лапти и кожаные пасталы, позже – сапоги. Головные уборы – соломенная шляпа, валяная магерка.

13

Наиважнейшая часть женского комплекта – сорочка, которую носили в любом возрасте, социальном и семейном статусе, в будни и праздники. Юбки, скроенные из нескольких прямоугольных полотнищ, были в клетку или поперечную полоску в красном, сине-зеленом или серебристо-белом колорите. Фартук украшали бахромой, кружевами, оборками.

11

Праздничный костюм пожилых женщин, начало ХХ в. Залесье, Чечерский район

 

В женский комплект, особенно праздничный, входил также гарсет. Обычно он имел вид короткой безрукавки, которая плотно облегала стан и делала фигуру женственной. Шили его преимущественно из бархата, парчи, шелка – черного, голубого, малинового цвета. Кроили с глубоким вырезом пазухи и баской по низу, которая выполнялась оборками или клиньями, украшали нашивками, лентами, тесьмой и пуговицами. Обязательным элементом комплекта был разноцветный пояс – тканевый, плетеный или вязаный, с бахромой, помпонами, кистями. Прически и головные уборы строго зависели от возраста и семейного положения. Девчата заплетали одну или две косы и носили скиндочки (полотняные узкие повязки), венки.

12

Замужней женщине не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Самым распространенным головным убором у них была намитка. В будни наши прабабушки обували лапти, в праздники – кожаные пасталы и черные хромовые башмачки.

14

Курта из шерсти, середина XIX в.

 

Верхняя мужская и женская одежда мало отличались. Свиту шили из валяного сукна, кожух – из овчины.

– У каждого региона Беларуси были свои особенности костюмов?

– Конечно! У нас шесть регионов. Витебщина примыкает к России, западные регионы – к Польше, Литве, южные – к Украине. Оттуда и заимствовали часть элементов еще со времен Великого княжества Литовского. К нам перешла и украинская плахта, у каждой мастерицы был свой узор. Чисто этнически белорусское сохранили центральные регионы, например, наши плиссированные юбки с полосками орнамента.

04

С Михаилом Романюком на открытии его первой персональной выставки по народному костюму в Национальном художественном музее, 1996 год.

 

Михаил Романюк в 1996-м (это был последний год его жизни) организовал свою первую выставку, посвященную белорусскому костюму. Она проходила в Национальном художественном музее.

05

Там была впервые представлена карта региональных костюмов. Ее Михаил Федорович создал вместе с супругой Натальей Соколовой, архитектором по образованию.

Знаю, что готовится к изданию ваша книга «История белорусской моды». Когда она увидит свет и какие тайны модного мира приоткроет читателям?

– Книга выйдет в январе 2016 г. и будет представлена публике на Международной книжной ярмарке. Идею написать ее вынашивала не один год. Работа заняла немало времени, нужно было собрать материал, обработать его, обобщить научные наблюдения. Я защитила диссертацию по теме «Становление и развитие дизайна одежды в Беларуси 1950–1990 годов». А в течение 2012–2013 гг. вместе с коллегами из Белорусской государственной академии искусств и Белорусского центра моды (БЦМ) трудилась над новым проектом. Мы создали первые в истории белорусского искусствоведения мультимедийные галереи «История белорусской моды» и «Персоналии современной белорусской моды». Этот проект и лег в основу книги. Я благодарна ректору БГАИ Михаилу Григорьевичу Борозне за поддержку. Вуз заключил договор с издательством «Мастацкая лiтаратура». Оформлением книги занимается наш преподаватель график, дизайнер Владимир Лукашик.

– Галина Яковлевна, были ли какие-то особенности, которые отличали модную минчанку середины прошлого века, допустим, от модной москвички или киевлянки?

– Минчанки всегда имели свой стиль, кураж! В 1948 г. открылся Минский Дом моделей (впоследствии Белорусский центр моды). Его главным художественным руководителем стала Альбина Гадицкая-Цвирко. Обладая очень хорошим вкусом и большим желанием, она стала основателем белорусской моды. Вместе с дизайнером Раисой Виткиной они создавали имидж белорусских женщин, учитывая европейские модные тенденции. Несмотря на железный занавес, зарубежные журналы мод, платья и костюмы все же попадали в СССР. Все это внимательно изучалось. Во времена Советского Союза было три ведущих дома моделей – московский, ташкентский и минский. Первый большой успех минчанам принесла коллекция художника Инны Булгаковой, представленная в 1967 г. на Международном фестивале мод в Москве и на Всемирной выставке в Японии.

06

Художники Белорусского центра моды, 1987 г. (Галина Мешкова – в центре)

 

Когда я пришла работать в центр моды, там размещались около трех десятков художников, которые трудились на всю индустрию легкой промышленности республики. Каждый из нас курировал 1–2 предприятия. Я, например, конструировала спортивные куртки из болоньи для фабрик Гродно и Бреста. Фасоны были максимально простые: прямые линии, минимум строчек. Молнии тогда были в дефиците, поэтому использовали только пуговицы, но и те было сложно подобрать в тон ткани.

– Героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара отправилась покорять Ретта Батлера не в лучшие для ее семьи времена в платье, сшитом из портьер. А на какие ухищрения приходилось идти вам и другим советским модницам в эпоху дефицита?

– О, мы шили юбки из платков и пледов! Художников БЦМ регулярно приглашали в Москву на методические семинары по направлению моды в Общественный дом моделей. В свободное время мы обходили столичные магазины. Покупали павлопосадские платки, они тогда не были дорогими, шили из них роскошные плиссированные юбки. В дело шли и тонкие шерстяные пледы с бахромой. Помню, купила в Москве белую блузку, шелковый темно-зеленый мужской галстук брошь из ткани с миниатюрными розочками. Роскошный получился наряд!

– А вас в мир моды каким ветром занесло? Помните свой первый дизайнерский эксперимент?

– Мама работала медсестрой, но окончила курсы кройки и шитья. Шила мне маленькой платья. А я наблюдала за ней, мастерила куклам наряды из марли. Детские сады в те времена на лето вывозили на дачу. Малышей коротко стригли, чтобы предупредить педикулез. Мне было пять лет, и я очень расстроилась из-за того, что пришлось расстаться с кудрями. Настроение не улучшила и новая соломенная шляпка, которую купила мама. Не понравилась она мне. Тогда я с разрешения мамы взяла ножницы, черные нитки, иголку, отрезала у шляпки поля, сделала из них бант и пришила его черными нитками. Мама была в шоке: «Галочка, что ты наделала?» «Я ту шляпку носить не буду, мне нравится эта – с бантиком!» – заявила я и надела свой шедевр. В этой шляпе мама и повела меня к автобусу. Шить мне всегда нравилось, поэтому с выбором профессии определилась сразу. Окончила технологический техникум, затем Белорусский театрально-художественный институт. Более 20 лет проработала в Белорусском центре моды.

– Насколько национальный костюм интерпретируется нашими дизайнерами в современной одежде?

– Отмечу, что художники БЦМ всегда использовали в своих моделях детали белорусского национального костюма, его декор. Дизайнеры создавали уникальные авторские модели: лен комбинировали с шифоном, шерстью, джинсовой тканью, украшали вязанием, вышивкой.

09

Китайские и белорусские манекенщицы на показе моделей в Китае, 1994 г.

 

Начиная с 1970-х, наши модельеры не раз выезжали за границу, побывали в Польше, Германии, Франции, Японии, Китае, Индии, Болгарии, Канаде и других странах.

Конечно, в чистом виде аутентичные мотивы не применяются. Студенты нашей академии – будущие дизайнеры по костюму проходят на первом курсе практику в Институте этнографии и фольклора Национальной академии наук. Они должны зарисовать 10 представленных там ансамблей одежды и на их основе создать свою коллекцию. Тактично учим молодежь, как работать с этническим материалом, преломлять его в современной моде. Идет глобализация мира, важно сохранить самобытность, в том числе и в одежде. Традиционно в Минске в апреле и ноябре проводятся Недели белорусской моды. Автор проекта и его руководитель с 2010 г. Янина Гончарова. Осенью 2014-го на этом модном форуме лейтмотивом конкурса молодых дизайнеров было «Я люблю Беларусь».

– Минувшим летом стала случайным свидетелем съемок в Минске фильма о Регине Збарской – легендарной советской манекенщице, трагическая судьба которой полна загадок, не перестающих волновать историков моды и по сей день. Кинотеатр «Победа» тогда «загримировали» под московский Дом мод. Там снимали сцену знаменитого приезда Кристиана Диора в Москву. А были ли в вашей жизни встречи с иконами стиля мирового уровня?

– С известным российским кутюрье Вячеславом Зайцевым я познакомилась, когда он приезжал на «Славянский базар». Когда мы организовывали Минский театр моды, то за советами несколько раз обращались к Зайцеву. Чтобы научиться рисовать, нужно набросать сто эскизов в день, говорил мэтр. Его слова всегда привожу студентам. Вячеслав Михайлович не раз приглашал меня с коллегами на свои показы.

02

На конкурсе модельеров-дизайнеров и республиканских агентств моделей «Белая амфора» мы встретились с историком моды Александром Васильевым, с которым до сих пор поддерживаем дружеские отношения.

03

Пьер Карден в Хатыни во время визита в Беларусь

 

Мне довелось познакомиться и с легендарным Пьером Карденом, когда он приезжал в Минск в 1989 г. Тогда в Белорусском центре моды состоялись пять показов его авторских коллекций. Пьер Карден привез в Минск более сотни комплектов и шляпок. Заставил обить подиум и помещение, где висели наряды, белым льном. У входа все разувались, Карден сам ходил в носках! Такое вот бережное отношение к труду тех, кто создал коллекцию. К каждому наряду была обувь двух размеров. Колготок – два чемодана! Билеты на показы коллекций мэтра были разобраны в первый же день. Карден провел и круглый стол с художниками БЦМ. Каждый из нас представил гуру модного мира свои эскизы. «Столько линий! – восклицал тогда дизайнер. – Мне бы одного эскиза хватило, чтобы сделать целую коллекцию. Ваш потенциал безграничен, в Беларуси живут талантливые люди».

Сама постоянно напоминаю студентам: усидчивость сделает вас настоящими дизайнерами. Одного таланта мало. Назову несколько имен успешных молодых белорусских модельеров. Это Карина Галстян, Ольга Самощенко, Людмила Лобкова, Анна Драгоценная, Анастасия Воронович, Валентина Неборская…

– Можно ли назвать белорусов модной нацией?

– Конечно! Наши предки любили и умели красиво одеваться. И у нас, их потомков, есть для этого хорошие возможности. Дизайнеры многих белорусских фабрик внимательно следят за модными тенденциями. Наша «Элема», например, выпускает прекрасные изделия. Сейчас креативным директором фабрики назначен Иван Айплатов. Надеюсь, он внесет свежую струю в белорусскую моду.

– Одна из фирм недавно выпустила белье, украшенное элементами белорусского орнамента. На ваш взгляд, это тактично?

– Мне такое белье кажется более симпатичным, нежели трусики с изображением узнаваемого зайчика. Украшенное принтами традиционных белорусских символов, обозначающих понятия «женщина», «мужчина», «плодовитость», оно в какой-то степени будет служить оберегом.

 мода весна 2015

– Пришла весна, хочется обновить гардероб. Каковы тенденции этого сезона?

– Женственность и яркость – основные тренды 2015-го. Этой весной в фаворе натуральные ткани. Палитра яркая, цвета сочные – лазурный, алый, коралловый, небесный, мятный. Но не сдают позиций белый и розовый, черный – это вечная классика.

Популярностью будут пользоваться свободные фасоны, летящие ткани, спасительная асимметрия и многослойность. Такой набор легко скроет изъяны силуэта и подчеркнет достоинства. Расставить акценты и завершить образ помогут аксессуары.

– Что сами предпочитаете – юбку или брюки?

– Раньше любила брючные ансамбли. Они организуют, придают динамичность и деловитость. Сейчас люблю юбки. Хотя недавно купила три пары брюк, сейчас довожу их до ума. Мне нравятся яркие краски. В молодости два года прожила в Алжире – муж работал переводчиком в посольстве.

Окунулась в совершено другой мир. Помню, вылет был из Москвы 23 февраля, там мела вьюга. А я в легком красном пальто, сапожках на шпильках… Алжир же встретил горячими объятиями. Из аэропорта ехали в машине с открытым верхом. Мы мчались по серпантину. Такая красота вокруг: лазурное небо, бирюзовое море, белые домики с черепичными крышами, пальмы, цветущие мандариновые деревья… В те годы в Алжире еще сохранились французские модные магазины. Запомнились и шумные базары, аромат кофе, сваренного на углях… Словом, пестрая Африка удивительным образом переплеталась с утонченной Европой. Я сохранила любовь к Алжиру и ярким краскам на всю жизнь.

Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ, из архива Галины Мешковой, книги М.Ф. Романюка «Белорусская народная одежда», с сайта klub-drug.ru

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Картина эпохи застоя о цинизме и жестокости молодежи. Как снимали фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

Пьеса, по которой снимали эту картину, попала под советскую цензуру, и сценарий пролежал на полке долгих пять лет. Однако фильм «Дорогая Елена Сергеевна» в итоге сняли всего за 22 дня. Почему Эльдар Рязанов считал эту картину неудачной и зачем во время съемок бросал стулья в юных артистов — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

e55a824e734a547b125a5d7d70d460f2

О чем кино

Четверо учеников 10 «Б» класса пришли домой к учителю математики Елене Сергеевне, чтобы поздравить ее с днем рождения. Подарили цветы, презенты. Однако выясняется, что истинная цель школьников — выкрасть ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Ребята хотели заменить их на аналогичные без ошибок.

События развиваются так, что каждый из непрошеных гостей проявляет темную сторону своей души.

Добиваясь экранизации

В конце 1970-х молодой драматург Людмила Разумовская училась на Высших театральных курсах при ГИТИСе. Внезапно она получила заказ от Министерства культуры СССР — написать пьесу о трудных подростках. Так родилось произведение «Дорогая Елена Сергеевна». Профессионализм дебютантки оценили, а вот работу не одобрили. Однако в 1981 году пьесу поставили в Таллине и ленинградском «Ленкоме». Началась цепная реакция — более 20 театров Союза перенесли ее на сцену.

Кинорежиссер Э. Рязанов давно хотел снять что-то остросоциальное. Узнал о произведении Разумовской, прочел. Приятели, которым постановщик доверял, отговаривали браться за материал: мол, не его жанр. Но решительно настроенный Эльдар Александрович позвонил Людмиле. Они условились создать сценарий. Сделали это вместе.

Осенью 1982-го Рязанов принес директору «Мосфильма» Николаю Сизову готовую литературную основу ленты. К 9 ноября он ознакомился с произведением и вызвал к себе постановщика. Здесь нужно сказать, что в прошлом Николай Трофимович возглавлял Управление внутренних дел — охраны общественного порядка исполкома Мосгорсовета. Генерал в отставке сказал: «Нас всех посадят, но мы будем снимать это кино!»

aa3dd2b9 3e9b 5ce8 81d8 60e47b39d1f5

Назавтра стало известно о смерти генсека Леонида Брежнева. Вопрос о том, какой будет внутренняя политика при сменившем его на посту главы государства Юрии Андропове, оставался неясным. С постановкой решили повременить. В театрах же пьеса продолжала идти с успехом.

Тем не менее в 1983-м на ее премьере в Уфе побывал первый секретарь местного обкома партии. Он испытал шок от увиденного. На следующее утро позвонил в ЦК КПСС. Сложно поверить, но вопрос о произведении рассматривали на заседании Политбюро. Спектакли запретили. Об экранизации не могло быть и речи. Табу сняли лишь в 1987 году. Тогда режиссер вернулся к задумке и достал сценарий с полки.

Юные звезды

Марина Неёлова безоговорочно согласилась на роль Елены Сергеевны.

Молодых людей, способных сыграть учеников, искали в театральных вузах. Но не всякого студента можно выдать за школяра. Тогда ассистенты пошли в школы с театральным уклоном. В одной из таких — при Московском молодежном театре «На Красной Пресне» — их внимание привлекли десятиклассники Наталья Щукина и Дмитрий Марьянов. Ребята уже снимались в эпизодах. Рязанов утвердил их на роли Ляли и Паши.

Долго не размышляли над тем, кто сыграет Витьку Шевченко. Пригласили 18-летнего Фёдора Дунаевского, только что получившего широкую известность после картины Карена Шахназарова «Курьер».

Имело место одно исключение. Роль заводилы Володи доверили 21-летнему танцовщику Большого театра СССР Андрею Тихомирнову. Пусть он и был высоким, однако выглядел младше своего возраста, говорил слегка робким голосом. Подобное в кино не беда. В кадре его озвучил Олег Меньшиков.

По традиции Эльдар Александрович сыграл в эпизоде собственной ленты. Он перевоплотился в соседа, которого раздражала громкая музыка.

b506f54b6e15a764521cd1fa79079db4

Тяжелый период

Квартиру Елены Сергеевны выстроили в павильоне «Мосфильма». Чтобы избежать театральной статичности, определенные сцены снимали на крыше дома, с которой видна панорама ночной Белокаменной. Вступительный эпизод с купанием героев в озере запечатлели на Удальцовских прудах столицы. Ребятам требовалось изображать изнеможение от жары. Происходило это в октябре, а сама осень выдалась холодной. Температура воды составляла не более +7 °C. Массовка, приглашенная из «Общества моржей», чувствовала себя превосходно, плескалась. А вот школьники посинели. Марьянов заявил: если ему не нальют водки, он нырять не станет. Учитывая несовершеннолетний возраст, Рязанов разрешил лишь растереть спиртным юных артистов. В итоге, чтобы исполнители не слегли с воспалением легких, крупные планы барахтанья в воде позже досняли в бассейне спорткомплекса «Олимпийский».

Любопытно, что режиссер уделял внимание всему, в том числе одежде героев. Он лично попросил студента ВГИКа из Танзании одолжить на время модные клетчатые штаны для героя Ф. Дунаевского!

На съемки потребовалось всего 22 дня. Тем не менее они стали каторгой для Эльдара Александровича. Он привык взаимодействовать с артистами другого уровня, которые относятся к нему с пиететом. А молодые люди часто подвергали осмеянию все, что говорил мастер. Хихикали при читке реплик. Причина в том, что за восемь лет с момента написания пьесы молодежный сленг очень изменился. Школьники второй половины 1980-х не говорили так, как было в сценарии. Тексты казались им искусственными. На просьбы попробовать пересказать написанное собственными словами юные исполнители реагировали тяжело, не умели с ходу импровизировать. Рязанов выходил из себя, по словам Ф. Дунаевского, бросался стульями, а на следующий день извинялся. Кричал, что не может работать с этими чудовищами. Позже, когда остыл, все проанализировал и понял: перенес на артистов свое отношение к наглым и разнузданным персонажам.

2 10

Закончилось тем, что общался с ними через парламентера — второго режиссера Евгения Цымбала.

Премьера ленты состоялась в Москве в апреле 1988-го. Зрителей увиденное шокировало. В прессе писали о неблагополучном поколении, цинизме молодежи. Картина с успехом прошла в Японии, Китае, ФРГ и других странах Европы. Эльдар Александрович же считал этот фильм неудачным. По его признанию, впервые после окончания работы над лентой ему не хотелось жить. Впрочем, если бы кино вышло в начале 1980-х, оно вызвало бы гораздо больший резонанс. Но именно в 1988-м на экранах появились остросоциальная картина «Маленькая Вера», белорусский фильм Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино», что снизило остроту режиссерского высказывания Рязанова. Поскольку в ту пору был десятиклассником, помню, что говорили ровесники о фильме: «Киношники перегнули с жестокостью. Маловероятная история».

Еще материалы рубрики:

Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия

Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов

Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

Сильный ветер и снег ожидаются в Беларуси 16 декабря

В понедельник, 16 декабря, на большей части территории республики синоптики обещают усиление юго-западного и западного ветра. В отдельных районах его порывы достигнут 25-26 м/с, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 14-16 декабря 2024 годаПрогноз погоды в Беларуси на 14-16 декабря 2024 года

Временами предвещаются осадки: снег и дождь. Ночью и утром местами ожидаются слабые метель и гололед, на отдельных участках дорог будет гололедица.

Ночью в стране похолодает до –3… +3 °С. Днем воздух прогреется до +2 °С… +10 °С. При этом в Бресте ожидается +8… +10 °С, в Гродно — от +7 до +9 °С, в Минске +4… +6 °С, в Витебске, Могилёве и Гомеле — от +3 до +5 °С.