«Дарить радость людям». Солистка квинтета «Серенада» о своем пути в музыке
В Камерном зале Большого театра Беларуси 22 октября пройдет концерт «Песни Большой страны». Прозвучат «Ландыши», «Темная ночь», «Жураўлі на Палессе ляцяць…», «Я встретил девушку» и другие песенные хиты. Героем вечера будет струнный квинтет «Серенада»: две скрипки, альт, виолончель и контрабас. Путь солистки коллектива в музыке и история создания «Серенады» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Идея создания коллектива принадлежит заслуженной артистке Республики Беларусь Татьяне Третьяк. Она художественный руководитель, автор аранжировок музыкальных произведений, «мотор» квинтета и солистка Большого театра Беларуси. А еще доцент кафедры пения Белорусской государственной академии музыки (концертно-камерное пение, сольное пение).
На вечере петь с «Серенадой» будет не только Татьяна Третьяк. Выступят заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Якушевич, лауреаты международных конкурсов Александр Михнюк и Дмитрий Капилов.
— Советские песни — это замечательная музыка в сочетании с прекрасными словами, в которых есть удивительная глубина и искренность, — говорит Т. Третьяк.
«В траве сидел кузнечик»
— Наверное, я пошла в бабушку, кубанскую казачку. Еще до войны ее хотели взять в Краснодарский оперный театр, но муж, мой дедушка, запретил.
Мое первое публичное выступление состоялось на Брестском телевидении. Мне семь лет. Пела «В траве сидел кузнечик». Вот так и понеслось… Была солисткой в хоре электромеханического завода, занималась в музыкальной школе и параллельно пела в ВИА. Между прочим, на клавишах играл Игорь Корнелюк, — вспоминает Т. Третьяк.
— Старшая сестра занималась математикой, а со мной вопрос был решен: музыка. Специальность «Фортепиано». Отец мечтал о том, что я буду еще петь и играть на аккордеоне. И я научилась — для папы. Пела опереточные арии: от Пепиты Дунаевского до Сильвы и Марицы Кальмана. Любила собирать родных — петь и танцевать для них. Мой педагог в училище, отчитывая меня, всегда говорила: «Поешь ты хорошо, а вот играешь ужасно». (Улыбается.)
Сумасшедшие гастроли
— Окончила консерваторию как пианистка, училась в магистратуре. И тут мне предложили съездить с группой артистов оперы и балета Большого на гастроли в Могилев и Могилевскую область. Аккомпанировать я любила, график был довольно свободный… Это сумасшествие, но за 12 дней я отыграла 30 концертов! Причем, когда мне передали ноты произведений, которые должна была играть, я стала зеленого цвета: многие из них видела впервые. В один день состоялись пять концертов, я в полуобморочном состоянии, но, наверное, в таких условиях и закаляется артист.
Мне несказанно повезло познакомиться с выдающимися мастерами своего дела. Это Людмила Златова, Нагима Галеева, Ольга Лаппо, Татьяна Ершова, Юрий Троян, Михаил Галковский, Владимир Экнадиосов, Виктор Чернобаев, Виктор Саркисьян… Настоящее созвездие! По окончании гастролей и «опера», и «балет» захотели, чтобы я работала у них концертмейстером. Певцы оказались оперативнее: «Таких людей отпускать нельзя. С завтрашнего числа работаешь у нас. Пиши заявление». Ошарашенная я пролепетала: «А можно с послезавтрашнего?»
Так 35 лет назад, 23 декабря 1988 года, я пришла работать в Большой театр Беларуси.
Знаки судьбы
— Поступила в 1992-м в консерваторию. Меня взяли сразу на 2-й курс в класс Людмилы Яковлевны Колос. И уже через год я впервые вышла на сцену белорусского Большого в образе Бригитты в опере Чайковского «Иоланта». Постановка дирижера Александра Анисимова и режиссера Вячеслава Цюпы. Официально стажерской группы в театре не было, но мы, молодые певцы, все равно числились стажерами. Денег, естественно, не получали, но были безмерно счастливы.
Когда оканчивала консерваторию, мне дали счастливую возможность спеть партию Сюзанны в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Это был государственный экзамен по оперной подготовке. Дирижер-постановщик Михаил Синькевич настоял на том, чтобы я обязательно пела и второй спектакль, он стал моим прослушиванием в театр, по итогам которого меня и взяли в оперную труппу Большого.
Безусловно, есть незабываемые роли. Когда я впервые с нашим театром выехала на гастроли, то случайно оказалась задействована в концерте, в котором принимал участие итальянский баритон Антонио Сальвадори. И после выступления он сказал импресарио, что в следующем году хотел бы петь в опере Верди «Трубадур» именно со мной. Разве это не знак судьбы? А ведь такого могло и не произойти, если бы я не заменила в последний момент заболевшую певицу. Опять же, Леонору в опере «Трубадур» я собиралась впервые петь в Германии, но неожиданно даже для себя дебютировала с этой партией раньше — в Швейцарии, заменив оперную звезду Мишель Крайдер.
Случай действительно играет очень большую роль, и певец должен быть готов в любой момент выйти на сцену. А партию Леоноры обожаю до сих пор.
Партию Виолетты в опере Верди «Травиата» на нашей сцене я пела 20 лет. Один из спектаклей помню до сих пор. Мне за кулисы принесли большой букет роз и сказали, что цветы от Олега Меньшикова. Артист был на гастролях в Минске и в свободный вечер пришел на «Травиату». Я подумала: «Может, эти цветы засушить?» (Улыбается.)
Рождение «Серенады»
— Как-то на гастролях после выступления пришла в номер гостиницы, включила телевизор и увидела концерт: сопрано в сопровождении инструментального ансамбля исполняла песни из американских мультфильмов. И когда наш театр был на ремонте, я решила в Малом зале филармонии подготовить необычную программу. Тогда мой супруг (Сергей Третьяк, музыкант оркестра Большого театра Беларуси, альт. — Прим. авт.) играл в составе квартета. Но я подумала, что квинтет лучше. От нашей программы с французскими романсами, песнями из американских кинофильмов публика была в восторге. Мы получили приглашение показать программу на других площадках. Но как выступать без названия? Придумали: квинтет «Серенада».
С тех пор прошло 17 лет. Знаете, только сейчас я более-менее чувствую себя на наших концертах спокойно. Безусловно, творческое волнение всегда присутствует, но в случае с «Серенадой», находясь за кулисами, всегда нервничаю, переживаю: как прозвучал этот инструмент? Услышали ли музыканты солиста? Всегда хочется, чтобы все играли как один организм. И я безумно благодарна ребятам, что они меня терпят столько лет.
P.S. — Порой кажется, что моя фортепианная жизнь осталась в далеком прошлом. Конечно, я счастлива, что получила такое великолепное образование, оно помогает, и все-таки…
Вспоминаю слова одной своей поклонницы, которая как-то мне сказала: «Голос — это Божий дар. И не использовать его грех. Он у вас есть, и вы не можете петь лишь у себя на кухне. Ваша обязанность — дарить радость людям…»
Кто такой концертмейстер?
— В свое время я ездила в Москву на курсы концертмейстеров, которые в Большом театре России вела легендарная Лия Могилевская. И на всю жизнь запомнила ее фразу: «Если вы можете научить солиста петь — учите. Но если я вижу, что ко мне приходит певец с вокальными проблемами, я закрываю ноты и говорю: пожалуйста, в консерваторию, к педагогу. Не дело концертмейстера учить вокалу». Действительно, задача концертмейстера — помочь солисту с выучкой нотного материала, подсказать какие-то вещи, которые касаются музыкальной трактовки роли и создания образа… Я подумала: чтобы вообще иметь смелость для всего этого, необходимо самой глубже понять процесс звукоизвлечения, познать технику пения изнутри.
Именно тогда окончательно решила, что просто обязана осуществить свою мечту детства — стать певицей.
Фото из архива Татьяны Третьяк и Михаила Нестерова
Подготовила Елена Балабанович