Цифровизация улучшает качество услуг ЖКХ. Какие технологии используются
Зачем ЖКХ облачные технологии и как цифровизация помогает повышать качество услуг, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
— К сотрудничеству с коммунальщиками мы пришли 2–3 года назад, — рассказывает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании «Белорусские облачные технологии» (beCloud) Андрей Агеенко. — В сфере ЖКХ необходимо постоянно собирать и обрабатывать большие объемы информации. Как минимум со счетчиков воды, тепла, электроэнергии, которые есть в квартирах белорусов. Автоматизировав этот процесс, можно избежать рисков, связанных с человеческим фактором, и сэкономить как временные, так и рабочие ресурсы. Например, сегодня уже более 50 тысяч индивидуальных приборов учета воды в автоматическом режиме передают сведения на нашу облачную платформу. Владельцам жилья не приходится сообщать показания счетчиков, а сотрудники ЖКХ оперативно получают доступ к собранной, обработанной и систематизированной информации.
Плюс первый — оперативное устранение проблем
— Услугу «Сбор, хранение и обработка телеметрических данных» для предприятий ЖКХ столицы мы запустили в апреле 2020 года, — продолжает разговор начальник отдела продаж beCloud Анатолий Глуховский. — Помимо сбора сведений с приборов учета она позволяет эффективнее отрабатывать заявки от жильцов. К примеру, человек звонит по номеру 115 и говорит: «У меня батареи не греют». Сотрудники ЖКХ в специальной программе на своем компьютере смотрят показатели по нужному дому (температурные характеристики, расход теплоносителя и тому подобное) и в зависимости от «просевших» позиций понимают, какого специалиста отправлять на место для устранения проблемы. Либо наладчика, чтобы отрегулировать параметры температуры, либо мастера, который, условно говоря, поменяет или перекроет конкретный вентиль, и всё заработает как надо. Если же неполадки возникли не в конкретном доме, а на ЦТП или котельной — направит сведения в теплоснабжающую организацию. Благодаря цифровизации ЖКХ существенно экономит время, средства, человеческие ресурсы на диагностику и обслуживание своих сетей. А жильцы получают комфорт во взаимодействии и быстрое устранение возникших проблем.
Кроме того, используя эту услугу, можно проводить мониторинг, оперативно отслеживая малейшие сбои в работе инженерных систем. Программный продукт в режиме реального времени предоставляет информацию, сколько жилой дом потребляет тепла, сколько градусов подача и обратка, есть ли сбои, количество отработанных часов и прочее.
Плюс второй — контроль за расходом ресурcов
Анатолий Глуховский отмечает, что цифровизация дает возможность любым ресурсоснабжающим организациям подводить ежемесячный баланс и контролировать реальный расход ресурсов. Возьмем, к примеру, «Водоканал». Ему нужно подбить итоги поставок в последний день месяца. Но один потребитель подал сведения за расход воды 20-го числа, другой — 25-го и так далее. Соответственно, первый рассчитается за 20 дней, второй — за 25. Тем не менее оба продолжат пользоваться услугой до 30-го (31-го) числа. И сколько за оставшийся период утечет воды, зафиксируют уже только в следующем месяце. Возникает дисбаланс учета расходов. В такой ситуации «Водоканал» по отчетам видит, что, условно говоря, он поставил 1 000 кубов воды. Но сколько потребили на самом деле — непонятно. Возможно, жильцы использовали 900 кубометров, а 100 потерялось на протечках. Всё это сильно удорожает себестоимость услуг ЖКХ. Реальную ситуацию покажет только четкий срез по всем квартирным счетчикам в последний день месяца. И облачные технологии дают такую возможность, предоставляя информацию автоматически. Тогда снабжающая организация видит ясную картину: вся ли вода дошла до потребителя без потерь, были ли протечки или нелегальное подключение к сетям.
Плюс третий — энергосбережение
Цифровизация позволяет решать и очень актуальную на сегодня проблему энергосбережения. Использование специально разработанных для ЖКХ программных продуктов на базе облачных технологий поможет оценивать тепловой баланс одинакового типа домов на основе автоматического отслеживания параметров. К примеру, одно здание потребляет 100 гигакалорий в месяц, а другое — всего 35, и его показатель энергетического баланса соответствует типовому. Значит, в первом доме постоянные утечки воды или тепла, он нуждается в оперативном осмотре, уходе, возможно, тепловой реабилитации и так далее. В перспективе энергетический баланс домов одного типа будет сравниваться автоматически. Нецелевые потери тепла быстро обнаружат и устранят, а жильцам не придется платить за отопление улицы.
Андрей Агеенко:
— Перевод процессов на цифру требует времени и взаимной заинтересованности представителей отрасли и поставщика IТ-решения. Уже сегодня beСloud дает ЖКХ готовый продукт, использование которого будет повышать эффективность жилищно-коммунального хозяйства. А значит, улучшать жизнь минчан.
Анатолий Глуховский:
— Рано или поздно в нашей стране выйдут на 100-процентную оплату ЖКХ. Уже сейчас собственники жилых помещений очень ревностно относятся к качеству и объемам поставляемых им коммунальных услуг. В столичном ЖКХ понимают, что повысить эффективность своей работы они смогут в том числе с нашей помощью.