«Цвет влияет на настроение». Столичные школьники придумали способ, как повысить успеваемость
Успеваемость в 62-й школе повышают с помощью цвета. Такую идею предложили ученики 11-го класса. С ней ребята победили на 3-й республиканской научно-практической конференции «Мой первый шаг в науку». Администрация учебного заведения оформила коридоры и классы согласно рекомендациям учащихся. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» оценили креативный интерьер.
Цвета — в классы!
Проходим по ярким этажам. Желтый, оранжевый, зеленый, голубой, белый… В разных комбинациях краски обволакивают стены и, кажется, расцвечивают за окном пасмурный день. Ощущение, будто здесь в любую пору года царит лето. И совсем другое настроение на участке, где ремонт еще не завершили. Тут — затянувшееся ожидание весны…
Как же возник замысел? Научный руководитель участников конференции учитель биологии Виталий Адамкович практикует на занятиях мозговой штурм. Принимает любые идеи, даже те, что выходят за пределы предмета.
— Нас интересует не только биология. Важно все, чем увлекается ученик, — подчеркивает педагог. — Кому-то нравится физика, кому-то — психология. Мы можем объединить разные направления в каждой работе, также учитываем межпредметные связи.
Знакомимся с одним из авторов работы, победившей в секции «Биологические науки», ученицей 11 «А» класса Алиной Апарович. Кроме биологии девушка интересуется психологией и дизайном интерьера.
— Мне с детства нравится рассматривать, как оформлены стены в помещениях. Люблю ходить на выставки. Рисую, что придет в голову. Я много читала про влияние цвета на человека, — рассказывает одиннадцатиклассница.
Подготовка к научно-практической конференции помогла Алине окончательно определиться и с будущей профессией. Она будет поступать в БНТУ на специальность «дизайн промышленной среды».
Ее соавтор и одноклассник Данила Баразнов с удовольствием занимается биологией, несмотря на то что также усиленно изучает и физику с математикой. Говорит, не увлечься было невозможно, настолько хорошо учитель подавал материал.
— Заметил, что цвет одежды влияет на мое настроение. Яркие оттенки бодрят. Заинтересовало, а что будет, если раскрасить однотонные стены. Как мы будем чувствовать себя в такой обстановке?
Тема статьи, которую написали Алина и Данила, — «Цветовое оформление учреждения общего среднего образования с учетом влияния цвета в интерьере школы на настроение, поведение» охватывает не только биологию, но и психологию, физику, трудовое обучение.
— Мы изучили механизмы физиологического и психологического воздействия цвета, его влияние на работоспособность человека, пожелания учащихся, санитарно-эпидемиологические требования. В учреждениях образования цветовое оформление должно способствовать максимальному уровню концентрации внимания и хорошей работоспособности. Предложили свои рекомендации, — поясняет А. Апарович.
В 62-й школе к тому времени закончили основной этап ремонта и перешли к окрашиванию стен. Так что работа одиннадцатиклассников пригодилась. Директор Лариса Асанович поддержала предложения учащихся.
На биологической волне
Учитель биологии В. Адамкович уверен: любой ребенок талантлив. Ученика нужно увлечь — зажечь, как свечу, чтобы горел предметом.
— Дети приходят ко мне в 6-м классе. Программа и планирование уроков помогают раскрыть их способности, выявить склонности в той или иной сфере. Они занимаются экспериментальной деятельностью: проращивают фасоль, вегетативным способом размножают комнатные растения, ходят на экскурсии. Очень важно, когда ребенок что-то делает сам.
Под руководством Виталия школьники уже написали большое количество научных статей.
— Любознательность, способность мыслить не по шаблону, умение находить выход из нестандартных ситуаций, психологическая устойчивость — вот качества, которые я ценю в ребенке. Делаем упор на то, чтобы дети получали знания и возможность их использовать в повседневности. При подготовке к конференции ученик сам выбирает тему, самостоятельно работает и занимается исследовательской деятельностью во время каникул.
— По вашему мнению, за каждым способным учеником стоит талантливый педагог? — интересуюсь у преподавателя.
— Здесь все в комплексе — родители, школа и работа коллектива. Окружение влияет, — отвечает учитель.
Д. Баразнов продолжает мысль научного руководителя:
— Главное — найти человека, который станет учителем по жизни. Для меня им стал преподаватель в IT-академии. В силу обстоятельств мы разошлись, но он дал мне толчок. Я увлекся программированием. Планирую пойти на факультет прикладной математики и информатики БГУ.
— 11 «А» не даст соврать: у меня строго. На самостоятельной работе списать не получится, — уверяет В. Адамкович. — При этом вежливость, тактичность и культура обязательны при общении с детьми. Мне очень импонирует, что уважение к достоинству учащегося прописано в правилах педагогических работников, которые действуют с начала текущего учебного года. Иногда важно доносить до детей материал на их языке, чтобы было понятнее. И я нередко говорю: «Настраиваемся на биологическую волну».
Самого Виталия когда-то на биологическую волну настроил не учитель, а деревенская жизнь. Рос будущий преподаватель биологии и химии в Браславском районе. Ходил на рыбалку и даже выращивал дыни с арбузами!
— Еще маленький был, а нравилось посадить что-нибудь и наблюдать, как на твоих глазах растение обретает силу, форму и цвет, — с улыбкой говорит он.
Еще одна из рекомендаций Алины и Данилы — создавать в школе зеленые уголки из растений. Зеленого много не бывает. Универсальный цвет: повышает активность и снимает усталость. Бодрыми покидаем эту школу, думаю, дети тоже.
Фото Сергея Пожоги