Дети дождя. Как особенным ребятам помогают выстраивать отношения с обществом
Дети дождя. Так метафорично называют людей с диагнозом «аутизм». Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как помогают особенным ребятам выстраивать отношения с обществом.
Выполнить поддержку
Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей — многофункциональное учреждение, в котором оказывают помощь детям и их родителям, супругам, инвалидам, людям с зависимостью.
— В числе основных направлений — профилактика домашнего насилия, зависимости от психоактивных веществ, выстраивание детско-родительских отношений, урегулирование супружеских конфликтов, профессиональное самоопределение и другие, — рассказывает директор центра Ольга Другаль. — О востребованности подобной работы говорят цифры: ежегодно к нам обращаются более 3 тыс. семей.
Еще один важный вектор — поддержка людей с инвалидностью. В 2018-м в учреждении создали отделение дневного пребывания для детей-инвалидов. На сегодня это единственное в системе центров социального обслуживания населения в республике подразделение, где помогают раскрываться и интегрироваться в общество особенным девчонкам и мальчишкам.
Внутри себя
— Отделение посещают 80 юных минчан от 3 до 18 лет, — рассказывает заведующая им Ирина Шульган. — Диагнозы у ребят разные: гиперактивность, ДЦП, синдром Дауна… Но более половины подопечных имеют расстройства аутистического спектра.
Аутизм включает нарушения психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. Такие дети кажутся странными: они не смотрят в глаза, не проявляют удивление, могут подолгу кружиться на месте или монотонным голосом задавать один и тот же вопрос. Живут внутри себя.
— Загадочное заболевание (ученые до сих пор не выяснили причины его возникновения. — Прим. авт.) еще называют болезнью гениев, — отмечает собеседница. — Причем уровень интеллекта может быть от самого высокого до минимального. В каждом конкретном случае мы подбираем индивидуальную программу социальной реабилитации.
Все лучшее — детям
Пребывание в отделении рассчитано на четыре часа в день. Родители могут находиться вместе с ребенком или оставлять его под присмотром специалистов и заниматься личными делами.
— Работу с детьми выстраивают в игровой форме, — уточняет специалист по социальной работе Екатерина Шуляковская. — Акцент делают на то, чтобы заинтересовать ребят — вовлечь их в познавательный процесс и таким образом содействовать налаживанию коммуникации с окружающими.
Во многом помогают современные гаджеты — мини-игровая площадка с модульными блоками, она же на научном языке — сенсорно-динамический зал «Дом совы». Интерактивная песочница «Остров сокровищ», планшет с развивающими играми, оборудование для занятий робототехникой, спортивный велосипед… Это дорогостоящее оснащение закупили спонсоры — предприятия и организации столицы.
— В отделении также есть игровые комнаты. Там дети занимаются рукоделием, создают аппликации и сувениры из сезонных материалов, рисуют, расслабляются в шариковом бассейне, наблюдают за обитателями живого уголка — гигантскими улитками ахатинами, — перечисляет Екатерина Шуляковская. — Такие нехитрые занятия положительно влияют на эмоциональное состояние особенных девчонок и мальчишек.
Любовь спасет мир
Артём и Саша — брат и сестра. Родственные связи не единственное, что их сближает: у обоих детей аутизм. Девятилетняя Саша приходит в центр уже не первый год, а вот Артём только учится общаться со специалистами.
— Детям с аутизмом сложно вливаться в коллектив. Когда такой ребенок начинает проявлять эмоции и улыбаться, это уже достижение, — считает психолог отделения Екатерина Хритоненко. — Наша задача — выстроить развивающую среду, ведь чем раньше начать заниматься, тем лучше.
Юлия Тылиндус, мама семилетней Саши, отмечает: посещая центр, дочь научилась лучше понимать речь, легче воспринимать новые места, стала более открытой. А значит, счастливы и мама, и ребенок.
— В мире нет одинаковых людей, но мы все равны, — рассуждает директор центра Ольга Другаль. — Важно научиться взаимодействовать с особенными детьми, протянуть им руку помощи. Поверьте, пусть ребята с аутизмом и не проявляют эмоции, однако любовь, понимание и теплое отношение нужны им так же, как нам.
Фото Юрия Мозолевского
Читайте также:
- Минчанка года Ирина Шульган рассказала о работе с особенными детьми
- В Минске прошла конференция, где рассказали об интеграции в общество особенных людей
- Пятиразовое питание и ЛФК. Узнали об особенностях работы санаторного детсада
- Как проходит обучение ребенка с аутизмом в столичной школе, и о чем мечтает его мама
- В этом учебном году в Минске откроется около 7 тысяч объединений по интересам