Центробанк России снизил ключевую ставку. Как это может отразиться на белорусском валютном рынке
В прошлую пятницу, 6 июня, Центральный Банк России принял решение о первом за три года понижении ключевой ставки. Основной параметр монетарной политики уменьшился на 1 % — до 20 %. Каким может быть продолжение этой истории, как это отразится на белорусском валютном рынке — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В силу глубокой интеграции белорусской и российской экономик, связь между курсообразованием на российском и национальном валютном рынках почти стопроцентная. Рост или снижение обменного курса российского рубля по отношению к основным иностранным валютам практически всегда отзывается аналогичными изменениями на белорусском валютном рынке. В целом это достаточно понятный и реалистичный процесс в силу, повторимся, широкой интеграции наших экономик. Товарообмен, взаимные платежи и расчеты в национальных валютах, особенно в условиях санкционного давления, — все это существенно упрощает движение материальных товаров, услуг и капитала между Беларусью и Россией.
Таким образом, вполне объяснимо, что изменение параметров денежно-кредитной политики в российской финансовой системе не пройдет незаметно для белорусского валютного рынка. А какие изменения могут последовать на российском рынке после изменения ключевой ставки? Для начала попробуем разобраться в особенностях нынешней величины основного параметра.
Ключевая ставка Банка России (в монетарной системе Нацбанка Беларуси аналог — ставка рефинансирования) — основной инструмент денежно-кредитной политики национального регулятора. Путем изменений ставки (решение принимается Советом директоров восемь раз в год) Центробанк настраивает финансовый рынок, делая ликвидность дорогой или дешевой. Таким образом, дорогие деньги мотивируют их владельцев к сбережению, и эти средства чаще всего уходят из экономики на депозиты или в облигации. Потребительский спрос снижается, экономика охлаждается, цены (читай инфляция) снижаются.
И наоборот. Для разогрева экономики центробанки снижают ставку, деньги делаются более доступными и потребление растет. Экономика и спрос разогревается, цены идут вверх. Это упрощенная схема действия регуляторов по всему миру на национальные экономики путем изменения процентной ставки.
Целевая величина в развитых и развивающихся странах немного отличается. Но поскольку в рамках монетарного регулирования центробанки отвечают за инфляционные процессы, они разогревают или замедляют национальные экономики путем повышения или снижения процентной ставки.
В Российской Федерации после начала СВО инфляционные процессы круто пошли вверх, и Центробанк этой страны вынужден был повысить ключевую ставку с 7,5 % в конце 2022 года до 21 % в октябре 2024 года.
Такая высокая ставка привела к максимальным за последние годы высотам на кредитном и депозитном рынке России. Предложения коммерческих банков по рублевым кредитам сегодня достигают 30 % годовых. При этом, в силу прочих обстоятельств, вот уже полгода укрепляется обменный курс российского рубля, который с начала года, например, к доллару, усилился почти на 30 %. Таким образом, совокупная доходность рублевых активов лидирует на мировом финансовом рынке.
Но высокие ставки все-таки сработали на потребительском рынке, и вот уже экономика России находится в стадии замедления. Например, в 2025 году существенно сократился объем продаж на российском авторынке, который всегда и везде очень индикативен. Причем продажи упали во всех сегментах — отечественные и импортные автомобили, новые и б/у авто. Сокращается также объем продаж жилой недвижимости независимо от нового или вторичного рынка.
Соответственно, уровень инфляции в России снизился до 10,23 % в годовом исчислении по итогам апреля. При этом, Центробанк ориентируется и на инфляционные ожидания населения и производителей, которые пока остаются на уровнях около 13 % годовых.
Совокупность этих обстоятельств позволила Банку России на последнем заседании 6 июня пойти на первое после трехлетнего режима высоких ставок понижение ключевого параметра. Но этот шаг на 1 % носит, скорее всего, символическое значение.
Дело в том, что текущие 20 % остаются достаточно высокими. Кредитный и депозитный рынок это пока не впечатлило, ставки коммерческих банков остаются на максимумах последних лет. Кроме того, на формирование обменного курса рубля влияет еще ряд факторов, ключевая ставка к которым имеет отдаленное отношение.
В первую очередь — это баланс спроса и предложения иностранной валюты на финансовом рынке. В России, в частности, продлено действие закона об обязательной продаже иностранной валюты рядом экспортеров. Предложение валюты на внутреннем рынке стабильно, и оно не снижается. А вот спрос на эту валюту никакой. Сбережения предпочитают хранить в рублях (высокая ставка — отличные депозиты, см. выше). Расчеты также удобнее вести в национальных валютах — ни санкций, ни дополнительных издержек. Заграничный туризм ограничен для россиян. А куда можно поехать-долететь — работают рублевые карты. И вот кому и зачем она нужна, эта валюта?
Таким образом, нынешнее первое понижение ключевой ставки практически осталось незамеченным для внутреннего валютного рынка, обменный курс рубля остается около текущих значений последних месяцев. Может ли что-то повлиять на него в ту или иную сторону? Нельзя сказать, что нет, но для этого должны измениться правила игры, которые сложились в последнее время на российском и белорусском рынке. Пока этого не произойдет — доллар останется около трех рублей.
Читайте также:
- Почему доллар не смог пробить отметку 3 рубля. Тайны и перспективы валютного рынка
- Финансовый аналитик: ослабление рубля ставится на паузу
- Президент назвал приоритеты для банковско-финансовой системы
- Золото и серебро бьют рекорды, а рубль держит удар. Каким станет сентябрь для финансового рынка
- Финансовый шторм приближается: почему вслед за США и Россией Беларусь ждет валютная встряска
Смотрите также:
