Детские комнаты милиции, смерть Арчила Гомиашвили, Клинту Иствуду — 95. Этот день в истории: 31 мая
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 31 мая в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1740 год. Умирает король Пруссии Фридрих Вильгельм I, превративший страну из второразрядной державы в мощное государство, которое при его сыне Фридрихе II стало главной военной силой в Европе
Основное внимание Вильгельм I уделял развитию вооруженных сил, за что получил прозвище Фельдфебель на троне. При нем расходы на армию составляли до 80 % бюджета. Главной же гордостью короля была потсдамская гвардия, куда брали парней исключительно высокого роста. Когда в Пруссии такие закончились, эмиссары короля стали отыскивать их по всей Европе. Покупали крепостных и у русских помещиков — не жалея денег, молодых людей обманывали, подпаивали, шли на всевозможные ухищрения… В 1740-м в прусские гвардейцы попал и выпивший лишку дородный великовозрастный студент Марбургского университета Михайло Ломоносов. К счастью, будущему светилу русской науки удалось сбежать.
1930 год. Родился выдающийся американский актер и режиссер Клинт Иствуд
«Непрощенный», «Мосты округа Мэдисон», «Идеальный мир»… Фильмы, поставленные Иствудом, можно перечислять долго. Еще длиннее будет список сыгранных им ролей.
Приятно, что в столь преклонном возрасте, ассоциирующемся у большинства с воспоминаниями о былых успехах, Иствуд продолжает активно работать. Находясь в статусе живой легенды Голливуда (почетный «Оскар» за вклад в развитие киноискусства он получил еще в 1995-м), он снимает по картине в год. И, что важно, подобная плодовитость не сказывается на качестве выходящих на экраны лент.
Так, например, в возрасте 74 лет Иствуд снял один из лучших фильмов в своей карьере «Малышка на миллион долларов» и получил за него второй режиссерский «Оскар». А потом были «Подмена» (2008), «Гран Торино» (2008), «Непокоренный» (2009), «Чудо на Гудзоне» (2016), «Наркокурьер» (2018)… В 2024 году на экраны вышел юридический триллер «Присяжный номер два» — последняя на данный момент режиссерская работа Иствуда.
Сегодня легенде кино исполняется 95! В копилке Иствуда уже пять «Оскаров», три «Золотых льва» и две награды Венецианского кинофестиваля.
У актера восемь детей от шести женщин, хотя официальные отношения были зарегистрированы только с тремя. Он владеет отелем, баром и гольф-клубом. Ведет здоровый образ жизни (курит только на экране). Увлекается джазом и сочиняет музыку, несколько написанных им композиций звучат в его картинах. Иствуд — сертифицированный пилот, во избежание пробок порой добирается на съемки на собственном вертолете.
«Иствуд не человек. Это такое стихийное явление», — сказал о нем Арнольд Шварценеггер.
1935 год. Принимается постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»
В документе отмечалось, что массовая беспризорность в СССР ликвидирована, и теперь необходимо ужесточить законодательство в отношении малолетних правонарушителей.
Были усилены меры ответственности родителей и опекунов, введена мера материальной ответственности за действия детей. В структуре органов внутренних дел создали специализированные подразделения по делам несовершеннолетних, которые стали называть детскими комнатами милиции. В 1977-м они были преобразованы в инспекции по делам несовершеннолетних.
1945 год. Кончает жизнь самоубийством Одило Глобочник, один из самых одиозных нацистов Третьего рейха
С 17 июля 1941-го по 31 января 1942 года Глобочник был личным представителем Гиммлера по созданию структуры управления СС и концлагерей (в том числе лагерей уничтожения) на территории оккупированной Польши. Непосредственно руководил созданием лагерей смерти Белжец, Майданек (Освенцим) и Собибор, а также Треблинка. Участвовал в уничтожении Варшавского и Белостокского гетто (1943). 13 сентября 1943-го назначен высшим руководителем СС и полиции на Адриатическом побережье. Боролся с партизанами, был лидером в преследовании евреев, на этот раз итальянских. В конце войны, с приближением союзных войск, бежал в горную местность Каринтия в Австрии и укрылся в альпийском домике близ Вайсензе. Однако 31 мая 1945 года вместе со своим адъютантом Эрнстом Лерхом был арестован английскими солдатами. В момент ареста раскусил спрятанную во рту ампулу с цианидом.
Примечательно, что Лерх, не последовавший примеру шефа и сдавшийся англичанам, несколько раз привлекался к уголовному суду, но ни разу не был осужден. Несмотря на то что вина Лерха в массовом уничтожении тысяч людей совершенно очевидна, он спокойно провел остаток жизни в собственном доме и скончался естественной смертью в родном городе Клагенфурте в 1997-м.
1970 год. На чемпионате мира по футболу в Мексике ФИФА впервые позволяет командам проводить замены в ходе игры
Во втором тайме матча открытия турнира Мексика — СССР полузащитник сборной Советского Союза Анатолий Пузач заменил Виктора Серебряникова и таким образом вошел в историю футбола как первый игрок, вышедший на замену на чемпионатах мира.
Первые футбольные правила были утверждены 7 декабря 1863-го Футбольной ассоциацией Англии. Достаточно назвать их основные положения, чтобы любому хоть мало-мальски разбирающемуся в игре стало очевидно, насколько сильно они отличаются от современных и какую эволюцию прошли за эти годы. Так, к примеру, в первых правилах не было упоминания ни о пенальти, ни о желтых и красных карточках. Центральная линия поля отсутствовала, на воротах не было сеток, а судья выполнял работу, находясь за пределами поля.
Что касается замен игроков, то с самого начала и до середины XX века они в футболе разрешены не были, и если футболист не мог продолжать участие в матче из-за травмы, его команде приходилось играть в меньшинстве. Хотя использование замен в футболе было официально разрешено только в 1958-м и лишь для замены травмированного вратаря и одного травмированного полевого игрока, замены проводили уже в отборочном турнире к чемпионату мира 1954 года, в частности 11 октября 1953-го Рихард Готтингер заменил Хорста Эккеля в матче между сборными Германии и Саара. Однако использование замен в финальных турнирах чемпионатов мира не допускалось до 1970-го.
1970 год. Георгий Бурков сетует на то, что в кино не находится режиссер, который в него поверил бы
К тому времени ролей в кино у Буркова было еще совсем мало. Правда, после одной из них он проснулся знаменитым — в фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». В театре «Современник», куда он недавно перешел после работы в театре им. Станиславского, актер пока не сыграл ни одной серьезной роли.
Тридцать первого мая 1970-го Буркову исполнилось 37 лет. Дата неюбилейная, поэтому и отмечалась скромно — с участием только близких людей. А в дневнике актера в тот день появились такие строки:
«Тоска! Мне исполнилось 37 лет. В театре пора играть Дон Кихота, Гамлета, Федю Протасова, Галли, Тимона, Левшу, Ван Гога. В кино давно пора писать на меня сценарии. Пришла зрелость, и молодость не ушла еще. Могу все! Хочу писать, ставить спектакли, играть роли. Все! Но в театре все рушится. В кино не находится режиссер, который бы поверил в меня и увидел бы меня.
Писать не могу. Для этого надо построить иначе всю жизнь. Близкие мне люди хором хвалят меня, поют мне дифирамбы и мешают жить. Не понимают и не хотят понимать. Некогда им понимать. Некогда любить меня. Все слишком заняты собой. И нужен я им для них. Любое мое движение в себя воспринимается ими как кровная обида. Хочу быть свободным от эгоизма близких и друзей! И не могу. Они не дают. А мне уже 37 лет, я все могу. Тоска.
Я хочу быть свободным, как Чаплин. Свободным от общества, от вкусов и мод. Не хочу подчиняться законам современной эстетики, хочу диктовать их!..»
Уже в ближайшие пять лет Бурков снимется в таких картинах, как «Старики-разбойники» (1971), «Печки-лавочки» (1972), «Человек на своем месте» (1973), «Калина красная» (1974), «Они сражались за Родину» (1975), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).
2005 год. В Москве на 80-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни умирает известный актер театра и кино Арчил Гомиашвили
Он сыграл в 16 фильмах и 30 лет проработал на театральных подмостках, но запомнился одной ролью — Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая.
Роль 27-летнего героя романа Ильфа и Петрова Гомиашвили получил, когда ему исполнилось 44 года и за плечами оставалось вполне остаповское прошлое: юность в Тбилиси, дружба со шпаной и неоднократные аресты за хулиганство, а потом учеба в Школе-студии МХАТ и скандальное бегство из Москвы за драку, которая чуть не привела будущего Бендера на скамью подсудимых. Так что, когда Гайдай во время съемок «Двенадцати стульев» вдруг задался вопросом: «А как Остап Бендер сыграл бы Арчила Гомиашвили?», в его словах никто не увидел иронии. Кстати, до работы в кино Гомиашвили играл Бендера, а заодно Паниковского, Фунта и даже Зосю Синицкую в мюзикле «Похождения Остапа Бендера», поставленном им вместе с Юрием Любимовым.
Дальнейшая судьба Гомиашвили складывалась тоже по-остаповски. В конце 1980-х актер захотел снять картину по автобиографической книге миллионера Майкла Фильда, но денег на производство ленты никто давать не собирался. И вот однажды, поставив в казино последние 100 марок, Гомиашвили выиграл более 100 тыс., а Фильд в качестве компенсации за нереализованный проект подарил актеру 10 игровых залов. В 1992-м Гомиашвили открыл в Москве клуб под названием «Золотой Остап» с казино, баром и рестораном и стал преуспевающим бизнесменом.
В одном из интервью он сказал: «Почти тридцать лет — это целая жизнь, и я ее прожил Остапом и вместе с Остапом. Благодаря этой роли я получил в Москве квартиру, стал популярным человеком. Да и ресторан, названный в честь Остапа, — мое детище. Я нахожу между нами много общего. Я артист, и мне нужен зритель. Остап тоже артист, и ему тоже нужна аудитория. Нет аудитории — и меня ничто не интересует: ни стулья, ни деньги».
В последние годы актер много болел, в 2004-м у него обнаружили злокачественную опухоль в легких, во время операции в США ему удалили более 40 лимфоузлов. Умер Гомиашвили в онкологической больнице.