Дикие леса, древние храмы и логово дракона. Что посмотреть на Лепельщине
Древний город Лепель, окруженный девственными лесами под стать Беловежской пуще, полон легенд и историй. Что интересного может найти турист в этом краю? О бескрайних озерах, ленивых медведях и добродушном драконе – читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Чмок от Цмока
Город Лепель. Здесь еще в эпоху мезолита (каменный век) образовалось поселение. Оно расположилось на возникшем позже торговом пути «из варяг в греки». Входило в состав Полоцкого, затем Великого княжества Литовского. В 1586 году продано Льву Сапеге, который рядом со старым Лепелем построил новый. В начале XIX века Березинская водная система соединила крупнейшие речные транспортные артерии того времени — Днепр и Западную Двину, что сделало населенный пункт крупным экономическим и культурным центром на севере Беларуси.
Уже при въезде городок впечатляет чистотой и благоустроенностью. Население — более 17 тыс. человек. Развиваются промышленность, социальная и культурная сферы, туристические услуги. Настоящее сокровище края — 136 чистых озер. В них кроме рыбы имеются запасы сапропеля. Ценный природный материал, в зависимости от состава, используется как удобрение, кормовая добавка, в производстве строительных материалов и в качестве лечебных грязей.
Город стоит на берегу одного из самых крупных озер — Лепельского. Через парк подходим к водоему. Береговая линия изрезана множеством заливов и полуостровов. На набережной — причудливые арт-объекты, небольшие сказочные скульптуры. Брендом города стал бронзовый дракон — Цмок, якобы вышедший из вод. В славянской мифологии это дух, который охраняет дом, имущество и приносит семье благополучие. Его образ скульптору Льву Оганову навеяло произведение Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні», где описано чудище с тюленьим туловищем и головой то ли змеи, то ли лани. Правда, у лепельского дракончика вид вполне добродушный. Огонь не извергает и никого пока не съел.
Лев изваял Льва
Останавливаемся у памятника канцлеру и гетману ВКЛ Льву Сапеге, установленного в 2010 году. Автор все тот же Лев Оганов. Фигура правителя трехметровой высоты отлита из бронзы. Князь в парадном одеянии, в правой руке булава — символ власти.
Из архитектурных ценностей внимание привлекает костел святого Казимира, возведенный в 1876 г. в классическом стиле. Строился почти 20 лет, средства пожертвовал местный помещик Мальчевский. Деревянная церковь Параскевы Пятницы середины XIX века радует глаз яркой синевой фасада. В ней находятся две старинные иконы: Матери Божьей Смоленской и апостолов Петра и Павла. Сохранились и другие древние постройки: храм Рождества Христова, винокурня, кирпичное здание почтамта 1902 года.
Уникальный резерват
Едем в Березинский биосферный заповедник — единственный такого рода в Европе, особо охраняемый, с исключительным разнообразием природных богатств. В 1979 году его включили в мировую сеть биосферных объектов ЮНЕСКО. Общая площадь — 85 тысяч га. Расположен в Лепельском, Докшицком и Борисовском районах Беларуси. Разработаны пешие, велосипедные, конные, лыжные, комбинированные маршруты.
Двигаемся по деревянному настилу трехкилометровой экологической тропы. Думали, увидим красивый лес со стройными березками, с елями и солнечными полянками. Ничего подобного. Завален упавшими и высохшими стволами деревьев, в некоторых местах почти непроходимый.
— Почему засоры не убирают? — спрашиваю гида.
— Все должно оставаться как в дикой природе, без вмешательства человека. Только наблюдение и изучение, — объясняет сопровождающий.
Поэтому и сохранилось многое таким, каким было тысячи лет назад. Взять черную орхидею. Некоторые ее виды можно узреть только в Березинском заповеднике и больше нигде в Европе. Или черную ольху с красной древесиной, или того же воробьиного сычика. Дышится очень легко: здешний воздух признан эталоном чистоты в Беларуси. По его составу оценивается степень загрязнения атмосферы в разных регионах страны.
Медвежий угол
Вдоль тропы расставлены стенды с фото и подробной информацией о представителях заповедника. Здесь обитают бобры, выдры, барсуки, черный аист, серый журавль, беркут, орлан-белохвост и еще много всякой живности. Из обитателей заповедника в Красную книгу занесены 133 вида животных, 58 — птиц, 105 разновидностей растений и 11 наименований грибов.
В диких условиях на одной территории «прописалась» и большая европейская пятерка млекопитающих: зубр, лось, рысь, волк и бурый медведь. Кстати, косолапых одно время почти не было. И вот появились снова, размножаются. Бродят по лесам. Не хотелось бы встретиться с мишкой. Образ доброго увальня — выдумка литераторов и мультипликаторов. Потапыч очень опасен. От него не убежишь — догонит. Вскарабкаться на дерево тоже не выход: зверюга это сделает ловчее. Идем и на всякий случай озираемся по сторонам.
— Медведи избегают встреч с людьми, обходят стороной, — успокаивает гид.
А здесь и тропа заканчивается. Дальше двигаемся по окраине леса. По пути встречаются деревянные скульптуры мифологических персонажей, в том числе Лесовика и самого Велеса — одного из центральных божеств в славянских преданиях. Справа начинается болотистая местность. Чтобы осмотреть ее, забираемся на вышку с площадкой для обзора. С 15-метровой высоты открывается величественная панорама верхового болота.
На краю соснового бора расположился зоопарк с дикими животными. Хотя слово «дикие» к ним уже не совсем подходит. Людей не боятся, попрошайничают. К сожалению, у вольеров мы оказываемся в неурочное, послеобеденное время. Звери спят. Пытаемся подозвать зубра — бесполезно: открывает глаза и снова отключается. Развалившись на спине и задрав заднюю лапу на решетку, дрыхнет медведь. На наши призывы не реагирует. Ну и ладно, пусть ребята отдыхают. Уезжаем в Минск с незабываемыми впечатлениями.