«Дайте жалобную книгу». Почему безобидный фильм 15 лет пролежал на полке
Почему безобидный фильм «Дайте жалобную книгу» 15 лет пролежал на полке? Ответ — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В московском ресторане «Одуванчик» отвратительная кухня и скверное обслуживание. В то же время число ресторанов в столице СССР еще не позволяет выбирать заведения по вкусу. В «Одуванчик» приходит журналист газеты «Юность» Никитин и сталкивается с хамством работников и их нерасторопностью. Под впечатлением решает написать фельетон, тем самым наказать персонал. После публикации материал действительно вызывает резонанс.
Но журналист не ликует, а пытается помочь молодому директору заведения Татьяне Шумовой превратить морально устаревшее место в молодежное кафе, подключает свои профессиональные и личные связи. В результате общения молодые люди влюбляются друг в друга. А ведь недавно Татьяна собиралась замуж за Ивана Ильича Кондакова, начальника краевого управления торговли. Ситуация ставит девушку перед выбором.
Вынужденный компромисс
Те, кто знаком с фильмографией Эльдара Рязанова, наверняка заметили, что эта лента выпадает из общей стилистики. Вообще не его почерк. Всему есть объяснение. Для большинства своих кинокартин он совместно с Эмилем Брагинским писал сценарии. А этот фильм снят на основе чужого литературного материала, попросту навязанного постановщику.
Всё началось с того, что в 1962 году в Госкино СССР поступила просьба из вышестоящих инстанций снять ленту-фельетон, которая обратила бы внимание на недостатки в советской торговле и общепите: хамство продавцов и официантов, волокиту и прочие прелести сервиса. Бард, сценарист Александр Галич и драматург Борис Ласкин восприняли заказ как очередную халтуру, с которой нужно справиться и забыть. Написали угловатый, местами примитивный сценарий в манере сатирических фильмов 1950-х, где главный начальник мудрый и справедливый, а руководители среднего звена глуповатые и примитивные. Несмотря на то что готовый материал нельзя было назвать острым, на злобу дня, его сочли резковатым. Два года он пролежал в столе в Госкино. К его обсуждению возвращались вновь и вновь. Как раз в этот период Рязанов пытался добиться разрешения на съемки картины «Берегись автомобиля». После очередного разговора с начальством ему передали сценарий Галича и Ласкина «Дайте жалобную книгу» и пообещали: снимете этот госзаказ — будет вам финансирование на фильм о благородном автоугонщике Деточкине. Делать нечего. Режиссер поработал с текстом, выстроив сюжет на столкновении старого и нового. На смену лепнине в ресторане приходят фактурно выкрашенные стены. Срываются пыльные плюшевые гардины. Вместо стеклянных люстр — пластиковые светильники. Струнный оркестр с пожилой шансоньеткой в исполнении Рины Зеленой заменяют на ВИА с модной солисткой Ларисой Мондрус. Молодым везде у нас дорога!
Только звезды
Ставку Рязанов решил сделать на актеров, считая, что звездный альянс сможет вытянуть любые прорехи в драматургии. Даже крошечные эпизоды играют знаменитости. Михаил Пуговкин стучит домино в одном из дворов, гайдаевская троица Вицин, Никулин и Моргунов просаживают в ресторане деньги, полученные с помощью махинаций в торговле. Зоя Федорова исполняет роль дворника! Папанов — замдиректора ресторана. Одни считали, что это слишком, другим нравится кино только потому, что в нем такой мощный актерский состав.
В главной роли директора кафе-ресторана «Одуванчик» Шумовой — Лариса Голубкина. Накануне она снялась в «Гусарской балладе» (1962), обрела невероятную популярность, и на ленту о торговле в кинотеатры шли специально, чтобы посмотреть на нее. В картине возникает любовный треугольник между ней и персонажами Анатолия Кузнецова и Олега Борисова. Первый согласился на роль начальника краевого управления торговли Кондакова только потому, что у героя есть отрицательные стороны. До этого актеру предлагали играть только улыбчивых советских парней. О. Борисов накануне съемок перебрался из Киева в Ленинград, и отказываться от главной роли, пусть не слишком глубокой, резона не было. Журналиста Никитина он сыграл убедительно.
Еще одна советская мегазвезда Николай Крючков выступил в роли того самого либерального начальника управления торговли города.
Наконец, сам Рязанов, придерживаясь правила появляться в своих картинах, мелькнул в образе главного редактора газеты.
15 лет забвения
Съемки проходили в Москве. Лента примечательна тем, что Рязанов решил пойти по пути модных молодых режиссеров, таких как Марлен Хуциев, и для картины снял скрытой камерой много улиц столицы, где по тротуарам спешат по своим делам горожане. Тогда он просто создавал атмосферу современного города на экране. А сегодня, спустя 57 лет, это выглядит как уникальная кинохроника и завораживает.
Поскольку бюджет выделили скромный, большинство сцен снимали в одной локации. В Москве на площади Дорогомиловская Застава тогда построили большое кафе «Хрустальное», но отделочные работы в нем продолжались, заведение еще не открыли. Студия арендовала помещение. Сначала декорировала его под старый ресторан, потом обустроила в нем новый. Даже кабинет начальника управления торговли и рабочее место героини Голубкиной сняты там. В этом легко убедиться, так как в здании окна витражные, из них в разных сценах всё время виден один и тот же участок Кутузовского проспекта.
Когда журналист, персонаж О. Борисова, отправляется в командировку на север, в ленте звучит песня корреспондентов: «Обо всем, что было на планете, ты читаешь в утренней газете, и все новости с любого континента шлем в газету мы, корреспонденты». Везде указано, что слова написаны Б. Ласкиным. Однако в папке с документами, относящимися к производству фильма, хранится ведомость, на основании которой за сочинение слов этой песни 150 рублей получил Рязанов. В 1964 году эта сумма эквивалентна двум месячным зарплатам медсестры или молодого актера.
После премьеры руководители советской торговли резко выступили против фильма, считая его пасквилем на честных работников общепита. Требовали запретить картину. Но тогда, в 1965-м, класть ленту на полку никто и не думал. Но менее чем через 10 лет, в первой половине 1970-х, сценарист А. Галич и певица Л. Мондрус покинули СССР, получив статус беженцев. Хоть и порознь, оба стали работать на антисоветском радио «Свобода». Фильм немедленно запретили к показу. 15 лет не демонстрировали по телевидению, не было его и в кинотеатрах для повторных сеансов. Даже когда вновь появился в конце 1980-х в телеэфире, фамилии Мондрус и Галич были вырезаны из титров.
Рязанов не считал работу удачной, но и не стыдился ее. Картина сделана в духе своего времени. В ней есть элементы наивного кино 1950-х и нотки новой стилистики. Примечательно, что до этой ленты режиссер снимал разносортицу. Лишь после он выдал линейку картин, ставших киноклассикой, начиная с «Берегись автомобиля».
Еще материалы рубрики:
Почему съемки фильма «Старший сын» запретили, и как киногруппа обошла препоны
«Приступить к ликвидации». Почему Георгий Юматов едва не сорвал съемки фильма после поездки в Вену
«Набрали высоту, и вдруг самолет стал резко падать». Что происходило на съемках фильма «Старшина»
Снимая фильм «Соломенная шляпка», режиссер балагурил, думая, что делает однодневку
С «Чучелом» к Андропову. На что пришлось пойти Ролану Быкову, добиваясь проката своего фильма