«Цифровой след остается всегда». Судьи со студентами юрфака БГУ обсудили риски в молодежной среде
В зале президиума Мингорсуда прошла встреча руководителей городского и районных судов со студентами юридического факультета Белорусского государственного университета, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
После экскурсии по зданию Мингорсуда состоялся круглый стол — вместе с руководителями городского и районных судов студенты обсудили тему «Молодежная среда. Риски и уязвимость». Как отметила председатель Минского городского суда Татьяна Тупик, такая тема была выбрана неслучайно: молодые люди в силу своих социальных особенностей и отсутствия жизненного опыта способны к быстрым переменам во взглядах, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону. А студенческая среда отличается еще и сверхбыстрой адаптационной способностью к внешним событиям.
Будущие юристы заранее подготовили волнующие их вопросы. Большое внимание уделили обсуждению темы преступлений и правонарушений, которые совершаются в сфере высоких технологий, а также особенностям судопроизводства по таким делам.
— Безусловно, дела, связанные с информационными технологиями, имеют свою специфику, обусловленную необходимостью исследования и проверки новых видов доказательств, — рассказывает председатель судебной коллегии по уголовным делам Минского городского суда Дмитрий Супрун. — Например, ранее мобильные телефоны использовались при поиске доказательств по делам лишь как средство общения, позволяющее с помощью биллинга определить примерное местонахождение обвиняемого в определенный момент. В настоящее же время смартфоны стали полноценными средствами преступлений.
Современное программное обеспечение значительно упрощает совершение того или иного злодеяния, но при этом служит и источником доказательств в дальнейшем, ведь полную анонимность не может гарантировать ни одно приложение. Цифровой след в любом случае остается, и для правоохранителей важно умело его использовать.
В этой связи говорить о том, что дела, связанные с использованием информационных технологий, являются сложнодоказуемыми, не приходится. Да, есть определенные трудности с установлением так называемого «мозгового центра» — например, руководителей организованной группы, которые, как правило, проживают за границей, в государствах, не имеющих международных договорных отношений с Беларусью. Но это не значит, что преступление не будет раскрыто.
Также было отмечено, что молодых людей по-прежнему массово вовлекают в незаконный оборот запрещенных веществ. В 2024 году судами рассмотрено 476 таких уголовных дел (в 2023-м — 512), из которых 100 (120) — в отношении молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, 92 (108) — в возрасте от 25 до 29 лет. Настороженность вызывает рост наркопреступлений, совершенных подростками: в возрасте 14–15 лет их количество выросло с 3 до 5, от 16 до 17 лет — с 11 до 18.
— Основная их мотивация — желание заработать, — продолжает Д. Супрун. — Наркоторговцы уверяют, что предлагаемая ими работа безопасна. И молодые люди верят в это, полагая, что попадаются лишь неудачники. Но они даже не подозревают, что в будущем не смогут просто так прекратить противоправную деятельность — в этом бизнесе есть свои механизмы по удержанию «кадров». Во-первых, это залог. Ни одному вновь принятому курьеру вещество не дадут просто так. Сначала он делает закладки с муляжом — сахар, мука. Если себя хорошо проявит — ему предложат внести залог, и только после этого доверят пробную партию товара.
Наркоторговцы — тонкие психологи, они не выплачивают обещанные деньги. Мы читаем уголовные дела и видим переписку обвиняемых с ними: молодых людей попросту обводят вокруг пальца. Им переводят определенные суммы, но они минимальны, чтобы подросток продолжал работать.
Второй механизм воздействия — «спортики». Раскладывая «товар», курьер не знает, дошел ли тот до потребителя. Руководитель группы всегда может написать: «Работа выполнена плохо, зарплату не получишь». Если же подросток захочет уйти, ему начнут угрожать: «Работай, иначе к тебе придут специально обученные люди, и разговор будет иной. Твои данные у нас есть». Ребята продолжают делать закладки, пока их не задержат.
Необходимо помнить, что полной анонимности в Сети, как и в нашей публичной жизни, быть не может!
Студентов интересовал и Кодекс гражданского судопроизводства, который определит порядок рассмотрения гражданских и экономических дел. Он вступит в силу с 1 января 2026 года.
— Принятие этого кодекса — инновация судопроизводства, — говорит заместитель председателя суда Фрунзенского района Николай Богомяков. — Он содержит принципиально новые институты, которых ранее не было в отечественном судопроизводстве. Так, к примеру, одним из них является производство по коллективному исковому заявлению граждан либо организаций. При этом каждому из истцов не обязательно ходить в суд: можно назначить уполномоченное лицо, которое будет действовать от имени группы без доверенности на основании заявлений о присоединении к коллективному исковому заявлению.
Также КГС предусматривает абсолютно новый вид гражданского судопроизводства — упрощенное производство, суть которого заключается в возможности рассмотрения дела по письменным материалам без проведения судебного заседания и вызова сторон с сокращенными сроками разрешения дела. В таком порядке будут рассматриваться дела по искам о взыскании денежных средств или об истребовании имущества.
Будет унифицирован и порядок обжалования судебных постановлений:
КГС предусматривает переход всех судов общей юрисдикции к пересмотру судебных постановлений в трех судебных инстанциях — в апелляционном, кассационном и надзорном производствах. Также впервые определены сроки предоставления доказательств, а в качестве процессуального документа может быть подан электронный документ.
Один из студентов задал весьма необычный вопрос: «Стоит ли опасаться внедрения искусственного интеллекта в юридическую сферу и судебную деятельность?»
— Опасаться исчезновения профессии юриста из-за развития современных технологий не стоит — лучше воспринимать их не как угрозу, а как новые возможности, — отвечает заместитель председателя суда Октябрьского района Дмитрий Карсюк. — Что касается судебной деятельности, то современные технологии, в том числе отдельные элементы искусственного интеллекта, используются судами и сегодня. В частности, функционирует Автоматизированная информационная система судов общей юрисдикции, которая обеспечивает автоматизацию многих организационных, методических и аналитических функций судов всех уровней. Используемые в ней программные комплексы позволяют формировать статистические отчеты, извлекать необходимую информацию из банка данных судебных решений, осуществлять ее поиск. Сегодня в этой системе содержится более 300 000 документов только по уголовным делам. Судья, разбирая правовую ситуацию, может обратиться к интеллектуальному поиску, задав необходимые параметры, по которым программа по результатам анализа большого объема данных по всей стране поможет найти судебную практику разрешения споров в соответствующей отрасли законодательства.
Однако, как справедливо отмечал председатель Верховного Суда Валентин Сукало, никакой искусственный интеллект не заменит человека. Как заложить в программу, например, переживания потерпевшего? При оценке конкретной ситуации судья учитывает не только сам факт выражения участниками эмоций, но и подсознательно воспринимает их характер, искренность. Такие мелкие детали в совокупности правильно способен оценить только человек. Поэтому внедряемые технологии призваны облегчить сам процесс правосудия, но не заменить его.
По словам Д. Карсюка, применение искусственного интеллекта в судопроизводстве возможно на отдельных подготовительных этапах для оптимизации работы судей, чтобы сократить затрачиваемое время на производство технических операций. В перспективе он мог бы анализировать поступающие документы на наличие в них всех необходимых реквизитов, считывать информацию, делать первичный анализ, но в любом случае решение должен принимать судья.
В завершение мероприятия Т. Тупик поинтересовалась предпочтениями студентов в выборе будущей профессии, а также отметила, что подобные встречи способствуют формированию у молодых людей законопослушного поведения и вырабатывают определенный иммунитет против противоправных мероприятий.
Фото предоставлены Минским городским судом