Дневник покажите! Как в столице взрослые выдают себя за школьников ради бесплатного проезда
В «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца волшебники забрали упущенное время детей и стали от этого сами выглядеть как дети. Оказывается, в столице тоже периодически происходит нечто подобное: взрослые присваивают льготные проездные своих чад. Как выявляют зайцев-льготников и что грозит за такую легкомысленность — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
— Льготные проездные начали выдавать в рамках эксперимента по оплате транспортной работы при выполнении городских автомобильных перевозок пассажиров транспортом общего пользования столицы в 2023 и 2024 годах для учета и контроля пассажиропотока, в том числе льготных категорий, — рассказал заместитель директора филиала «Минский автовокзал» предприятия «Минсктранс» Сергей Милашевский. — Это школьники и инвалиды 1-й и 2-й групп. Благодаря эксперименту мы знаем, сколько таких горожан пользуются общественным транспортом. По уникальному номеру, отображенному на проездном, мы можем узнать, кто его владелец и какое ведомство выдало документ.
Большинство таких проездных предоставляют школьникам. Однако контролер имеет право потребовать предъявить документ, подтверждающий, что владелец карточки действительно ученик. Это регламентировано законодательством.
— У инвалидов есть удостоверение, у школьника — справка из учебного заведения или же дневник, — уточнил С. Милашевский.
Если пассажир предъявил льготный проездной, то нужно подтвердить право его использования, показав соответствующий документ. Такого правила придерживаются контролеры Евгений Кручевский и Елена Давыдова.
— Работаю здесь уже несколько лет, поэтому глаз наметан. Есть признаки, по которым безбилетного пассажира можно определить еще при входе в транспортное средство, — объяснил Евгений. — Кроме того, льготный проездной при прикладывании к смартфону отображается на его экране иначе, чем обычный. Если пассажир уверяет, что он школьник, но не имеет при себе справки, то прошу открыть электронный дневник. Сейчас он есть у всех учеников. В том случае, если ни электронного, ни обычного дневника нет, мы его высаживаем и устанавливаем личность через РУВД. Как правило, 99 % таких «школьников» — безбилетные пассажиры 1995–2005 годов рождения.
Проверка тщательная. По словам Евгения, сложность работы зависит от того, как к ней подходить.
— Большинство пассажиров приветливые и вежливые, — говорит собеседник. — Пытаются хамить в основном студенты, но я это сразу же пресекаю.
Елена также признается, что больше всего в работе ценит общение с людьми. Несмотря на то что считает себя строгим проверяющим, до конфликтов старается не доводить.
— К нам относятся по-разному, поэтому нужен индивидуальный подход, — рассказала она. — «Льготные зайцы» при их выявлении чаще всего сами признаются, что за проезд не уплатили и воспользовались документом сына или дочери. Так что с ними конфликтов не возникает.
Какая ответственность предусмотрена за использование чужого проездного?
— В нашей компетенции привлечь пассажира к ответственности за безбилетный проезд, — уточнила Елена. — Но при этом информация об использовании льготного документа человеком, который не имеет на это права, передается в соответствующие структуры.
Было интересно взглянуть на людей, которые, будучи родителями, пытаются сойти за ровесников своих детей. Мы присоединились к бригаде контролеров и отправились в рейд. Правда, безбилетники не попадались. Но, по данным С. Милашевского, с начала года изъято около 150 льготных проездных. Ими пользовались пассажиры, которые должны были оплачивать проезд. Значит, в среднем за день в столице регистрируют два таких факта.
Фото Сергея Мицевича