1200 90

«Дарить радость людям». Солистка квинтета «Серенада» о своем пути в музыке

В Камерном зале Большого театра Беларуси 22 октября пройдет концерт «Песни Большой страны». Прозвучат «Ландыши», «Темная ночь», «Жураўлі на Палессе ляцяць…», «Я встретил девушку» и другие песенные хиты. Героем вечера будет струнный квинтет «Серенада»: две скрипки, альт, виолончель и контрабас. Путь солистки коллектива в музыке и история создания «Серенады» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

4

Татьяна Третьяк и струнный квинтет «Серенада»: слева направо — Павел Приемка (контрабас), Денис Макаревич (виолончель), Татьяна Третьяк (вокал), Генрих Мацкевич (скрипка), Елена Макуца (скрипка), Сергей Третьяк (альт)

Идея создания коллектива принадлежит заслуженной артистке Республики Беларусь Татьяне Третьяк. Она художественный руководитель, автор аранжировок музыкальных произведений, «мотор» квинтета и солистка Большого театра Беларуси. А еще доцент кафедры пения Белорусской государственной академии музыки (концертно-камерное пение, сольное пение).

На вечере петь с «Серенадой» будет не только Татьяна Третьяк. Выступят заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Якушевич, лауреаты международных конкурсов Александр Михнюк и Дмитрий Капилов.

Советские песни — это замечательная музыка в сочетании с прекрасными словами, в которых есть удивительная глубина и искренность, — говорит Т. Третьяк.

«В траве сидел кузнечик»

— Наверное, я пошла в бабушку, кубанскую казачку. Еще до войны ее хотели взять в Краснодарский оперный театр, но муж, мой дедушка, запретил.

Мое первое публичное выступление состоялось на Брестском телевидении. Мне семь лет. Пела «В траве сидел кузнечик». Вот так и понеслось… Была солисткой в хоре электромеханического завода, занималась в музыкальной школе и параллельно пела в ВИА. Между прочим, на клавишах играл Игорь Корнелюк, вспоминает Т. Третьяк.

— Старшая сестра занималась математикой, а со мной вопрос был решен: музыка. Специальность «Фортепиано». Отец мечтал о том, что я буду еще петь и играть на аккордеоне. И я научилась — для папы. Пела опереточные арии: от Пепиты Дунаевского до Сильвы и Марицы Кальмана. Любила собирать родных — петь и танцевать для них. Мой педагог в училище, отчитывая меня, всегда говорила: «Поешь ты хорошо, а вот играешь ужасно». (Улыбается.)

5 retro snimok

Танечка на Брестском телевидении. Ей 7 лет

Сумасшедшие гастроли

— Окончила консерваторию как пианистка, училась в магистратуре. И тут мне предложили съездить с группой артистов оперы и балета Большого на гастроли в Могилев и Могилевскую область. Аккомпанировать я любила, график был довольно свободный… Это сумасшествие, но за 12 дней я отыграла 30 концертов! Причем, когда мне передали ноты произведений, которые должна была играть, я стала зеленого цвета: многие из них видела впервые. В один день состоялись пять концертов, я в полуобморочном состоянии, но, наверное, в таких условиях и закаляется артист.

Мне несказанно повезло познакомиться с выдающимися мастерами своего дела. Это Людмила Златова, Нагима Галеева, Ольга Лаппо, Татьяна Ершова, Юрий Троян, Михаил Галковский, Владимир Экнадиосов, Виктор Чернобаев, Виктор Саркисьян… Настоящее созвездие! По окончании гастролей и «опера», и «балет» захотели, чтобы я работала у них концертмейстером. Певцы оказались оперативнее: «Таких людей отпускать нельзя. С завтрашнего числа работаешь у нас. Пиши заявление». Ошарашенная я пролепетала: «А можно с послезавтрашнего?»

Так 35 лет назад, 23 декабря 1988 года, я пришла работать в Большой театр Беларуси.

Знаки судьбы

— Поступила в 1992-м в консерваторию. Меня взяли сразу на 2-й курс в класс Людмилы Яковлевны Колос. И уже через год я впервые вышла на сцену белорусского Большого в образе Бригитты в опере Чайковского «Иоланта». Постановка дирижера Александра Анисимова и режиссера Вячеслава Цюпы. Официально стажерской группы в театре не было, но мы, молодые певцы, все равно числились стажерами. Денег, естественно, не получали, но были безмерно счастливы.

Когда оканчивала консерваторию, мне дали счастливую возможность спеть партию Сюзанны в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Это был государственный экзамен по оперной подготовке. Дирижер-постановщик Михаил Синькевич настоял на том, чтобы я обязательно пела и второй спектакль, он стал моим прослушиванием в театр, по итогам которого меня и взяли в оперную труппу Большого.

3

Сцена из оперы «Макбет» Дж. Верди. Леди Макбет (Татьяна Третьяк), Макбет (Станислав Трифонов)

Безусловно, есть незабываемые роли. Когда я впервые с нашим театром выехала на гастроли, то случайно оказалась задействована в концерте, в котором принимал участие итальянский баритон Антонио Сальвадори. И после выступления он сказал импресарио, что в следующем году хотел бы петь в опере Верди «Трубадур» именно со мной. Разве это не знак судьбы? А ведь такого могло и не произойти, если бы я не заменила в последний момент заболевшую певицу. Опять же, Леонору в опере «Трубадур» я собиралась впервые петь в Германии, но неожиданно даже для себя дебютировала с этой партией раньше — в Швейцарии, заменив оперную звезду Мишель Крайдер.

Случай действительно играет очень большую роль, и певец должен быть готов в любой момент выйти на сцену. А партию Леоноры обожаю до сих пор.

Партию Виолетты в опере Верди «Травиата» на нашей сцене я пела 20 лет. Один из спектаклей помню до сих пор. Мне за кулисы принесли большой букет роз и сказали, что цветы от Олега Меньшикова. Артист был на гастролях в Минске и в свободный вечер пришел на «Травиату». Я подумала: «Может, эти цветы засушить?» (Улыбается.)

Рождение «Серенады»

— Как-то на гастролях после выступления пришла в номер гостиницы, включила телевизор и увидела концерт: сопрано в сопровождении инструментального ансамбля исполняла песни из американских мультфильмов. И когда наш театр был на ремонте, я решила в Малом зале филармонии подготовить необычную программу. Тогда мой супруг (Сергей Третьяк, музыкант оркестра Большого театра Беларуси, альт. — Прим. авт.) играл в составе квартета. Но я подумала, что квинтет лучше. От нашей программы с французскими романсами, песнями из американских кинофильмов публика была в восторге. Мы получили приглашение показать программу на других площадках. Но как выступать без названия? Придумали: квинтет «Серенада».

С тех пор прошло 17 лет. Знаете, только сейчас я более-менее чувствую себя на наших концертах спокойно. Безусловно, творческое волнение всегда присутствует, но в случае с «Серенадой», находясь за кулисами, всегда нервничаю, переживаю: как прозвучал этот инструмент? Услышали ли музыканты солиста? Всегда хочется, чтобы все играли как один организм. И я безумно благодарна ребятам, что они меня терпят столько лет.

P.S. — Порой кажется, что моя фортепианная жизнь осталась в далеком прошлом. Конечно, я счастлива, что получила такое великолепное образование, оно помогает, и все-таки…

Вспоминаю слова одной своей поклонницы, которая как-то мне сказала: «Голос — это Божий дар. И не использовать его грех. Он у вас есть, и вы не можете петь лишь у себя на кухне. Ваша обязанность — дарить радость людям…»

1

Кто такой концертмейстер?

— В свое время я ездила в Москву на курсы концертмейстеров, которые в Большом театре России вела легендарная Лия Могилевская. И на всю жизнь запомнила ее фразу: «Если вы можете научить солиста петь — учите. Но если я вижу, что ко мне приходит певец с вокальными проблемами, я закрываю ноты и говорю: пожалуйста, в консерваторию, к педагогу. Не дело концертмейстера учить вокалу». Действительно, задача концертмейстера — помочь солисту с выучкой нотного материала, подсказать какие-то вещи, которые касаются музыкальной трактовки роли и создания образа… Я подумала: чтобы вообще иметь смелость для всего этого, необходимо самой глубже понять процесс звукоизвлечения, познать технику пения изнутри.

Именно тогда окончательно решила, что просто обязана осуществить свою мечту детства — стать певицей.

Фото из архива Татьяны Третьяк и Михаила Нестерова

Подготовила Елена Балабанович

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Облачно и без осадков будет в Беларуси 16 ноября

Облачная погода с прояснениями ожидается в республике 16 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 24 kopiya

Осадков в субботу не будет. В ночные часы местами по стране сгустится слабый туман.

Ветер прогнозируется западный, юго-западный, 4–9 м/с, в Витебске порывы могут усилиться до 14 м/с.

Температура воздуха ночью будет колебаться от 0 °C до +4 °С. Днем столбики термометров в Минске, Могилёве, Гомеле и Витебске покажут +4… +6 °C, в Бресте и Гродно — +6… +8 °C.

На строительство жилья в Беларуси в 2024 году планируется направить более 7,5 млрд рублей

Около 7 550,03 млн рублей планируется направить в 2024 году на строительство жилья в Беларуси. Об этом заявил заместитель министра архитектуры и строительства Александр Шваюнов, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

24 06 2024 gorod vid s kryshi zhilogo kompleksa d3 mozolevskij 29 kopiya

— За январь — сентябрь введено в эксплуатацию 2 699,9 тыс. кв. м жилья, из них 915,0 тыс. кв. м  для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Самый высокий темп роста по строительству общей площади жилья отмечен в Гродненской, Брестской и Могилёвской областях. Не выполнено задание в Минской, Витебской, Гомельской областях и Минске. По строительству жилья для нуждающихся с государственной поддержкой с положительной динамикой сработала только Витебская область (135 %), — отметил А. Шваюнов.

Также в эксплуатацию ввели 266,1 тыс. кв. м общей площади арендного жилья, 1 399,3 тыс. кв. м индивидуального жилья и 1 242,9 тыс. кв. м общей площади жилых помещений в сельской местности. Для многодетных семей построили более 4,4 тыс. квартир. Лучшие показатели — у Брестской и Витебской областей.

Кроме того, на заседании коллегии Минстройархитектуры отмечалось, что в январе — сентябре экспорт строительных, инженерных и архитектурных услуг составил 580,8 млн долларов. С положительным результатом сработали практически все регионы страны.