«Дикая охота короля Стаха» мощно и величественно открыла новый сезон в Большом театре
Большой театр Беларуси открыл 89-й сезон июльской премьерой. Зрителям представили оперу «Дикая охота короля Стаха», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Черты готического романа, мистической, исторической и романтической драмы — все это присутствует в романе Владимира Короткевича и либретто Светланы Климкович, а также оживает в музыке Владимира Солтана.
Благодаря оформлению спектакля художником-постановщиком Андреем Меренковым на сцене появляются фрагменты замков, арки и ворота, опускается туман над болотами, идут дождь и снег. Используются и реконструкции старинных портретов белорусской шляхты. Нельзя не отметить великолепные, изысканные наряды знати, созданные художником по костюмам Татьяной Лисовенко.
Режиссер-постановщик спектакля Анна Моторная постаралась воссоздать на сцене неповторимую атмосферу загадочной и таинственной Беларуси. В ее глухой уголок — поместье Болотные Ели, забредает в поисках сказок и легенд ученый-фольклорист Андрей Белорецкий (Владимир Громов). Там в старинном замке живет последняя из старинного рода дворянка Надежда Яновская (Марта Данусевич). Ее предок Роман Яновский обманом заманил на охоту и убил короля Стаха. Тот, умирая, проклял род убийцы и предсказал ему месть дикой охоты. Потомок рода Яновских, красавица Надежда, должна стать последней жертвой.
К тому же призрачные всадники держат в страхе всю округу, люди боятся и ждут жестокой расправы. «Сегодня ты живешь, а завтра — налетит охота», говорит Белорецкому крестьянин, вместе с ребенком собирающий хворост. Неподалеку лошадь жует сено. Кстати, без этого необычного для театра персонажа не обходится и сцена, в которой крестьяне засевают поле.
Колоритные картинки из сельской жизни: крестьяне встречают Святки, прихорашиваются у зеркала девушки в ожидании суженого, занимаются рукоделием… Привычный уклад жизни смешивается с ужасом, который навевают призрачные всадники. Погибает и друг детства Надежды Яновской — Андрей Светилович (Тарас Присяжнюк). В ход трагических событий решает вмешаться Белорецкий, поняв, что кроме него некому «от нее, несчастной и безвинной, руку убийцы отвести».
Надежду пугают черные ночи и одиночество, она оказывается на грани безумия. А перед приездом Белорецкого ощущает, что «лучами озарился заросший сад и мрачный дом». Серо-голубые, фиолетово-зеленые оттенки декораций, игра света и тени, видеоряд с летящей охотой погружают зрителей в таинственную атмосферу происходящего. Дополняет ее то пронзительная, как свист ветра или разбойника, то пугающая, словно мощные раскаты грома, музыка. Она заставляет волноваться в ожидании того, чем завершится происходящее.
Постепенно становится понятно, что Белорецкий должен бороться не с призраками, а с кем-то настоящим, властным и могущественным… Опекун Надежды и организатор дикой охоты Дубатовк (Дмитрий Шабетя) старается уничтожить семью Яновских и заполучить их поместье. Сможет ли противостоять его нечеловеческой силе и коварству любящий Надежду и рискующий ради нее жизнью Белорецкий, зрители узнают в финале спектакля.
Пронзительная история о людях, их пороках, преступлениях, мечтах и желаниях, подкрепленная высочайшим уровнем исполнения вокальных партий солистами Большого театра, нашла отклик в сердцах зрителей. Публика рукоплескала артистам на известнейших мировых оперных площадках.
И вот «Дикая охота короля Стаха», звучащая на белорусском языке, созданная в стенах нашего Большого театра, с национальным колоритом, покоряет сердца зрителей. Несомненно, она станет очередной жемчужиной в копилке белорусского искусства.
Фото Павла Русака
Смотрите также: