Что такое защитное предписание, и может ли оно защитить от абьюзера или дебошира
Львиная доля обращений в милицию — это жалобы на семейных скандалистов. По статистике, в роли абьюзеров (те, кто применяет насилие в отношении другого человека) чаще выступают мужчины. При этом агрессия тиранов не всегда выливается в побои — все чаще жертв унижают, шантажируют, подключаются угрозы. О том, какие меры применяются к таким нарушителям, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал в Заводском РУВД столицы во время приема граждан участковым инспектором милиции Андреем Крищеновичем.
Одним из посетителей городского отдела милиции (ГОМ) в микрорайоне Шабаны оказался местный житель Евгений. Три недели назад ему вручили защитное предписание — документ, который из-за пьяных разборок с супругой запрещал мужчине проживать с ней на одной жилплощади ровно 15 дней. Более того, нарушителю семейного спокойствия нельзя было даже общаться с пострадавшей.
Однако срок ограничения истек.
— Добрый вечер, Андрей Николаевич, помогите, пожалуйста, попасть в квартиру, — с порога начал, видимо, уже образумившийся посетитель.
Участковый догадался, в чем дело, и сразу предложил Евгению вместе пойти к нему домой (благо, время приема граждан подошло к концу). По дороге инспектор рассказал, что заявитель уже не в первый раз обращается с такой просьбой. Ему раньше выносили защитное предписание. И когда пришло время возвращаться, мужчина не смог открыть дверь — жена сменила замки.
— Почему я должна его пускать? Ему запрещено сюда заходить, есть соответствующая бумага! — открыла дверь возмущенная женщина.
— Елена Михайловна, срок документа истек, а ваш супруг зарегистрирован в этой квартире — имеет право здесь проживать. Он же не приходил к вам во время запрета?
— Нет, но поймите, за две недели я сделала ремонт в комнате, где он жил! Была уверена, что он больше не вернется! А вдруг он опять тут начнет устраивать скандалы? — не унималась расстроенная хозяйка.
— Да не буду я ничего устраивать! Хватило мне скитаний! — с покаянием в голосе заверил Евгений.
— Елена Михайловна, вы обязаны его впустить, а если возникнет конфликт, звоните — номер моего мобильного у вас есть, я всегда на связи, — предложил участковый.
Возвращаясь в ГОМ, А. Крищенович сказал, что эта пара — пример того, когда путают насилие с любовью и не решаются расстаться. Более того, многие потерпевшие, вызвав милицию, отказываются писать заявление: кому-то жалко становится агрессора, а кого-то пугает возможная месть сожителя. В общем, пострадавшие хотят, чтобы пришел милиционер, «погрозил тирану пальцем» и ушел. Но так не бывает — сотрудникам приходилось бы несколько раз за смену выбывать в одну и ту же квартиру.
— Участковые активно используют защитное предписание в противодействии домашнему насилию. Установленные документом ограничения хотя бы на время не дают семейным скандалистам развязать руки или проявить другое (не физическое) насилие, — резюмировал инспектор.
Напоминаем, что по средам в общественных пунктах охраны правопорядка г. Минска с 17:00 до 20:00 ведут прием граждан участковые инспекторы милиции. Желающие могут обратиться к ним по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел.
Немного о защитном предписании
Документ выносится уполномоченным должностным лицом ОВД с письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего на срок от трех до тридцати суток.
Получив его, нарушителю запрещается пытаться выяснить место пребывания жертвы, если она находится в неизвестном агрессору месте; посещать места нахождения пострадавшей; общаться с ней, в том числе по телефону или в интернете; распоряжаться общей собственностью.
Но самое главное — предписание предусматривает временное выселение агрессора из общего с пострадавшим жилого помещения.